Урок литературы в 6 классе
«Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева
«Конь с розовой гривой»
Тема. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель. Познакомить с биографией писателя В.П.Астафьева, выявить нравственные проблемы, поднимаемые в рассказе, развивать навыки анализа текста.
Эпиграф: "Задача писателя –
противостоять злу, утверждая добро»
В.Астафьев.
ХОД
I. Здрвствуйте,ребята!
-Прослушайте отрывок, вспомните, из какого произведения он взят и кто его автор:
«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и невелико, не то, что, скажем, Байкал, но Васютка сам его нашел и людям показал».
-Это отрывок из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», изученного в 5 классе)
- О чем этот рассказ?
(О мальчике, который заблудился в тайге и нашел озеро, впоследствии названное его именем).
|
|
-Какие нравственные качества героя рассказа вы можете перечислить? (Стойкость, мужественность, смелость, силу духа).
-Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Для чего был приведен отрывок из рассказа В.П.Астафьева? (Мы будем сегодня изучать другое произведение этого писателя, узнаем что-то новое о самом писателе.)
ЗАПИСЬ числа и темы урока.
-Как вы понимаете тему урока? (Мы будем говорить о том, какие нравственные проблемы поднимает писатель в своем рассказе и актуальны ли они сегодня).
-Что - такое, по-вашему, нравственность?
-А вот как определяется это понятие в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова:
«Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих качеств».
-Какие нравственные качества вы знаете? (Честность, скромность, доброта, порядочность, достоинство, справедливость, милосердие, чувство долга, совестливость и др.)
- А какие пословицы на тему нравственности вы знаете? Послушайте:
Суди о человеке не по красоте одежды, а по красоте души /русская/.
Красота не во внешности, а в манерах /башкирская/
Самолюб никому не люб /русская/.
Самолюбие да самомнение - с высокой горы падение / башкирская /.
Просмотр видеофильма о родине Астафьева (ролик в ВК)
2 основные биографические сведения о Викторе Петровиче Астафьеве.
Работа по схеме:
д.Овсянка Красноярского края ж/д школа,
Высшие литературные
|
|
курсы,1959г.
I мая 1924г.
Изображение людей с
несложившейся судьбой,
взаимоотношения человека и природы
Кража 1965г.
Последний поклон 1967г
Пастух и пастушка 1971г.
Царь-рыба 1976г
Печальный детектив 1985г.
Все творчество В.П.Астафьева пронизано верой в человека, в его доброе начало и жизнестойкость. Его имя стоит в одном ряду с такими писателями, как Ф.Абрамов, В.Белов, В.Быков, В.Шукшин и др., исповедующими принцип "нравственность есть правда» как непременное условие художественности. Идеал Астафьева-человек, умеющий добротой своей предотвращать зло.
З. История написания рассказа.
Писать рассказы для детей В.Астафьев начал давно, у него выходили книги для детей, но в 1957г. он приступает к циклу рассказов о собственном детстве, впоследствии объединенных в книге «Последний поклон». Центральный образ книги, к которому обращена неизменная любовь писателя- образ бабушки. Ей, Екатерине Петровне, в первую очередь бьет благодарный земной поклон автор. Герой рассказа - Витя Патылицын - сирота, воспитываемый бабушкой Катериной Петровной.
-чтение
VI. ДОМ.ЗАДАНИЕ – прочитать стр.213-232
Ответить письменно на вопросы в тетради
(прислать для оценки) к следующему уроку