Глава 1. Литературное редактирование

КУРСОВАЯ РАБОТА

по ПМ. 01. «Технология комплексной работы с текстом»

На тему: «Особенности редактирования и корректуры текстов стихотворных произведений. Правила их оформления»

 

Выполнила: Бойкова Я.Ю.

Группа 2/15

Специальность: 42.02.02 Издательское дело

Проверила преподаватель:

Пушкарева К.Р.

 

Тверь

2020


 


Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Литературное редактирование………………………………..5
Оценка темы………………………………………………………………...5
Разработка темы…………………………………………………………….5
Литературная обработка…………………………………………………....6
Глава 2. Корректура текстов…………………………………………….7
Глава 3. Литературные термины………………………………………..9
Глава 4. Вёрстка стихотворного текста………………………………..11
Основные правила вёрстки………………………………………………...11
Заголовок……………………………………………………………………13
Расположение стихотворных строк………………………………………..13
Оформление стихотворного текста………………………………………..14
Разбивка на строфы…………………………………………………………15
Ударение……………………………………………………………………..15
Расположение прямой речи…...……………………………………………16
Нумерация стихов и строф…………………………………………………17
Глава 5.Аудитория…………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………...25
Приложения…………………………………………………………………27






















Введение

 

На данный момент нет ни одного текста в мире, которое бы не прошло корректорскую и редакторскую правку для оформления, выделения в нём всех видов ошибок, начиная от грамматических и заканчивая случайными опечатками, добавления ясности и чёткости в предложениях и убрать шероховатости языка и стиля. Каждый текст, каждое издание и каждое произведение так или иначе обрабатывается, прежде чем выйти в люди и найти своих читателей. Это долгий, трудный процесс, включающий в себя немало нюансов, которые мало того, что нужно проанализировать, учитывать при работе, так ещё, в первую очередь, о них нужно узнать от самого автора того или иного текста, ведь не каждый согласится изменить то или иное слово, если вдруг оно как-то связанно с его замыслом. И это только маленькая часть из того, что из себя представляет корректура и редакция текста.

Обработка текста появилась с первыми книгами. Наши предки тратили на данный процесс массы и времени, и сил, и материалов, чтобы выпущенное издание оправдало само себя и, в конечном итоге, послужило для того, для чего оно было и создано. Однако со временем, благодаря внедрению самой разнообразной техники в данную, уже теперь, "отрасль" корректирование и редактирование было во много раз упрощено и даже приобрело некоторый ряд правил, по которым уже вот несколько лет следуют все люди, послужившие свою жизнь именно этой работе. На современном этапе редакторская правка имеет несколько подразделений, то есть существуют и другие виды правки, которые применяются постоянно в каждом издательстве или редакции.

Правила корректорского и редакторского процесса зависят оттого, над каким текстом тот или иной человек работает. Выше было сказано, что существуют и другие виды правки - об одном из них мы и поговорим в моей курсовой, а именно о литературном редактировании, поскольку тема данной работы связанна со стихотворными произведениями.

Обычно, при упоминании слова "стихотворный" на ум приходят обыкновенные стихотворения знаменитых и знакомых нам с самой школы, авторов, но если углубиться в данный вопрос, то всё окажется не так-то просто.

В литературе есть и такие произведения, как поэмы, романы, сатира, элегии и многие другие, которые тоже написаны в стихотворном варианте, но ведь они не считаются стихотворениями, верно? Взять в пример школьные книги, как "Евгений Онегин", "Горе от ума", "Мцыри" и другие им подобные, однако они не относятся к стихотворениям. В таком случае, что из себя представляют на самом деле стихотворные произведения и почему для данного жанра литературы выделен и отдельный вид редактирования? Так, в своей курсовой я хочу разобрать данные вопросы и постараться объяснить читающим или слушающим эту работу о важности учитывать особенности корректирования и редактирования в этой области литературы.

Цель курсовой работы:

Ø Описать и объяснить особенности корректирования и редактирования стихотворных произведений.

Задачи курсовой работы:

1.Объяснить, что такое литературное редактирование.
2.Разобрать, что из себя представляет корректура.
3.Изучить основные термины стихотворных произведений.
4.Выяснить, как различается редактирование и корректура в зависимости от аудитории читателей стихотворных произведений.
5. Исследовать верстку стихотворных произведений.


 






Глава 1. Литературное редактирование

   Редактирование и корректура идут рядом в каждой проверке какого-либо текста, но не смотря на схожие цели, а именно сделать текст во многом лучше либо просто читабельным, они всё же во многом различаются.
   Поэтому редактирование и корректура текста – это два разных понятия. Редактирование представляет собой общую обработку текстового материала, включая структурирование и подгон под установленные технические параметры. Корректура же – это окончательная «шлифовка» статьи, выявление и правка ошибок орфографического и стилистического характера, опечаток, что бывают случайно допущены самим автором.
Как выше было сказано, для каждого вида текста есть своё редактирование. В нашем случае – это литературное редактирование.

Понятие " литературное редактирование " произошло от латинского redactus (значащий «приведённый в порядок»). Литературное редактирование - это комплексный анализ (в единстве формы и содержания) и улучшения текста.

Литературное редактирование опирается на положения лингвистики и стилистики текста, теории, жанров и функциональных стилей, практической стилистики, теории литературы, текстологии, формальной логики, теории коммуникации и многих других наук, что так или иначе изучают текст.
Он включает в себя оценку темы, проверку и исправление изложения, проверку и исправление темы, литературную обработку текста.

Оценка темы

Оценивая тему, необходимо, конечно же, познакомиться с текстом и дать общую оценку необходимости его публикации в общем. В расчет здесь нужно брать специфику сути издания или веб-ресурса, где текст впоследствии будет опубликован, и соответствие текста той задаче, которая решается именно тем самым автором.

Разработка темы

Под разработкой темы не просто следует, но и нужно понимать установление того, насколько всесторонне и объективно рассматриваются в тексте факты, явления и события, насколько логично изложение такого материала. Очень важно определить основательность всех выводов, заключений, обобщений и научных положений, а также понять, удалось ли передать не только просто внешний облик рассматриваемого явления или события, но и его всю внутреннюю суть. Если редактор не является автором, он должен обязательно проверить на достоверность все цитаты, цифровые данные и факты. Как правило, этого вполне достаточно для составления правильного представления об истинности научной и фактической составляющих.

Литературная обработка

Литературная обработка предполагает обычную оценку структуры материала, его объема, характера изложения, языка и стиля. При оценке текста всегда нужно обращать внимание на композицию текста и соотношение отдельных его блоков; проверять текст на наличие преувеличений второстепенных данных, повторений, очень сложных лексических конструкций; оценивать последовательность материала и т.п. Также нужно устанавливать соответствие объема материала выбранной теме, и при необходимости сокращать его. Огромную роль играют стиль и язык произведения: публиковать можно только такие работы, которые написаны точным и ясным литературным языком, в другом случае, его всё равно придётся так или иначе изменять.[1]

Основной этап процесса литературного редактирования начинается, когда устранены все названные выше недочеты. При первом проверочном чтении текст, как правило, не правится. На полях листов или файлов просто делаются пометки на тему самых грубых лексических, стилистических, логических и смысловых ошибок. При первом чтении удобно определять вид последующей правки (о видах правки поговорим далее).

На стадии второго чтения можно делать правки, вносить исправления в композицию и устранять логические непоследовательности, а также анализировать заголовок – оценивать его выразительность и соответствие содержанию (чем больше заголовок соответствует содержанию, тем лучше).

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: