Далее охарактеризуем особенности диагностики активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Для исследования могут быть использованы следующие диагностические методики:
1. Методика исследования лексических операций детей Н.В. Серебряковой
Это методика направлена на исследование лексических операций. Она выявляет объем активного словаря, а также лексическую системность и структуру значения слова.
Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова.
Подбор синонимов к словам.
Материалом исследования служат следующие слова:
Боец, здание, доктор, глядеть, шагать, торопиться, огромный, верный, радостный.
В случае затруднений предлагаются словосочетания глаголов и прилагательных с существительными.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?»
Подбор антонимов к словам.
Материалом исследования служат следующие слова:
Друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий, медленно, высоко, близко.
Объяснение значения слова
Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщающими понятиями; 10 существительных конкретного значения; 10 прилагательных; 10 глаголов.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» «Какой это?», «Что значит?».
2. Методика исследования лексического строя речи у дошкольников Т.В. Куликовой.
Методика выявляет особенности: активного словаря; антонимии; синонимии; объяснения значения слова
Исследование активного словаря
Материалом является традиционная методика с выбором картинки, называемой логопедом, из предлагаемого набора. По количеству группы существительных, прилагательных и глаголов не равны.
В ходе обследования ребенку поочередно предъявляются картинки, предлагается рассмотреть их и назвать, что на них изображено. В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задается вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?».
Исследование антонимии
Третье задание направлено на выявление степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным словам.
Материалом являются слова-стимулы: существительные: горе, день, друг, смелость; прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий; глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.
Исследование синонимии
Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.
Материалом являются слова-стимулы:
1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец;
2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый;
3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.
При анализе полученных данных учитывается число правильных ответов и их разнообразие.
Исследование объяснения значения слова
Для определения уровня осознания лексического значения слова используется «объяснение» слова, что часто применяется в логопедической практике. Логопед называет слово и задает вопрос: «Что это такое?» (о существительных); «Это какой?» (о прилагательных); «Что значит?» (о глаголах).
Детям предлагается объяснить значение:
– 25 имен существительных конкретного значения: дом, душ, замок, иголка, книга, конфета, кошка, кукла, автобус, барабан, балкон, ботинки, вишня, волосы, гриб, дети, дверь, майка, молоток, мяч, нос, письмо, платье, рука, санки;
– 5 имен существительных обобщающего значения: мебель, овощи, посуда, транспорт, цветы;
– 10 имен прилагательных: маленький, круглый, высокий, низкий, короткий, длинный, легкий, тяжелый, большой, веселый;
– 10 глаголов: бежать, идти, ехать, шить, читать, нести, рисовать, играть, прыгать, собирать.
3. Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А. Волковой.
Направлена на исследование активного и пассивного словаря. 2 блока. Один блок для исследования пассивного словаря, 2 блок для исследования активного словаря. В нашей работе мы рассмотрим 2 блок, на исследование активного словарного запаса. По ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.
2 блок
Цель: Исследование активного словаря
Задание. № 1. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету.
Задание № 2. Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка –..., кузнечик –..., змея –..., лошадка –..., собака –..., корова –..., самолет –.... Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.
Задание № 3. Подобрать антонимы к следующим словам:
входит –... закрывает –...
встает –... поднимается –...
ползет –... бежит –...
улетает –... ложится –...
плачет –... кладет – …..
Задание № 4. Состояние номинативного словаря.
Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).
Задание № 5. Состояние номинативного словаря.
Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?».
Задание № 6. Состояние номинативного словаря.
Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.
Задание № 7 Состояние атрибутивного словаря
Инструкция для ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.
Задание № 8. Состояние атрибутивного словаря
Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.
Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.
Оценка по диагностическим заданиям: максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла – правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.
Таким образом, предложенные выше методики позволят оценить уровень активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.