Диагностика активного словаря у детей с общим недоразвитием речи

Далее охарактеризуем особенности диагностики активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Для исследования могут быть использованы следующие диагностические методики:

1. Методика исследования лексических операций детей                       Н.В. Серебряковой

Это методика направлена на исследование лексических операций. Она выявляет объем активного словаря, а также лексическую системность и структуру значения слова.

Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова.

Подбор синонимов к словам.

Материалом исследования служат следующие слова:

Боец, здание, доктор, глядеть, шагать, торопиться, огромный, верный, радостный.

В случае затруднений предлагаются словосочетания глаголов и прилагательных с существительными.

Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?»

Подбор антонимов к словам.

Материалом исследования служат следующие слова:

Друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий, медленно, высоко, близко.

Объяснение значения слова

Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщающими понятиями; 10 существительных конкретного значения; 10 прилагательных; 10 глаголов.

Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» «Какой это?», «Что значит?».

2. Методика исследования лексического строя речи у дошкольников Т.В. Куликовой.

Методика выявляет особенности: активного словаря; антонимии; синонимии; объяснения значения слова

Исследование активного словаря

Материалом является традиционная методика с выбором картинки, называемой логопедом, из предлагаемого набора. По количеству группы существительных, прилагательных и глаголов не равны.

В ходе обследования ребенку поочередно предъявляются картинки, предлагается рассмотреть их и назвать, что на них изображено. В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задается вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?».

Исследование антонимии

Третье задание направлено на выявление степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы: существительные: горе, день, друг, смелость; прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий; глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.

Исследование синонимии

Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы:

1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец;

2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый;

3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.

При анализе полученных данных учитывается число правильных ответов и их разнообразие.

Исследование объяснения значения слова

Для определения уровня осознания лексического значения слова используется «объяснение» слова, что часто применяется в логопедической практике. Логопед называет слово и задает вопрос: «Что это такое?» (о существительных); «Это какой?» (о прилагательных); «Что значит?» (о глаголах).

Детям предлагается объяснить значение:

– 25 имен существительных конкретного значения: дом, душ, замок, иголка, книга, конфета, кошка, кукла, автобус, барабан, балкон, ботинки, вишня, волосы, гриб, дети, дверь, майка, молоток, мяч, нос, письмо, платье, рука, санки;

– 5 имен существительных обобщающего значения: мебель, овощи, посуда, транспорт, цветы;

– 10 имен прилагательных: маленький, круглый, высокий, низкий, короткий, длинный, легкий, тяжелый, большой, веселый;

– 10 глаголов: бежать, идти, ехать, шить, читать, нести, рисовать, играть, прыгать, собирать.

3. Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А. Волковой.

Направлена на исследование активного и пассивного словаря. 2 блока. Один блок для исследования пассивного словаря, 2 блок для исследования активного словаря. В нашей работе мы рассмотрим 2 блок, на исследование активного словарного запаса. По ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.

2 блок

Цель: Исследование активного словаря

Задание. № 1. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету.

Задание № 2. Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка –..., кузнечик –..., змея –..., лошадка –..., собака –..., корова –..., самолет –.... Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Задание № 3. Подобрать антонимы к следующим словам:

входит –... закрывает –...

встает –... поднимается –...

ползет –... бежит –...

улетает –... ложится –...

плачет –... кладет – …..

Задание № 4. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).

Задание № 5. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?».

Задание № 6. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Задание № 7 Состояние атрибутивного словаря

Инструкция для ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Задание № 8. Состояние атрибутивного словаря

Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.

Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка по диагностическим заданиям: максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла – правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.

Таким образом, предложенные выше методики позволят оценить уровень активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: