Разговорные жанры эстрады: скетч и миниатюра

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Известные эстрадные миниатюры и скетчи»

 

Автор: Е.А. Бакланова, студентка 4 курса,

очной формы обучения,

направления подготовки

Народная художественная культура,

профиль «Руководство любительским театром», квалификация «Бакалавр» 

___________________________

Научный руководитель:

М.В. Жабровец, доцент ВАК, профессор кафедры режиссуры

___________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­

 

Тюмень, 2020г.

Оглавление

Известные эстрадные миниатюры и скетчи 3

1. Введение. 3

2. Понятие эстрады.. 5

    2.1 Эстрадный номер 7

    2.2 Разговорные жанры эстрады: скетч и миниатюра. 10

3.  Истоки эстрады в России...............................................................................14

4.  Известные представители разговорных жанров эстрады.. 22

      4.1 «Театр одного актера» А. Райкина ……………………….....................22

     4.2 «Театр двух актеров» М. Мироновой и А. Менакера. 26

    4.3 «Семейный творческий дуэт» Е. Степаненко и Е. Петросяна 29

5. Заключение. 32

6.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

7. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 39

     7.1 Фотографии известных эстрадных миниатюр. 39

Введение

 

Искусство эстрады испокон веков сопровождало зрителя в разных формах своего проявления. Его истоки уходят далеко в прошлое, начиная свое существование в народных гуляниях и празднествах. Развлекательное начало этого вида искусства притягивает огромное количество поклонников, поэтому очень важно изучать этот вид искусства, чтобы знать каким продуктом питается наша публика сегодня и каким должно быть искусство эстрады.  

Совсем недавно во второй половине ХХ века возникла наука в искусствоведении – эстрадоведение, которое занимается изучением истории эстрады, исследует теоретические закономерности становления этого вида искусства, анализирует практический опыт предшествующих поколений, выявляет возможные варианты ее дальнейшего развития. Для дальнейшего развития этого искусства, очень важно изучение опыта предшественников и его анализ.

Цель данной курсовой работы: выявить значимость разговорных жанров на эстраде.

Задачи:

· разобрать основные понятия эстрады (разговорные жанры);

· изучить истоки эстрадного искусства;

· проанализировать творчество выдающихся представителей разговорного жанра. 

«Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!», - Фридрих Ницше. В нашем случае прежде, чем творить, необходимо постепенно изучить предмет творчества. Таким образом, нахождение общих закономерностей и отличительных особенностей в системе театра – эстрады, поможет реализовать поставленные перед нами задачи, так как эстрада является синтезом многих других искусств, а ее жанровые разделения до сих пор очень размыты. Дело в том, что эстрадные жанры пользуются множественностью выразительных средств, их неожиданными и необычными сочетаниями, создавая настоящее зрелище для зрителя, в этом состоит опасность для артиста, чтобы исполнение номера не превратилось в обычный трюк без какого-либо художественного замысла.   

.

        

Понятие эстрады

 

Эстрада (лат. – помост) – возвышение. Сценическая площадка для выступлений артистов, творческих коллективов [6.3-1]. Данное определение взято из краткого словаря театральных терминов.  Существует и другая трактовка понятия в словаре Ожегова: «эстрада – вид исполнительского искусства ~ представление на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических, цирковых номеров, обычно сопровождаемое конферансом» [6.2-4]. Следовательно, мы можем сделать вывод, что «эстрада» - это искусство малых форм в области зрелищ.

  Характерной чертой эстрадного номера является прямое общение артистов со зрительным залом. Обычно это отдельные законченные номера одного или нескольких артистов, соединенные в единое представление (концерт). С другой стороны, искусство эстрады – это некое возвышение артиста в исполнении короткого номера, включающего разные направления. Артист в некоторых случаях имеет право перевоплощаться на глазах у публики с помощью парика, реквизита и детали костюма. Исполнителю присущи яркое существование на сцене, а также он использует средства мгновенного воздействия на публику, приемы буффонады и гротеска. Артист создает маску, отказавшись от глубокого психологического построения образа. Элементы юмора, сатиры и публицистики являются фундаментом эстрадного искусства, в котором поднимаются злободневные проблемы общества.     

Начиная разговор о некоторых особенностях, о «феномене» эстрад­ной режиссуры, нельзя обойти молчанием некоторые весьма важные, порой решающие основы эстрадного искусства, непосредственно влияющие на особенности режиссерского творчества на эстраде. Без знания этих особенностей эстрады или пренебрежения ими невозможно успешное режиссерское творчество в этом виде сцениче­ского искусства.

Как и всякое искусство - эстрада есть художественное отражение реальной действительности и утверждение определенной идеи в опре­деленной форме. Естественно, что она, как и все другие виды искусст­ва, эмоционально воздействуя на человека, обращается к его духовно­му началу. Как правило, эстрадное произведение в своей основе несет в себе мощный заряд прогрессивных идей и мыслей, заряд положи­тельных эмоций.

Эстрада, как искусство праздника всегда стремилась удивить публику яркими цветами, необычными декорациями, изменениями формы сценической площадки. Многообразие форм и жанров в этом и есть особенность этого сценического направления.

Несмотря на то, что большинству эстрадных жанров, как и театру, присущи зрелищная природа и лицедейство, все же отождествлять эстраду с театром было бы неверно. Более того, в последние годы мы становимся свидетелями того, что театр заимствует у эстрады ее спо­собность к острому, броскому репризному характеру творчества, ее афористическую яркость, открыто включая ее в ткань драматургии (в этом, например, одна из особенностей пьес Г. Горина). Достаточно вспомнить такие спектакли, как «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова, «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые» и другие спектакли в постановке Юрия Любимова, многие спек­такли Марка Захарова в Ленкоме, да и спектакли во многих других театрах. «Холстомер» в БДТ, спектакли Марка Розовского в театре «У Никитских ворот». В свою очередь и эстрада испытывает очевидную тягу к театрализации, доверительной интонации, к психо­логической точности и тонкости. Влияние театра проявляется и в том, что сегодня все больше и больше появляется эстрадных представле­ний, объединенных какой-либо единой темой, забавным сюжетным ходом. Например, «Доброе слово и кошке приятно» Е. Петросяна, в ко­тором заняты актриса Е. Степаненко, артист музыкального театра В. Войнаровский и молодой актер-пародист Е. Грушин; или спектакль Г. Хазанова «Очевидное и невероятное»; или эстрадные спектакли Е. Шифрина (не случайно в наши дни существует «Шифрин-театр», как и театры Е. Петросяна, В. Винокура, В. Толкуновой и других). В этом же ряду и представление «Моя Одесса» Михаила Жванецкого в исполнении Романа Карцева; вспомним Марию Миронову с Александром Менакером, кото­рые, по выражению Бориса Поюровского, явились родоначальниками «Те­атра двух актеров». Если Л. Миров и М. Новицкий, Ю. Тимошенко и Е. Березин всегда выступали в образах персонажей, не меняющих не только своего внешнего облика, но и характеров, то М. Миронова и А. Менакер, выходя на сцену, каждый раз создавали совершенно разные образы в зависимости от драматургии исполняемого произведения. В этих спектаклях они действовали по законам театра. Как по этим же законам жил и творил легендарный Аркадий Исаакович Райкин, спек­такли которого (при всем уважении к актерам его труппы) по праву называли «театром одного актера». Было бы ошибкой не заметить, пройти мимо этого явления в эстрадном искусстве.

 Следует подчеркнуть: открытое и сформулированное К.С. Стани­славским учение «о сверхзадаче и сквозном действии», о жизни на сцене «человеческого духа» как основе зрелищного искусства, не чу­жды и эстрадному искусству. Только используются они не школярски, а творчески. Эстраде весьма близка вахтанговская школа с ее игровым началом, ироническим отношением к создаваемым сценическим об­разам. Причина этой общности в одних и тех же истоках театра и эстрады. Оба искусства родились на площади. Затем, в зависимости от «условий игры», их дороги принципиально разошлись не только в общественном созна­нии, в восприятии зрителей, но и в особенностях приемов игры.

Эстрадный номер  

Номер (лат. – число) – в эстрадном концерте и цирковом представлении отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов [6.3-1]. Так звучит трактовка понятия в кратком словаре театральных терминов. Термин «номер» возник в конце 18 века при зарождении стационарного цирка и первоначально означал порядок актерских выходов. Появилось это слово с этим значением сначала в цирке, а потом – на эстраде. Любой эстрадный концерт состоит из множества различных номеров, в том числе сольный концерт. Основной единицей, на которой строится эстрадного искусство, считается – номер. По мнению Ю. Дмитриева: «Номер – отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного искусства».

 В науке об эстраде существует пробел. Единодушное признание того, что именно номер является основой и «единицей измерения» искусства эстрады, с одной стороны, и фактическое отсутствие теории создания эстрадного номера, с другой, создает своего рода «парадокс об эстрадном номере». Главенствующее положение номера в структуре искусства эстрады заставляет сделать следующий принципиальный вывод: именно художественные достоинства эстрадного номера, в конечном счете, определяют вектор развития эстрадного искусства в целом. Поэтому анализ художественной структуры эстрадного номера в тесной связи с методологией его создания может быть обозначен в качестве одной из ведущих проблем эстрадоведения, которая требует основательного исследования.

Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.

Номер должен быть относительно коротким по напряженности, но не куцим. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой.

Есть основные принципы построения эстрадного номера, которым должен придерживаться режиссер и артист:

· короткометражность (длительность номера максимум 10 минут);

· юмор (комическое начало);

· злободневность (проблемы, затронутые в номере, должны быть актуальны для сегодняшнего зрителя);

· лаконичность (не допускается сложное сценографическое решение и реквизит);

· зрелищность (в режиссуре эстрадного номера большое значение имеют яркость и трюк);

· развлекательность (эстрадному искусству присуще оптимизм, жизнерадостность, весёлость, отсутствие рефлексии, яркость, непосредственность в общении с публикой, лёгкость восприятия);

· публицистичность (стремление активно участвовать в жизни страны);

· индивидуальность (искусство талантливых людей, придающих неповторимость исполняемому номеру);

· малое количеств артистов на сцене (в основном не больше 4 артистов);

· мобильность (способность к быстрому и неутомитель­ному передвижению с площадки на площадку);

· самостоятельность номера (режиссер-постановщик эстрадного номера создает закончен­ное и самостоятельное произведение, которое может быть показано отдельно, так и в разных программах и концертах);

· прямое общение артистов с залом (важна реакция зала и импровизация артиста).

При постановке эстрадного номера важно соблюдать различие между эстрадным и концертным номером; эстрадный номер отличается от концертного использованием в нем специфи­ческих выразительных средств эстрадного жанра, или их ком­плекса. Эстрадный концерт может состоять не только из собственно эстрадных номеров. Эстрадный номер может существовать самостоятельно или в эстрадном концерте, но эстрадный концерт не обязательно состоит из одних только эстрадных номеров. В него могут входить номера филармонических жанров (концертные номера) – художественное чтение, сцена из драматического спектакля, исполнение классических музыкальных произведений (вокальное и инструментальное).

Короткие выступления в эстрадном концерте, не обладающие комплексом признаков эстрадного номера, являются концертными номерами. Например, если скрипач просто исполняет «Чардаш», то это – концертный филармонический номер. Но если он во время исполнения начинает жонглировать скрипкой, а в конце номера она у него «взрывается» (старый цирковой трюк), то это уже — эстрадный номер. Концертный номер — это «Муки любви» Ф. Крейслера, в оригинале исполняемый на скрипке. Эстрадный номер — те же «Муки любви», исполняемые на пиле или художественным свистом.

История и опыт современной эстрады требуют, чтобы поста­новка номера отвечала ведущей тенденции развития эстрады, и одной из главных задач режиссера но­мера является соединение специфической технологии выра­зительных средств конкретного жанра с актерским искусст­вом, с созданием драматургии эстрадного номера.

Разговорные жанры эстрады: скетч и миниатюра

Жанр определяет тип художественного произведения в един­стве специфических свойств его формы и содержания. Он обоб­щает черты, свойственные определенным группам произведений искусства. Но в каждом виде искусства система жанров своеобразна. В отношении эстрады надо добавить: многообразна как ни в каком другом виде искусства. «Жанр есть общая катего­рия морфологии искусства», — отмечает М. Каган, — и его много­значность и многоплановость глубоко закономерны, так как по­рождены многогранностью структуры искусства. Каждый вид ис­кусства имеет собственный «набор» жанров. Существуют следующие эстрадные жанры:

· речевой (разговорный);

· вокальный;

· оригинальный и эстрадно-цирковой;

· инструментальный музыкальный;

· танцевальный.

Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы:

1. концертная эстрада (ранее называвшаяся «дивертисментная») объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах;

2. театральная эстрада (камерные спектакли театра миниатюр, театров-кабаре, кафе-театров или масштабное концертное ревю, мюзик-холл, с многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой);

3. праздничная эстрада (народные гуляния, праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, фестивали).

В номере любого жанра присутствует элемент актерской игры. В одних ее место более весомо. Это речевые жанры, в ко­торых искусство эстрадного артиста наиболее тесно соприкаса­ется с искусством актера драматического театра. В инструмен­тальных музыкальных жанрах ведущее место, естественно, зани­мает музыка. Но вне актерского мастерства ни один номер любого жанра на эстраде существовать не может.

Особое место в эстрадном искусстве занимают разговорные жанры. Благодаря мастерству выдающихся отечественных артистов прошлого и настоящего, таких как Н. Смирнов-Сокольский, А. Райкин, М. Миронова, Р. Зеленая, Г. Хазанов, Р. Карцев, М. Жванецкий  — слово, звучащее с эстрады, стало художественным носителем ценной нравственно-эстетической информации.

Слово является основным способом выражения речевой воли и речевого замысла эстрадного артиста не только в разговорных жанрах, но и, например, в искусстве «художественного слова». Однако цели и способы художественно-эстетического воздействия словом на зрителя-слушателя в разговорной и литературной эстраде явно разнятся.

Разговорные жанры эстрады:

· Конферансье;

· Эстрадный монолог;

· Интермедия;

· Скетч;

· Миниатюра;

· Каламбур;

· Реприза;

· Куплеты (музыкально-разговорным жанрам относятся куплет, частушка, шансонетка, музыкальный фельетон);

· Пародия (может быть «разговорной», вокальной, музыкальной, танцевальной);

· Декламация;

· Мелодекламация;

· Литмонтаж;

· Художественное чтение.

Точно зафиксированного перечня речевых жанров дать невозможно: неожиданные синтезы слова с музыкой, танцем, оригинальными жанрами (трансформацией, вентрологией) рождают новые жанровые образования. Живая практика непрерывно поставляет всевозможные разновидности, не случайно на старых афишах было принято к имени актера добавлять «в своем жанре».

Более подробно разберем разговорные жанры: скетч и миниатюра. «Скетч (англ. — набросок) — короткая сцена, в которой разыгрывается, как правило, комическая ситуация с участием двух-трех актеров без глубоких характеристик персонажей и сложной интриги. Театральное представление шутливого или сатирического характера, построенное на неожиданных забавных ситуаций» [6.3-1], — так звучит трактовка из краткого словаря театральных терминов. Если посмотреть другие определения данного слова, то можно дополнить, что скетч драматургическое произведение, и  структура скетча благодаря построению на неожиданных забавных, острых положениях, поворотах, позволяет возникнуть по ходу действия целому ряду нелепостей, но где все, как правило, кончается счастливой развязкой.

Также обратимся к краткому словарю театральных терминов, чтобы разобрать понятие «миниатюра»: «Миниатюра (лат. – киноварь, сурик) – произведение искусства малых форм. Небольшое сценическое произведение, в котором участвует минимальное число актеров. Миниатюре свойственна яркая, лаконичная форма выражения. При этом сохраняются все компоненты композиции, причем в обостренной эстрадной форме. Сюда относятся рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч. Как правило, миниатюры составляют репертуар театров миниатюр» [6.3-1].

Сделаем вывод, что скетч – это драматургическое произведение со своими жанровыми особенностями для постановки на сцене. А миниатюра – это воплощение на сцене небольшого этюда, в основу которого ложится любое небольшое авторское произведение (анекдот, рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч).  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: