Источники финансирования инвестиций

Среди источников финансирования инвестиционных проектовобычно выделяют:

  • Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов - финансирование исключительно за счет собственных (внутренних) источников (чистая прибыль; амортизационные отчисления; средства, выплачиваемые органами страхования в форме возмещения потерь от стихийных бедствий);
  • Заемные средства (банковские кредиты, облигационные займы и др.);
  • Привлеченные средства (средства, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставной (складочный) капитал);
  • Денежные средства, централизуемые добровольными союзами(объединениями) предприятий и финансово-промышленными группами, а также мобилизуемые застройщиками (подрядчиками) в порядке долевого участия в строительстве объектов (проектно-изыскательных работах);
  • Средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основе, а также средств бюджетов субъектов РФ;
  • Средства, предоставляемые иностранными инвесторами в форме кредитов,займов, взносов в уставные (складочные)капиталы российских предприятий.[1, с.126]

Рассмотрим подробнее средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основе, а также средств бюджетов субъектов РФ

Государственное финансирование инвестиций в России может осуществляться в таких формах, как:

- финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;

- финансирование в рамках целевых программ;

- финансирование проектов в рамках государственных внешних

заимствований

Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальные вложения между отраслями к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Инвестиционные целевые программы в бюджете 2013-2015года.

Главной целью бюджетной стратегии на 2013-2015 годы является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности – удовлетворение потребности граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а так же акционерных обществ составляют: в 2013 г. – 547,2 млрд. руб., в 2014 г. – 577,0 млрд. руб., 2015 г. – 453,7 млрд. руб.

Стройки и объекты находящиеся в федеральной собственности и собственности акционерных обществ, будут финансироваться по всем разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в соответствии с отраслевой принадлежностью.

Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности РФ и собственности муниципальных образований, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ или, соответственно, местных бюджетов, будет осуществляться в форме субсидий бюджетам субъектов РФ, объем которых составит в 2013 г. – 118,3 млрд. руб., в 2014 г. – 105,2 млрд. руб., 2015 г. – 68,0 млрд. руб. (с учетом завершения ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2007-2015 гг.)»).

Общий объем Инвестиционного фонда в 2013-2015 годах составит 273,4 млрд. руб., в том числе годовой объем фонда на 2013 год – 104,2 млрд. руб., 2014 г. – 93,3 млрд. руб., 2015 г. – 75,9 млрд. руб.

Бюджетные инвестиции в гражданскую авиацию РФ составят в 2013 году – 18 870 257, 5 тыс. руб., в 2014 году – 16 214 644,1 тыс. руб. Целью бюджетной программы является развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.

Анализ федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП (Таблица 1) показал, чторасходы инвестиционного характера (без учета расходов по национальным проектам), направляемые на реализацию федеральных целевых программ, непрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы, на государственную поддержку малого предпринимательства предусмотрены в объеме: 2013 год – 862,9 млрд.рублей, 2014 год - 921,3 млрд.рублей, 2015 год – 682,0 млрд.рублей, что превышает уровень 2008 года на 67 %, 78% и 31 %, соответственно.

Таблица 1

Реализация федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП

Функциональная структура расходов

2011год

(отчет)

2012 год (Закон)

2013год

2014 год

2015 год

Проект

% к 2012 г.

Проект

% к 2013г.

Проект % к 2014 г.

Расходы инвестиционного характера

-всего, в том числе: -ФЦП - непрограммные инвестиции - малый бизнес 516,7 393,4   120,8 2,5

688,9

495,8

 

189,7

3,5

862,9

668,7

 

190,7

3,5

125,2

134,9

 

100,5

100,0

921,3 723,9   193,4 4,0 133,7 146,0   102,0 114,3

682,0

500,8

 

176,9

4,3

99,0 101,0   93,3 122,9

Расходы инвестиционного характера

(без учета расходов по ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»

всего, в том числе:- ФЦП - непрограммные инвестиции - малый бизнес 355,1 231,8   120,8 2,5

507,3

314,1

 

189,7

3,5

615,4

421,2

 

190,7

3,5

121,3

134,1

 

100,5

100,0

661,2 463,8   193,4 4,0 130,3 147,7   102,0 114,3

682,0

500,8

 

176,9

4,3

134,4 159,4   93,3 122,9

Общегосударственные вопросы

всего, в том числе: -ФЦП
  • непрограммные инвестиции

15,5

5,2

 

10,3

35,6

16,1

 

19,5

34,1

18,1

 

16,0

95,8

112,4

 

82,1

35,8 21,0   14,8 100,6 130,4   75,9

34,3

22,9

 

11,4

96,3 142,2   58,5

Национальная оборона

–всего, в том числе: -ФЦП
  • непрограммные инвестиции

71,2

52,3

 

18,9

80,5

61,8

 

18,7

95,6

69,7

 

25,9

118,8

112,8

 

138,5

97,9 74,5   23,4 121,6 120,5   125,1

97,9

73,3

 

24,6

121,6 118,6   131,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

всего, в том числе: - ФЦП
  • непрограммные инвестиции

35,2

19,9

 

15,3

32,4

15,7

 

16,7

50,6

20,4

 

30,2

156,2

129,3

 

180,8

54,4 22,1   32,3 167,9 140,8   193,4

54,5

26,3

 

28,2

168,2 167,5   168,9

Национальная экономика

всего, в том числе:- ФЦП
  • непрограммные инвестиции

76,4

65,7

 

10,7

137,9

109,6

 

28,3

188,9

169,0

 

19,9

137,0 154,2   70,3 216,5 207,8   8,7 157,0 189,6   30,7

233,8

227,3

 

6,5

169,5 207,4   23,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

всего, в том числе:- ФЦП
  • непрограммные инвестиции

39,3

6,2

 

33,1

41,3

7,7

 

33,6

45,8

6,0

 

39,8

110,9

77,9

 

118,5

66,4 4,5   61,9 160,8 58,4   184,2

64,5

3,4

 

61,1

156,2 44,1   181,8

Охрана окружающей среды

всего, в том числе:- ФЦП
  • непрограммные инвестиции

0,39

0,3

 

0,09

0,4

0,2

 

0,2

0,39

0,3

 

0,09

97,5

150,0

 

45,0

0,26 0,2   0,06 65,0 100,0   30,0

0,24

0,2

 

0,04

60,0 100,0   20,0

Образование

всего, в том числе:- ФЦП
  • непрограммные инвестиции

13,9

9,4

 

4,5

22,0

13,2

 

8,8

23,1

11,8

 

11,3

105,0

89,4

 

128,4

24,2 12,8   11,4 110,0 97,0   129,5

20,3

12,5

 

7,8

92,3 94,7   88,6

Продолжение Приложения 4

Культура, кинематография и средства массовой информации

всего, в том числе: - ФЦП
  • непрограммные инвестиции

13,6

12,3

 

1,3

14,7

12,0

 

2,7

17,5

14,5

 

3,0

119,0

120,8

 

111,1

13,3 10,7   2,6 90,5 89,2   96,3

8,9

7,1

 

1,8

60,5 59,2   66,6

Здравоохранение и спорт

всего, в том числе:- ФЦП
  • непрограммные инвестиции

15,2

8,3

 

6,9

42,1

10,5

 

31,6

28,5

12,1

 

16,4

67,7

115,2

 

51,9

30,0 11,6   18,4 71,3 110,5   58,2

29,5

10,5

 

19,0

70,1 100,0   60,1

Социальная политика

всего, в том числе: - ФЦП
  • непрограммные инвестиции

10,4

10,4

 

0,0

2,1

2,1

 

0,0

2,6

2,6

 

0,0

123,8

123,8

 

0,0

2,9 2,9   0,0 138,1 138,1   0,0

3,5

3,5

 

0,0

166,7 166,7   0,0

Межбюджетные трансферты

всего, в том числе:- ФЦП
  • непрограммные инвестиции
  • малый бизнес

63,9

41,8

 

19,6

2,5

78,8

35,5

 

39,8

3,5

80,9

49,3

 

28,1

3,5

102,7 138,9   70,6 100,0 63,2 39,4   19,8 4,0 80,2 111,0   49,7 114,3

71,7

50,9

 

16,5

4,3

91,0 143,4   41,5 122,9
Новые ФЦП

 

 

47,5

  56,5  

64,2

 
ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2007-2015 годы)»

 

161,6

 

181,6

 

247,4

  136,2   260,1   143,2

 

0,0

  0,0
                           

Источник:

Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составляет: в 2013 году – 668,7 млрд.рублей, в 2014 году - 723,9 млрд. рублей, в 2015 году – 500,8 млрд.рублей, что в 1,6, 1,8 и 1,3 раза превышает аналогичный показатель 2010 года соответственно.

При этом, в целях необходимости досрочного завершения Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2007-2015 годы)» объем ассигнований на 2011 год увеличен на 78,8 млрд. рублей, на 2014 год на 76,8 млрд. рублей против показателей паспорта указанной программы с соответствующим уменьшением объемов ассигнований из федерального бюджета в 2015 году на 155,6 млрд. рублей. С 2015 года планируется реализация новой программы, направленной на развитие транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. Объемы ассигнований из федерального бюджета на финансирование новой программы будут определены после ее утверждения.

Так, предлагаются к финансированию в 2013 году 51 федеральная целевая программа, в 2014 – 50 программ, в 2015 – 48 программ. Из указанных программ 13 проходят корректировку и 8 вновь разрабатываются.

Объем ассигнований на непрограммные инвестиции в основные фонды составляет: в 2013 году – 190,7 млрд. рублей, в 2014 – 193,4 млрд. рублей, в 2015 - 176,9 млрд. рублей, что в 1,6, 1,6 и 1,5 раза соответственно превышает уровень 2008 года.

Основная задача бюджетной политики на 2013-2015 год – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

 

Заключение

Инвестиционная политика, как составная часть социально-экономической политики экономической системы определенного уровня управления, представляет собой комплекс мер и мероприятий по организации, финансированию и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на достижение целей, решение стратегических задач, реализацию различных интересов при оптимальном для инвестора соотношении доходности и риска. Экономическое содержание инвестиционной политики зависит от уровня субъекта инвестиционного рынка, определяется целями инвестора и особенностями сложившейся экономической ситуации, обуславливающей задачи и механизмы реализации.

Реализация правильной инвестиционной политики - сложная задача, и решение многих задач во многом будет зависеть от принимаемых мер по снижению инфляции; налоговой политики; реструктуризации банковской системы; законодательной базы инвестиционной деятельности; бюджетной политики. В связи с этим при разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий для активизации инвестиционной деятельности; улучшение инвестиционного климата; углубление институциональных и структурных преобразований, главной задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а для этого необходима законодательная база, обеспечивающая инвесторам определенные права и гарантии.

К факторам, препятствующим формированию благоприятного инвестиционного климата относятся: качество правоприменения действующего законодательства; уровень административного давления на бизнес; защищенность прав собственности.

 

Голосарий

Инвестиционная политика – составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Она стимулирует и регулирует инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом. Формирование инвестиционной политики в государстве происходит на основе законодательных актов.

  • - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный климат - характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).

Государственная компания, государственная корпорация, государственное предприятие - организация любой организационно-правовой формы, основные средства которого находятся в государственной собственности (или же муниципальной), а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.

Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.

Особая, свободная или специальная экономическая зона - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

 

Список литературы

1. Леонтьев В.Е. Инвестиции: учеб.пособие / под ред. В.Е. Леонтьева, В.В. Бочарова, Н.П. Радковской. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 416 с.

2. Лукаесвич И.Я. Инвестиции: Учебник / под ред. И.Я. Лукасевича. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 413 с.

3. Мелкумов Я. С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - (Серия "Высшее образование")/под ред. Я.С. Мелкумова.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 248 с.

4. Московский Гос. Университет им. М.В.Ломоносова. Методы государственного регулирования экономики: Учеб.пос. / под ред. Московский Гос. Университета им. М.В.Ломоносова (МГУ) - М.: ИНФРА-М, 2011. - 300 с.

5. Петросян Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие / под ред. Д.С.Петросяна - М.:НИЦ Инфра-М, 2012 -300 с.

6. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 384 с.

ЛЕКЦИЯ.2.Роль инвестиционных банков в осуществлении капитальных вложений.Инвестиционная политика банка.

План урока:

1. Формирование портфеля ценных бумаг

2.Банковские инвестиции

3.Понятие и назначение инвестици­онных операций

4.Прямые и портфельные инвестиции, их сущ­ность и характеристика

5.Активный и пассивный портфели ценных бумаг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: