Как процедура, маркетинг персонала предполагает реализацию в организации определенных этапов, или шагов. В науке и на практике известны процедурные подходы различных авторов.
Версия Р. Бюннера. Представляя маркетинг персонала как единство информации и коммуникации, Бюннер выделяет два этапа его организации.
1) Информационный этап (реализация информационной функции маркетинга персонала) – предполагает обеспечение организации точной информацией, получаемой в результате проведения исследований четырех видов:
· Исследование профессий: исследование содержательных и формальных профессиональных структур.
· Исследование организационного окружения: исследование организационно-экономических и социокультурных особенностей внешней среды, влияющей на работу с персоналом.
· Исследование рынка труда: исследование внешнего и внутреннего рынка туда.
· Исследование организационного имиджа: исследование облика предприятия на внешнем и внутреннем рынке труда.
2) Коммуникационный этап (реализация коммуникационной функции маркетинга персонала) – нацелен на представление предпочтительности организации как работодателя. Коммуникационное пространство включает:
|
|
· работников, которые представляют организацию и являются носителями ее имиджа;
· внешний рынок труда как источник потенциальных кандидатов на наем;
· общественность как основной фактор влияния на формирование мнений.
Для осуществления этапа Бюннер предлагает четыре вида мероприятий:
1. Сегментирование отдельных коммуникационных пространств: является предпосылкой эффективности реализации мероприятий по работе с персоналом. Формируемые целевые группы должны быть однородными по внутреннему содержанию.
2. Внутренние связи: касаются заботы о внутриорганизационных отношениях. Цель мероприятий по формированию внутренних связей – содействовать позитивному восприятию сотрудниками рабочего окружения, основывать внутренние отношения на приемлемости, уважении и возможности саморазвития работника. При этом на первый план выдвигаются неформальные элементы отношений, которые формируются в рамках формальной структуры.
Выделяют два подхода к формированию внутренних связей: поддержка коммуникаций в рамках производственного процесса; поддержка удовлетворения социальных потребностей работников вне производственного процесса.
Пример мероприятий по поддержке коммуникаций в рамках производственного процесса:
- формирование стиля управления, обеспечивающего сопричастность сотрудников с процессами принятия решений;
- полнота и объективность оценки персонала;
|
|
- регулярные собрания и беседы с сотрудниками, где обсуждаются мероприятия по управлению организацией.
Пример мероприятий по удовлетворению социальных потребностей вне производственного процесса:
- консультирование сотрудников по персональным проблемам;
- формирование групп свободного времени;
- организация спортивных мероприятий;
- издание внутрифирменного журнала;
- организация внутрифирменных праздников.
3. Рекламно-презентационные мероприятия: направлены на внешний рынок труда. Их цель состоит в оказании поддержки имиджа организации в наиболее важных рыночных сегментах. Самые значимые целевые группы – школьники и студенты. Например, дни открытых дверей, экскурсии, прием практикантов, руководство дипломными работами.
4. Связи с общественностью: работа с общественностью служит созданию доверия и понимания целей и мероприятий, реализуемых организацией. Цель связей с общественностью – формирование у общественности позитивной организационной картины. Например, спонсорство (культурных и спортивных мероприятий, в т.ч. программы защиты окружающей среды), интервью на актуальные темы в СМИ, создание логотипа для достижения визуальной идентичности.
Версия Е. Дитманна исходит из понимания маркетинга персонала как процесса, подчиненного реализации совокупности задач, представленных многоэтапной процедурой