Тема: Маркетинговая информация.
1.Маркетинговая информация, ее виды
Методы сбора маркетинговой информации
3. Задание
Маркетинговая информация, ее виды
Для эффективного функционирования в условиях маркетинга необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений.
Существует много причин, в силу которых маркетинговую информацию необходимо собирать при разработке, реализации и пересмотре маркетингового плана фирмы или каких-либо его составляющих.
Маркетинговая информация – это факты, сведения, цифры и другие данные, используемые при анализе и прогнозировании маркетинговой деятельности.
Маркетинговая информация различается по охвату, способу получения, периодичности возникновения, назначению и формам представления.
А. По охвату маркетинговая информация бывает:
§ внешняя — предоставляет возможность изучить данные о развитии внешней среды предприятия, организации, поведении посредников, поставщиков, продавцов, действиях конкурентов, мероприятиях государственного регулирования рыночных отношений. Основывается на публикуемых статистических данных, научных отчетах, специальной литературе, деловых переговорах, выставках, ярмарках и т.п.;
|
|
§ внутренняя — раскрывает внутреннее состояние предприятия, организации, содержит данные о материальных и финансовых запасах, производительности труда, капиталовложениях, расходах, доходах и др. Основывается на бухгалтерской, статистической, оперативной, технологической отчетности субъектов рынка.
Б. По способу получения информация может быть вторичной и первичной:
§ вторичная информация — ранее собранные данные из различных источников;
§ первичная информация — собранная непосредственно маркетологом. Для ее получения прибегают к наблюдению, опросу, эксперименту, панели.
В. По периодичности возникновения:
§ постоянная информация — отражает постоянные, длительное время неизменные величины маркетинговых переменных;
§ переменная информация — содержит фактические количественные и качественные характеристики функционирования субъектов рынка;
§ эпизодическая информация — определяется, формируется и представляется по мере необходимости.
Г. По назначению:
§ справочная информация — нужна для ознакомительного, вспомогательного использования, отражает относительно стабильные признаки;
§ рекомендательная информация — содержит прогнозы реализации товарной продукции, приоритеты выбора целевых рынков, поставщиков, посредников, торговцев. Основывается на результатах специальных исследований или анализе данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных рыночной ситуации;
|
|
§ нормативная информация — включает нормативные законодательные акты, нормы и нормативы элементов производства, обращения и др.;
§ сигнальная информация — появляется в ходе возникновения отклонений фактического состояния объектов маркетинговой деятельности от запланированного.
Д. По формам представления:
§ текстовая информация;
§ табличная информация;
§ матричная информация;
§ графическая информация;
§ числовая информация.
В зависимости от источников информация подразделяется на:
а) первичные данные, которые содержат сведения, полученные из устных бесед во время деловых контактов и личных встреч, письменной, служебной информации.
б) вторичные данные – главным образом сведения статистического, справочного, обзорного, аналитического и прогностического характера. Это различные печатные издания.
Первичная информация: понятие, источники,
Достоинства и недостатки
Первичные данные представляют собой только что полученную информацию для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса. Они необходимы в тех случаях, когда доскональный анализ вторичных сведений не дает необходимую информацию.
До непосредственного сбора первичных данных необходимо разработать структуру или план исследования, используемый в качестве руководства для сбора и анализа данных.
Структура исследования включает следующие решения:
§ кого или что следует исследовать, т.е. определить объект;
§ какая информация должна собираться, т. е виды и объемы нужной информации, которая определяется задачами исследования;
§ кто будет собирать данные: сама компания или внешняя исследовательская фирма;
§ какие методы данных следует использовать: опрос, наблюдение, эксперимент и имитация – они и являются источниками первичной информации.
Сравнительная ценность первичной информации
Достоинства | Недостатки |
Собирается в соответствии с точными целями данной исследовательской задачи | Сбор первичных данных занимает много времени |
Методология сбора данных контролируется и известна компании | Могут потребоваться большие затраты |
Все результаты доступны компании и являются секретными для конкурентов | Фирма может быть неспособной собирать первичные данные |
Отсутствуют противоречивые данные из различных источников | |
Может быть определена надежность информации |
Вторичная информация: понятие, источники,
Достоинства и недостатки
Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных и не связанных с решением исследуемой проблемы.
Источники: внутренние – планы и финансовые планы, данные о сбыте, данные о прибылях и убытках, счета клиентов, данные о запасах, результаты предыдущих исследований; в нешние – периодические издания, книги, монографии и другие периодические публикации.
Сравнительная ценность вторичной информации
Достоинства | Недостатки |
Многие виды информации недороги | Информация может не подходить для целей проводимого исследования, может быть неполной |
Информация обычно собирается быстро | Может быть устаревшей |
Часто имеется несколько источников информации, что дает возможность сопоставлять данные | Методология сбора данных неизвестна |
Информация может содержать данные, которые фирма не может получить сама (например: правительственные) | Могут быть противоречивые данные |
Надежность информации не всегда известна |