Планируемые результаты

предметные: развитие навыков глубокого осмысления лирических произведений, анализа стихотворений и умение делать выводы из прочитанного, навыки воссоздания картины, запечатленной поэтом;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

личностные: развитие  навыков исследовательской работы, логического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности, воспитание любви к родному краю, к его природным богатствам.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

 1.Биография поэта.

 2.Поэзия  на крымскую тематику

 

Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация

Литература:

1.Дягтерев П.А. У литературной карты Крыма. – Симферополь: Таврида, 1985.

2.Обвалы сердца. Авангард в Крыму / сост., предис. и коммент.

С. Шаргородского. – Б.м.: Salamandra P. V. V., 2011. – 187 с., илл.

– PDF. – (Библиотека авангарда, вып. IV).

3.Сельвинский И. Избранные произведения в двух томах. – М.: Художественная литература, 1989.

 

Преподаватель: Черченко Л.В.

Тема: Жизненный и творческий путь И.Сельвинского.

План занятия:

1.Биография поэта.

 2.Поэзия  на крымскую тематику

 

Ключевые слова: эстетическое познание, конструктивизм

Вопрос 1.

Море, море! Крымское море!                                 

Юности моей зов…                                                      

И если очень захочется счастья,

Мы с вами поедем в Крым!

Эти строки написал поэт Илья Львович Сельвинский, наш соотечественник, который через всю свою жизнь пронес любовь к Крыму.

Поэзия, как и вся художественная литература, дает обобщенное выражение духовной жизни народа. Выдающаяся поэзия содержит образцы философского и эстетического познания и освоения мира. Из художественной литературы читатель подчас больше узнает об эпохе, людях, идеалах, помыслах, чем из многих других источников. Познавательное и идейно-эстетическое значение художественных произведений талантливых авторов всегда очень высоко, а воздействие на формирование мировоззрения поколений – необычно активно.

    Жизнь каждого из нас представляет интерес, а тем более жизнь писателя – человека, обладающего способностью почувствовать, сколько силы таится в слове и как эту силу можно сделать послушной, человека, который, «стряхивая с образа мира пыль повседневности, поднимает остальных людей на более высокую ступень человечности».

    Всю свою жизнь посвятил раскрытию загадки поэтического творчества «ратник рыцарского ордена стиха», наш земляк, родившийся в Симферополе, И.Л.Сельвинский. Детство, отрочество и юность И.Сельвинского были яркими, но трудными. Сельвинский Илья (Карл) Львович (1899 - 1968)

родился 12 октября  в Симферополе в семье скорняка, инвалида турецкой войны 1874. После событий 1905, разгула реакции и погромов мать Сельвинского увезла трех дочерей и сына в Константинополь. В Турции,  Сельвинский учился во французской и арабской школах. После возвращения семьи в Крым жизнь была трудна, полна лишений, отец вернулся с войны инвалидом, часто болел, потом разорился, симферопольский дом пришлось продать, семья переехала в Евпаторию. Сельвинский поступил в городское училище, затем в гимназию. Гимназист вынужден был заниматься случайными заработками, но вместе с тем шло познание жизни поэтом не без привкуса романтики: одно лето плавал юнгой на шхуне вдоль Крымско-Кавказского побережья, а осенью обычно шел на лов кефали под Тарханкутский маяк. В 1918, став бойцом Красной гвардии, защищал Перекоп. Сельвинский продолжил образование в Москве, окончив юридический факультет университета, затем факультет общественных наук (1923), в 1929 едет инструктором по пушнине в Киргизию. Изданный в 1929 «Пушторг» явился первым советским романом в стихах. Тема романа — борьба идейности и карьеризма, участие интеллигенции в послереволюционном строительстве, сатирическое осмеяние приспособленчества. В основе сюжета столкновение между директором акционерного общества «Пушторг» Полуяровым и его заместителем Кролем, мещанином с партбилетом. Обуреваемый амбициями приспособленец Кроль выписан автором поистине с сатирической яростью. Окончив только 2 класса начального училища, Кроль благодаря революции «вышел в люди», работал в ЧК, был комиссаром отряда, вышел в хозяйственники. Он невежда, но он «дурак с интонацией хитреца», он щеголяет своей малограмотностью как неким пролетарским дипломом. Автор обобщенно разоблачает «кролевщину» как социальное зло приспособленчества, мимикрии, двурушничества. В 1928 Сельвинский пишет пьесу «Командарм-2» — ее ставит Вс. Мейерхольд. В 1930-32 работает сварщиком на Электрозаводе, был там также бригадиром литбригады, работником парткабинета, изучил производство электрических ламп. Стремление всесторонне изучить жизнь страны ведет его как уполномоченного Союзпушнины на Камчатку, затем в качестве корреспондента «Правды» он участвует в походе ледокола «Челюскин» (1933). На борту «Челюскина» была закончена пьеса «Умка — Белый медведь», в которой автор поднял тему интернационализма, развития малых народов. Руководитель экспедиции О.Ю.Шмидт услышал в пьесе «изумительные по мастерству и силе стихи» (Комсомольская правда. 1935. 14 февр.). Пьеса была сразу же после возвращения автора поставлена в Москве и Ленинграде и оценена как одно из «крупнейших явлений советской поэзии последних лет» (Литературный Ленинград. 1936. 14 февр.). Впечатлениями от похода «Челюскина» были навеяны эпопея «Челюскиниана» и роман «Арктика». В этих произведениях воплощены многолетние раздумья о смысле жизни, о личности и обществе, об индивидуальности и индивидуализме. В центре поэмы «Челюскиниана» (опубл. в 1937-38) — образ академика О.Ю.Шмидта. Поэму автор переработал в роман «Арктика»; начатый в 1934, он был опубликован в 1957. В обоих произведениях мы видим симфонию арктических красок, философичное осмысление современности.

В этот период разрабатывает жанр исторической трагедии в стихах: "Рыцарь Иоанн" (1937), "Бабек" (1941). В годы Отечественной войны Сельвинский находился на Крымском, Кавказском и Прибалтийском фронтах. Именно в эти годы начинает работать над драматической трилогией "Россия", которую заканчивает в 1957. Результатом многолетних раздумий и стиховедческих изысканий явилась книга "Студия стиха" (1962).  

С первых дней Беликой Отечественной войны Сельвинский уезжает на Южный фронт, участвует в обороне Крыма невдалеке от тех мест, где был ранен в Гражданскую войну. С авг. 1941 до янв. 1942 был военным корреспондентом газеты 51-й отдельной армии Крымского фронта «Сын отечества», сам ходил с бойцами в атаку. Сотрудничает в газете Северо-Кавказского фронта «Вперед к победе!», попадает в Севастополь. Оттуда на эсминце уходит в Керчь и принимает участие в керченско-феодосийском десанте, который был высажен с кубанского берега в дек. 1941. У Багеровского рва под Керчью, где фашисты расстреляли мирных жителей, Сельвинский написал ставшее знаменитым стихотворение «Я это видел!»:

 

«Нет! Об этом нельзя словами...

Тут надо рычать! Рыдать


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: