Особенности тактики допроса несовершеннолетних

По мере приближения к совершеннолетию возрастные особенности психики сглаживаются или исчезают совсем, а вместе с ними устраняются и препятствия к применению общих тактических приемов допроса.

Это отнюдь не умаляет значения индивидуальных особенностей психики несовершеннолетних при выборе тактических средств их допроса. Знание этих особенностей тем важнее, чем меньше возраст допрашиваемых.

Следователь всегда должен помнить о той важной роли, которую играет в формировании показаний мышление, столь несовершенное у детей.

Человек запоминает то, что доступно его “сознательному восприятию. Очевидно, что чем меньше возраст допрашиваемого, тем меньше он мог воспринять и запомнить.

Дефекты восприятия и воспроизведения у малолетних объясняются неполным развитием их умственных способностей. Они часто не могут разграничивать события, отрезки времени, определить расстояния, не способны к длительной сосредоточенности и вниманию. Воспроизведение ими воспринятого ограничено также недостаточным владением речью.

Закон не указывает минимальный возраст несовершеннолетнего, с которого он может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего. Однако с учетом особенностей психики детей, а также их повышенной склонности к фантазированию, подверженности внушению и самовнушению малолетних следует допрашивать только в исключительных случаях. Если следователь не в состоянии сам решить вопрос о способности малолетних давать показания, он должен быть решен с помощью врача и педагога.

Активизации памяти взрослых способствует, как известно, логическое восстановление событий, на что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет почти не способны. На формирование показаний несовершеннолетних в меньшей степени, чем у взрослых, а чаще всего совсем не влияют род занятий и профессия.

Все это необходимо учитывать при вызове несовершеннолетнего на допрос, определении предмета допроса и при формулировании вопросов, подлежащих выяснению. Предварительно следует проанализировать с позиций допрашиваемого сложность выясняемого обстоятельства, отношение к нему допрашиваемого, возможную преднамеренность или непреднамеренность наблюдения, а при формулировании вопросов подумать, какие отдельный признаки и свойства выясняемых предметов или обстоятельств могут быть понятны несовершеннолетнему.

Восприятие улучшается вследствие выработки привычных представлении, поэтому на них в первую очередь и должно быть обращено внимание при допросе несовершеннолетних.

Подавляющее большинство несовершеннолетних в возрасте до 14—15 лет не способно долго удерживать в памяти результаты непреднамеренного восприятия. Известно, что забывание является результатом не только исчезновения старых, впечатлении и ассоциаций, но и вмешательства нового, стирания под влиянием свежих впечатлений прежних.

Жизнь ребенка и подростка в большей степени, чем жизнь взрослого, переполненная живыми впечатлениями, быстрее отвлекает его от когда-то овладевших его вниманием фактов. Поэтому и допрашивать несовершеннолетних необходимо как можно скорее после интересующих следствие событий, так как искажения при воспроизведении могут произойти у них гораздо быстрее, чем у взрослых.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого необходимо помнить, что раскаяние и осознание своей вины прямо связано со способностью к самокритике, которая у него может быть и не развита в достаточной степени. Следует попытаться возбудить в нем эту способность, разъяснив опасность деяния. Это нередко дает положительный результат, так как подросток иногда просто не понимает общественную опасность и противоправность своего поступка. Осознав же это, он обычно искреннее раскаивается в совершенном, чем взрослые, как правило изыскивающие возможности оправдать, себя в собственных глазах и перед другими.

Вместе с тем подросткам в возрасте 13—16 лет нередко свойственна замкнутость, склонность к самосозерцанию, определенная отрешенность от окружающего, даже равнодушие к близким. Незнание этих особенностей может привести к неправильному представлению о несовершеннолетнем. Так, замкнутость, резкость и нарочитая грубость, свойственная подросткам, может привести следователя при допросе несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого к ошибочному мнению, что он имеет дело с закоренелым преступником.

Подросток зачастую не умеет владеть своими чувствами и своим поведением. Здесь многое зависит от его воспитанности, которая положительно влияет на его умение держать себя.

Интересной особенностью отличается и мотивация ложных.показаний несовершеннолетних в возрасте до 10—12 лет. Если для взрослых и подростков причиной недостоверных показаний обычно являются запамятование, заблуждение или преднамеренная ложь, то дети нередко мешают правду с вымыслом без всяких к тому причин. Ложные показания в таких случаях являются плодом их фантазии. Конечно, и несовершеннолетние до 12 лет и даже малолетние могут давать ложные показания из-за боязни ответственности (перед допрашивающим или родителями), из-за стыда, желания отомстить, под влиянием заинтересованных лиц.и т. д., но в показаниях детей чаще всего встречается бессмысленная ложь, тогда как у взрослых такая примитивная ложь свидетельствует об отклонении от нормальной психики.

Фантазируя, дети могут выдумать подробности. Когда же их изобличают в подобной лжи, они обычно не упорствуют. В одном случае 10-летнюю девочку спросили, почему она давала ложные показания, та ответила:

“Придумала я это просто так, сама теперь не знаю почему”.

Если ложь в показаниях несовершеннолетнего — результат постороннего воздействия на него, то он чаще, чем взрослый, мешает ложь с правдой, так как не может придумать и подготовить ложные показания до конца. Первый же из вопросов, выходящих за рамки подготовленных показаний, приводит его к замешательству.

Следует иметь в виду и то, что добросовестное желание детей сказать правду еще не свидетельствует о достоверности их показаний.

Дети гораздо в большей степени, чем взрослые и несовершеннолетние 16—17 лет, подвержены внушению и самовнушению. Впоследствии они и сами не в состоянии разобраться, произошло ли то, о чем они рассказывают, на самом деле, или же все выдумано. Это обязывает следователя особенно тщательно проверять показания несовершеннолетних, а тем более малолетних свидетелей и потерпевших.

Вот один из типичных примеров внушения ребенку впечатлений, не имевших ничего общего с действительностью.

Мать Иры, заподозрив, что ее 6-летняя дочь изнасилована соседом, стала ее тщательно осматривать, затем пригласила соседок и в присутствии ребенка высказала им свои предположения об обстоятельствах предполагаемого преступления. Те в свою очередь осматривали девочку, комментируя результаты осмотра. Таким образом, девочка еще до допроса столько раз слышала о подробностях своего “изнасилования”, что дала показания, полностью соответствующие рассказу матери. При этом следователя в ее показаниях поразили выражения, несвойственные ребенку такого.возраста. Впоследствии оказалось, что обвинение соседа в тяжком преступлении не соответствует действительности.

Способность ребенка к внушению и самовнушению обязывает допрашивающего и к тому, чтобы очень осторожно спрашивать его об интересующих следствие обстоятельствах. Нередко, затратив много сил и времени на выявление вопроса, откуда в показание ребенка вкралась ложь, следователь меньше всего думает о том, что сам в свое время внушил несовершеннолетнему столь озаботившее его теперь обстоятельство. Между тем такие случаи, к сожалению, еще встречаются. Следователь, приняв от работников милиции делю об убийстве в драке, обратил внимание на показания 10-летней Ани о том, что у одного из участников драки она видела нож. Это противоречило обстоятельствам дела.

— Скажи, Аня, — спросил ее следователь, — почему на допросе в милиции ты сказала, что видела в руках у дяди Васи нож? “Видите ли, как вышло... Меня в милиции дяденьки-милиционеры все спрашивали о ножах. Я и сказала, что видела нож у дяди Васи, а потом вышла из милиции и подумала: зря я им неправду сказала. Хотела идти обратно, да побоялась..”

Ребенок тем больше, склонен к внушению, чем больше он доверяет следователю и расположен к нему.

Именно повышенная способность к внушению и самовнушению привели к встречающемуся в литературе утверждению, что повторный допрос несовершеннолетних и малолетних нежелателен. Конечно, в, такой категоричной форме это утверждение нельзя признать правильным. Необходимость в повторном допросе может возникнуть и по не зависящим от следователя причинам, например в связи с выяснением новых обстоятельств. Повторный допрос в ряде случаев может оказаться более результативным, так как несовершеннолетний иногда сообщает новые данные, о которых побоялся сообщить ранее или которые забыл. Наконец, к повторному допросу следователь всегда лучше подготовлен, так как располагает не только результатами первого допроса этого несовершеннолетнего, но и, как правило, новыми дополнительными данными.

Все это помогает ему полнее выяснить важные для.дела обстоятельства и правильнее определить тактику допроса, способствующую получению. достоверных показаний. И все же, проводя при необходимости повторный допрос малолетних и несовершеннолетних до 14—16 лет, следователь обязан очень внимательно подмечать изменения в содержании показаний и попытаться до окончания допроса проанализировать, не явились ли эти изменения результатом, внушающего воздействия его вопросов па первом допросе или влияния со стороны иных лиц, с которыми несовершеннолетний обсуждал его результаты.

Наконец, следователь должен быть готов к тому, что показания несовершеннолетних в ходе судебного рассмотрения дела, которое имеет место нередко спустя значительное время после проведенного им допроса, могут претерпеть существенные изменения. Происходит это как за счет самовнушения и внушения со стороны заинтересованных лиц, а также близких несовершеннолетнего и малолетнего, так и под влиянием обстановки допроса в суде. Гласность судебного разбирательства, присутствие публики, приближение возможного наказания, а также перекрестный допрос нередко приводят несовершеннолетних и малолетних к отказу от дачи показаний либо к их существенному изменению, приноравливанию к сложившейся при допросе в суде обстановке. Поэтому при наличии к тому возможности наиболее важные из показаний несовершеннолетних и малолетних в ходе расследования рекомендуется фиксировать не только в протоколе, но и на фонограмме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: