Обобщение единичных фактов

При овладении историческими знаниями учащиеся с нарушением интеллекта могут доводить единичный случай до уровня широкого обобщения. Объясняется это не только конкретностью мышления учащихся, но и особенностью программы по истории для специальной (коррекционной) школы. Элементарный характер курса истории, недостаточное количество фактического материала для верных выводов и обобщений приводят к подробного рода ошибкам. Так, на вопрос учителя: «Почему Ломоносов не мог в детстве посещать школу?» ученик отвечает: «Ему мешала мачеха». Таким образом, большая социальная проблема (недоступность образования для крестьян) была подменена чисто случайными узкосемейными отношениями. Недружелюбие мачехи к Ломоносову было учащимся понятнее, чем вопрос о положении крестьян и их бесправии в царской России [3. С. 16]. Поэтому при ознакомлении с историческим материалом необходимо постоянно помогать детям делать обобщения как на основе одного исторического события, так и ряда событий. Надо показать причины возникновения события, дать ему оценку, выяснить историческое значение, влияние на последующую историю Родины. Большую роль в обобщении исторического материала играют повторно-обобщающие уроки, на которых учащиеся коллективно подводят итоги событий, находят выводы в текстах рассказов, записывают сделанные выводы в тетради.

Возникновение ложных стереотипов.

У учащихся специальной (коррекционной) школы часто наблюдается восполнение исторических знаний образами из современной жизни, в результате чего в их ответах причудливо переплетаются черты близкого детям настоящего и неизвестного им, далекого прошлого. Так, говоря о Гражданской войне 1918–1920 гг., школьники употребляют вместо слова «котомки» более близкое и понятное им слово «рюкзак». Возникновение ложных стереотипов объясняется недостатками зрительных восприятий, с одной стороны, и чрезвычайной легкостью и бесконтрольностью возникновения у учащихся с нарушением интеллекта ассоциаций, с другой стороны, поэтому для ответов учащихся на уроках истории характерны такие высказывания, как:

§ Дань Киевский князь увозил по Днепру на пароходах.

§ Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской одернул гимнастерку и крикнул: «Все за мной!»

§ Во время Гражданской войны Ленин вывесил плакат: «Все для фронта, все для победы!»

Зная склонность учащихся специальной (коррекционной) школы к «модернизации» исторического прошлого, учитель должен быть очень внимателен к их ответам и исправлять сразу же все неправильные слова и выражения, употребленные детьми.

Кроме этого, для предупреждения ложных стереотипов следует шире опираться на наглядность, а также добиваться от учащихся отчетливой характеристики каждого изучаемого события или явления путем неоднократного возвращения к содержанию уже изученного материала через организацию как текущего, так и обобщающего повторения.

Персонификация общественно-исторических событий.

Для учащихся с нарушением интеллекта характерна категоричность оценок изучаемых ими событий, явлений, у них наблюдается стремление воплотить все события и явления в конкретные действия отдельных исторических лиц. Приведем характерные ответы учащихся специальной (коррек-ционной) школы на уроках истории:

Связывая в своем рассказе внешний облик исторического деятеля с тем, за что он борется, как он сам к этому относится, как к нему относятся люди, мы помогаем формированию у учащихся с нарушением интеллекта чувств (долг, совесть, любовь к Родине) и одновременно учим их правильно оценивать уроки прошлого.

Механическое усвоение исторических знаний.

У многих учащихся специальной (коррекционной) школы наблюдается стремление к заучиванию исторического материала, что объясняется его сложностью. Ученики подчас отвечают правильно, но скованно, с частыми паузами в те моменты, когда стараются вспомнить, что же следует дальше. Происходит это в результате того, что основное свойство памяти – классификация, отбор и переработка воспринимаемых впечатлений – у учащихся с нарушением интеллекта расстроено, и поэтому то, что в обычных условиях у здорового человека осуществляется самостоятельно, у учащихся специальной (коррекционной) школы может быть достигнуто только повседневным закреплением в памяти тщательно отобранных, систематизированных сведений. Следовательно, знакомя школьников с историческим материалом, надо постоянно продумывать систему вопросов и заданий, требующих от них размышлений над теми событиями и явлениями, о которых идет речь. Например, «Почему произошла Куликовская битва?», «В чем причины крестьянской войны XVIII в.?», «Почему советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне?» и т. д.

Таким образом, зная основные особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, учитель должен строить урок так, чтобы избежать возможных ошибок, пробелов в знаниях; давать достоверный материал о развитии исторического процесса, осуществляя коррекционную работу в процессе его изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: