Исходя из смысла термина «баланс», стоимость имущества фирмы и размер источников его возникновения долж-ны совпадать.
Активами баланса называется имущество предприятия, в которое вложен его капитал, в стоимостной денежной форме. В соответствии с Федеральным законом от 5 декаб-ря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы подразделяют на основной и оборотный капитал.
Основной капитал включает в себя нематериальные, материальные и финансовые активы.
В оборотный капитал входят: товарные запасы; дебитор-ская задолженность; ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения; денежные средства.
Особенности и состав основного и оборотного капитала рассматривались ранее, но некоторых вопросов мы еще не касались.
Под нематериальными активами понимаются инвестиции неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет. Например, это могут быть права пользования отдельными ресурсами (природными, земельными, аренда помещений, оборудования и пр.); патенты; ноу-хау; права на промышленные образцы и модели; товар-ный знак; права на использование компьютерных программных продуктов; деловая репутация или так называемый goodwill. Расходы на goodwill возникают в качестве нематериальных активов при покупке определенной фирмы (или ее части), если сумма покупки превышает цену, зафиксированную в бухгалтерских книгах данной фирмы. Goodwill является отражением того, что покупке самого предприятия — собственно осязаемых активов — сопутствует также ряд благоприятных обстоятельств: удобное местоположение предприятия, сформированный штат персонала, разработанный технологический цикл и т.д. Нематериальные активы аналогично материальным активам переносят свою стоимость частями в течение всего срока их службы. Если продолжительность использования объекта нематериальных активов определить не представляется возможным, то срок службы берется равным 10 годам, но не более срока функционирования предприятия.
|
|
Под финансовыми активами понимаются долгосрочные вложения предприятия в ценные бумаги (такие как акции) других предприятий и государства, например вложения пред-приятия в уставные (складочные) капиталы других органи-заций. К финансовым вложениям относятся также предо-ставленные другим организациям займы.
Под пассивами понимаются источники возникновения имущества предприятия. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» пассивы делятся на сле-дующие группы:
· собственный капитал;
· страховые резервы;
· кредиторская задолженность, которая включает в себя долго- и краткосрочные обязательства.
|
|
Собственный капитал представляет собой вклад в фирму ее владельца (владельцев), уставный фонд, а также соот-ветствующую долю прибыли (или убытков), остающуюся
распоряжении фирмы и не распределенную на дивиденды.
Собственный капитал фирмы поступает в распоряжение владельца (владельцев) на тех условиях, которые про-диктованы юридической формой существования данного предприятия. Напоминаем, что прибыль — это не деньги, а расчетная величина, показывающая, что полученный доход от производственно-хозяйственной деятельности превы-шает необходимые расходы на эту деятельность за определен-ный период. Деньги в пределах расчетной величины прибыли могут направляться на увеличение имущества фирмы, ее активов. Размер резервных фондов и нераспределенной прибыли определяется либо учредительными документами, либо законодательно. Так, по состоянию на 2013 г. в Российской Федерации в АО должен создаваться резервный фонд. Его размер не может быть менее 5% от уставного капитала. А вот максимальный размер фонда не ограничен. Этот фонд предназначен для погашения непредвиденных затрат, а также для равномерного включения текущих расходов в издержки производства и обращения. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений от чистой прибыли.
Страховые резервы имеют много общего с кредиторскойзадолженностью. Кредиторская задолженность характери-зуется тем, что кредитор, сумма и срок уплаты известны. В случае страховых резервов, наоборот, не известны ни кре-дитор, ни сумма, ни срок выплаты. В качестве примера при-ведем покрытие из страховых резервов издержек по гаран-тийным обязательствам, компенсациям и рекламациям.
Долгосрочным называют такое обязательство, срок вы-платы по которому наступает позже, чем через один год. В качестве примера долгосрочного обязательства можно привести банковские ссуды или ипотечную задолженность, т.е. ссуду, выдаваемую под залог недвижимости.
Краткосрочным называют такое обязательство, срок уп-латы по которому наступает в течение одного года. В качестве примеров краткосрочных обязательств можно привести товарных и вексельных кредиторов, задолженность по НДС, налогу на прибыль, краткосрочные кредиты в финансовых учреждениях.
Баланс дает статическую картину финансового состояния предприятия. Это как бы «фотография» финансового со-стояния и, как по фотографии можно судить о человеке или объекте, по балансу можно многое сказать о предприятии.
Счет прибыли и убытков. Если баланс — это финансовая«фотография», то с помощью счета прибыли и убытков пред-ставляется возможным проследить динамику производст-венно-хозяйственной деятельности и определить по перио-дам абсолютный показатель эффективности — прибыль или убыток. В соответствии с определением эффективности как соотношения результатов и затрат счет прибыли и убытков представляет собой таблицу, в которой из выручки от реа-лизации последовательно вычитаются затраты, имеющие отношение к выручке. Состав затрат, который вычитается из выручки, определяется законодательством РФ.
План движения денежной наличности — это документ,который отражает денежные потоки. Он представляет собой таблицу, имеющую два основных реквизита: «приход» и «расход».
В каждый плановый период (в зависимости от вида бизнеса это может быть день, неделя, декада и т.п.) ука-зывается источник, дата и размер денежных поступлений — «приход», и цель, дата и размер предполагаемых расходов — «расход». Это позволяет оптимальным образом распреде-лять потоки свободных денежных средств, находить их источники, оптимизировать время операций с деньгами.