Ресурсы для организации электронного обучения и применения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации обучения детей с ограниченными возможностями

Здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием средств электронного обучения и дистанционных

Образовательных технологий

Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации обучения детей сограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ОВЗ) с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее –рекомендации) разработаны в соответствии с:

• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137);

• Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19»;

• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

• Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;

• Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания»;

• «Инструктивно-методическим письмом по организации образовательного процесса в образовательных организациях Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» комитета образования и науки Курской области от 03 апреля 2020 года.

1.2. Рекомендации созданы с целью оказания методической помощи при реализации адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ.

 1.3. Для обучающихся с ОВЗ, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.). Он может быть организован в следующих формах:

• учебные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);

• индивидуальные дистанционные занятия (в том числе, онлайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая проектную работу, вебинары, конференции);

• занятия с дистанционным включением обучающегося с ОВЗ в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернет-вещания);

• самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронная почта, номер ICQ, номер SKYPE.

1.4. При реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо регламентировать время работы за компьютером. Продолжительность непрерывных занятий за компьютером с жидкокристаллическим монитором определяется в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и составляет:

· для обучающихся 1 - 2-х классов – не более 20 минут,

· для обучающихся 3 - 4 классов – не более 25 минут,

· для обучающихся 5 - 6 классов – не более 30 минут,

· для обучающихся 7 – 11(12) классов – 35 минут.

Алгоритмы действия при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающихся с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

2.1. Администрация образовательной организации:

• разрабатывает и утверждает локальные акты (положения, приказы) о реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) или адаптированных образовательных программ (АОП)с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в которых определяет, в том числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточного контроля по учебным предметам;

• проводит мониторинг технического обеспечения педагогов и обучающихся с ОВЗ;

• определяет набор приложений, электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе;

• формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом;

• планирует электронные занятия, не нарушая требования СанПиН 2.4.2.2821-10 о продолжительности непрерывного применения технических средств;

• информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным предметам, консультаций;

• обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме;

• осуществляет контроль за проведением промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, осваивающих образовательные программы с использованием технологий дистанционного обучения, в соответствии с локальными актами учреждения;

• предусматривает возможность направления заявления от родителей (законных представителей) о переводе обучающегося на «дистанционное обучение любым удобным способом, в том числе посредством электронных средств связи»[1].

2.2. Учителя, специалисты сопровождения (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи):

• планируют свою педагогическую деятельность с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, создают, либо предлагают из имеющихся на различных информационных платформах, подходящие для обучающихся с ОВЗ ресурсы и задания с учетом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей;

• вносят корректировку в рабочие программы, при необходимости,
в учебные планы, в которых обозначается форма обучения, технические средства обучения, способы взаимодействия;

• осуществляют выбор формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся (формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей);

• определяют допустимый объем домашних заданий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• выясняют у родителей (законных представителей) методом опроса (по телефону) наличие средств для обучения ребенка с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (интернета, компьютера, планшета с подключением онлайн);

• проводят установочную беседу с родителями (законными представителями) на предмет создания условий для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• организуют мониторинг фактически присутствующих обучающихся с ОВЗ, которые обучаются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

• составляют расписание онлайн-уроков с учетом времени пользования обучающимся компьютером;

• обеспечивают смену видов деятельности, чередование режимов отдыха и учебной нагрузки в работе обучающихся онлайн и оффлайн;

• организуют продолжительные перерывы между уроками для отдыха глаз (от 15 до 20 мин);

• формируют файлы-задания для текущего обучения (серии, карточки) для обучающихся по основным предметам (урокам);

• разрабатывают рекомендации для родителей по закреплению программного материала (предлагаемого учителем обучающимся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка с ОВЗ;

• готовят дидактические и иные материалы, которые возможно использовать удалено (материалы для проведения занятий по учебным предметам, коррекционным курсам, которые могут быть размещены на сайтах образовательных организаций во вкладках тех педагогов, специалистов, которые реализуют обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

• осуществляют контроль полученных знаний: разрабатывают, либо используют уже имеющиеся на различных образовательных платформах задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала;

• дают родителям рекомендации по закреплению программного материала (предлагаемого учителем обучающимся в дистанционной форме) в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка;

• консультируют родителей по организации досуговой деятельности в условиях семьи, в том числе с использованием ресурсов социальных сетей и мобильных мессенджеров.

2.3. Родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

• инициируют контакты с любыми участниками образовательного процесса, задействованными в обучении их ребенка, через соответствующие форумы и через электронную почту;

• получают квалифицированную консультацию педагога по вопросам оказания помощи в планировании и организации учебного времени обучающегося, выбора способа освоения учебных курсов, а также, в случае необходимости, могут обсудить возможность корректировки организации учебного процесса;

• участвуют в Интернет-конференциях, тематических семинарах педагогов, родителей и детей, посвященных стратегии развития применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, составлению индивидуальных учебных планов, подготовке к итоговой аттестации и т.п.;

• организуют деятельность обучающегося с ОВЗ в соответствии с порядком проведения учебных занятий, контрольных мероприятий и консультаций.

2.4. Функции учителя-предметника (на примере раздела 3.3 см. «Инструктивно-методическое письмо по организации образовательного процесса в образовательных организациях Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» kiro46.ru).

2.5. Варианты организации надомного обучения при отсутствии подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет или при отсутствии персонального компьютера (на примере раздела 5, см. «Инструктивно-методическое письмо по организации образовательного процесса в образовательных организациях Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» kiro46.ru).

2.6. Ведение педагогической документации (на примере раздела 6, см. «Инструктивно-методическое письмо по организации образовательного процесса в образовательных организациях Курской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» kiro46.ru).


Ресурсы для организации электронного обучения и применения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: