1.Особенности полости рта у детей первого года жизни.Приспособление к грудному вскармливанию.
2.Функциональные особенности пищевода, желудка. Понятие о Рн-метрии, эндоскопии желудка.
3.Функциональные особенности тонкого и толстого кишечника,виды пищеварения. Методы обследования: рентгенологический, эндоскопический.
4.Печень:функции, виды обменов.
5.Билирубиновый обмен.
6.Характеристика стула ребёнка на естественном, искусственном вскармливании. Оценка копрограммы.
7. Микробное заселение кишечника, процесс становления.
Методика проведения занятия.
1. Проверка исходного уровня знаний: устный опрос, тестовый контроль.
2. Разбор теоретической части.
3.Самостоятельная работа: курация ребёнка в отделении
- изучить анамнез ребенка, опросив родителей или познакомившись с историей развития;
- провести антропометрию ребенку;
- самостоятельно провести осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию органов пищеварения;
- сделать заключение о состоянии пищеварительной системы ребенка, её функциональных возможностях;оценка ФГДС, Рн-метрии.
- если есть отклонения, то указать возможные причины.
4. Оценить представленные копрограммы, бактериограммы.
База: отделения КДКБ.
Оснащение занятия.
- таблицы; бактериограммы, копрограммы, результаты ФГДС,Рн-метрии
- методические рекомендации по методике осмотра ребёнка.
Список рекомендуемой литературы
Обязательная литература
1.Здоровый ребенок: учебное пособие / Б.И. Кузник [и др.] / Чита: РИЦ ЧГМА. – 2012. - 111 с.
2.Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней, С.- Пб. Фолиант, 2001г. -928с.
3.Пропедевтика детских болезней / Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 464с.
9. Контроль знаний: тестовые задания и ситуационные задачи по теме.
Методическая разработка учебного занятия №21
(для студентов)
1. Тема: Симптомы и синдромы поражения верхних отделов пищеваритель-ного тракта у детей.
2. Цель занятия: Студенты должны овладеть навыками выделения основных симптомов заболевания, объединения их в синдромы для постановки предварительного диагноза при поражении верхних отделов пищеварительного тракта.
Значение темы
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- особенности сбора анамнеза у детей разных возрастных групп;
-симптомы поражения полости рта, пищевода у детей грудного, старшего возраста;
Ø симптомы поражения желудка;
Ø методы обследования пищевода, желудка;
Ø оценку полученных результатов обследования.
Студенты должны уметь:
XIII. собрать анамнез;
XIV. провести осмотр полости рта;
XV. провести пальпацию живота в эпигастральной области, левом подреберье;
XVI. методом аускультации определить границы большой кривизны желудка.
Исходный уровень
Базовые знания, полученные при изучении следующих дисциплин:
- анатомии человека;
- гистологии и эмбриологии;
- нормальной физиологии.
Базовые знания включают:
- понятие об органах пищеварительной системы, их анатомическое положение и строение, выполняемой функции
- особенностях пищеварения у детей разных возрастных групп.