1. Особенности сбора анамнеза и выявления жалоб у больного с заболеваниями органов мочевой системы.
2. Гематурия, источники и механизмы возникновения.
3. Протеинурия, причины, диагностика.
4. Лейкоцитурия, способы выявления источника и характера лейкоцитурии.
5. Экстраренальные синдромы при заболеваниях органов мочеобразования и мочевыделения у детей и подростков.
6. Механизмы возникновения отечного синдрома, синдрома артериальной гипертензии.
7. Проявления синдрома дизурических расстройств.
7. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
Опрос родителей и детей.
Осмотр кожи, подкожно-жировой клетчатки, поясничной области, живота, надлобковой области, выявление явных и скрытых отеков.
Пальпация почек.
Пальпация мочеточниковых точек.
Пальпация и перкуссия мочевого пузыря.
Измерение и оценка АД
Оценка мочеиспусканий, диуреза.
База: отделение нефрологии КДКБ.
Оснащение занятия:
- видеофильм: «Методика исследования органов мочевой системы»;
|
|
- таблицы: общий анализ мочи, строение и функции нефрона;
- таблицы по теме: органы мочеобразования и мочевыделения;
- набор анализов мочи, крови.
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010–96 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.
Методическая разработка учебного занятия №27
(для студентов)
1. Тема: Диагностические критерии пиелонефрита, цистита, острого постстрептококкового гломерулонефрита, тубулоинтерстициального нефрита, дизметаболической нефропатии, острой и хронической почечной недостаточности у детей и подростков.
В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-15, ПК-16, ПК-17.
2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой клинического обследования органов мочевой системы у детей и выявления синдромов поражения при циститах, пиелонефрита, острого постстрептококкового гломерулонефрита, тубулоинтерстициального нефрита, дизметаболической нефропатии, острой и хронической почечной недостаточности.
|
|
3. Значение темы:
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов мочевой системы;
- методику исследования органов мочеобразования и мочеотделения;
- понятие о ренальных и экстраренальных синдромах;
- диагностические критерии (синдромы) цистита, пиелонефрита, острого постстрептококкового гломерулонефрита, тубулоинтерстициального нефрита, дизметаболической нефропатии, острой и хронической почечной недостаточности;
- симптомы нефротического синдрома;
- симптомы нефритического синдрома.
Студенты должны уметь:
- опросить мать и/или ребёнка, выявив возможные жалобы, характеризующие заболевание органов мочевой системы;
- провести исследование органов мочевой системы, выявив симптомы поражения;
- определить наличие ренального и экстракардиальных синдромов и обосновать их;
- оценить эхограмму почек, мочевых путей;
- оценить результаты рентгеноурологичексих методов исследования;
- диагностировать у ребёнка цистит, пиелонефрит, острый постстрептококковый гломерулонефрит, тубулоинтерстициальный нефрит, дизметаболическую нефропатию, острую и хроническую почечную недостаточность и обосновать.
4. Исходный уровень. Базовые знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- в цикле гуманитарных дисциплин: биоэтика, психология и педагогика;
-в цикле естественно – научных дисциплин: анатомия, гистология, физиология, патологическая физиология;
- в цикле профессиональных дисциплин: пропедевтика внутренних болезней, основы формирования здоровья, пропедевтика детских болезней.
Базовые знания студентов включают:
- публичную речь и письменное аргументированное изложение собственной точки зрения;
- знание и соблюдение этики и деонтологии, моральные права пациентов;
- знания психологии в процессе выстраивания взаимоотношений с детьми и подростками, их родителями, с коллегами;
- обучение пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни;
- анатомо-физиологические, морфологические, функциональные особенности ряда органов и систем у детей разного возраста.
Конспект теоретического материала занятия.
Ведущими синдромами в нефрологии являются нефротический и нефритический синдромы. Нефротический синдром характеризуется выраженным отечным синдромом, вплоть до асцита, выраженной протеинурией, гипопротеинемией, диспротеинемией, гипоальбуминемией, гиперлипидемией, гиперхолестеринемией, липидурией. Почечная недостаточность не характерна, часто сочетается с иммунодефицитным состоянием. Характерен положительный эффект на фоне применения преднизолона. Отеки при нефротическом синдроме рыхлые, подвижные (безбелковые).
Нефритический синдром – характеризуется умеренным отечным синдромом, при этом отеки плотные, малоподвижные (белковые), артериальной гипертензией различной степени выраженности, мочевым синдромом в виде гематурии (в 100% случаев), умеренной или невыраженной протеинурией, лейкоцитурией лимфоцитарного, моноцитарного либо эозинофильного характера. Характерно развитие синдрома острой почечной недостаточности, в связи со снижением процесса клубочковой фильтрации.