1. Причины, диагностические критерии пиелонефрита, цистита.
2. Понятие о почечной недостаточности, причины, виды, диагностические критерии.
3. Причины, диагностические критерии острого постстрептококкового гломерулонефрита.
4. Этиология и диагностические критерии дизметаболической нефропатии, тубулоинтерстициального нефрита.
5. Диагностические критерии нефротического и нефритического синдромов.
7. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
Опрос родителей и детей.
Осмотр кожи, подкожно-жировой клетчатки, поясничной области, живота, надлобковой области, выявление явных и скрытых отеков.
Пальпация почек.
Пальпация мочеточниковых точек.
Пальпация и перкуссия мочевого пузыря.
Измерение и оценка АД
Оценка мочеиспусканий, диуреза.
База: отделение нефрологии КДКБ.
Оснащение занятия:
- видеофильм: «Методика исследования органов мочевой системы»;
- таблицы: общий анализ мочи, строение и функции нефрона;
- таблицы по теме: органы мочеобразования и мочевыделения;
- набор анализов мочи, крови.
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010 – 96 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.
Методическая разработка учебного занятия №28
(для студентов)
1. Тема: Возрастные особенности органов кроветворения у детей.
В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18
2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой обследования органов кроветворения с учётом их возрастных особенностей.
3. Значение темы:
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- этикодеонтологические принципы общения с детьми с патологией органов кровообращения и их родителями;
- методику исследования лимфоузлов, печени, селезёнки;
- современную схему кроветворения;
- этапы внутриутробного кроветворения;
- развитие органов кроветворения в постнатальном периоде;
- особенности эритропоэза в возрастном аспекте;
- особенности лейкопоэза в возрастном аспекте;
- показатели гемограммы, миелограммы детей разного возраста.
Студенты должны уметь:
- опросить родителей и детей;
- провести клиническое обследование ребёнка;
- оценить гемограмму с учётом возраста ребёнка;
- оценить миелограмму с учётом возраста ребёнка.
4. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.
Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические константы органов кроветворения; оценку гемограммы и миелограммы.