Театральный символизм. Морис Метерлинк

1. Символизм в искусстве 1890-х гг. и театр. Театральный символизм как выражение новых художественных потребностей: обращение к человечеству в его всеобщих и вечных чертах, стремление к сверхчувственному. Причины недолговечности практики театрального символизма.

 

2. Поэтический театр как «пространство души». Стремление динамизировать сценическое пространство. Cимволистские идеи переустройства мира с помощью театра. Влияние теоретических взглядов и опыта режиссерской практики Р. Вагнера на театральную символистскую эстетику. Трактат Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» и символистский театр. Попытки осуществления «мистериального театра» в практике символистов.

 

3. Бельгийский драматург Морис Метерлинк (1862 –1949) и французская сцена.

Драматургия М. Метерлинка как начало европейской символистской драматургии.

 

4. «Маленькие драмы» Метерлинка 1890-х годов; их всечеловеческие конфликты – жизнь и смерть, обреченность человечности, любви, красоты, добра жестоким и непостижимым для человека силам рока. «Пьесы для кукольного театра»: замена человека марионеткой. «Принцип трагического повседневного». Неопределенность времени и места действия, символика ситуаций и обстановки в драмах Метерлинка (ремарки места действия). Замена конкретных характеристик родовыми, превращение персонажей в символы: не ребенок, а детство; не старик, а старость; не смерть данного человека, а смерть вообще.

 

5. Теория драматического подтекста и «неподвижной драмы» в трактате Метерлинка «Сокровище смиренных» (1896). Драматический язык Метерлинка: символический подтекст в речи персонажей, разрушение смысловой значимости слова, превращение слова в музыкальный эмоциональный жест. Символика пластики персонажей. Значение пауз и их пластическое заполнение. Музыкально-ритмическая, построенная на варьируемых повторах композиция драмы Метерлинка. Значение музыкального сопровождения в драматургии Метерлинка и других символистов-драматургов.

 

6. Драма «Слепые» (1891). «Слепые» и философия Ф. Ницше («Бог мертв»). Живописные произведения (А. Беклин «Остров мертвых» и П. Брейгель «Слепые») как источник драмы. Символика пьесы (символическое пространство, время, нумерология и т.п.). Особенность финала.

 

7. Драма «Пелеас и Мелисанда» (1892). Любовь, рок, смерть в пьесе. Стилизация фольклорного сюжета. «Условное Средневековье». «Тристан и Изольда» как один из источников пьесы. Символика пространства (пещера, источник, лес, дворец и др.).

 

8. Философская пьеса-сказка «Синяя птица» (1908) («феерия в шести действиях, двенадцати картинах). «Рождественская мистерия». Фольклорная основа «Синей птицы» (немецкие народные сказки). Обряд инициации и сюжетика «Синей птицы». Двоемирие пьесы («дневной» и «ночной» миры). Путешествие Тильтиля и Митиль во сне в «иной мир». Персонажи-помощники. «Ситуации испытания» героев в «ночном мире». Символ «синей птицы». Финал пьесы.

Литература

1. История зарубежного театра. СПб., 2005. С.357-359.

2. Август Стриндберг и мировая культура: Материалы конференции. Статьи. СПб., 1999.

3. Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., 1998.

4. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.

Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006.

5. Максимов В. Беспредельный Стриндберг // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С. 6-28.

6. Мейерхольд В.Э. Вступительное слово перед премьерой «Смерти Тентажиля» в Тифлисе 19 марта 1906 года // Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. I. 1898 – 1917. М., 1968. С. 95 –96.

7. Проскурникова Т. Образ человечества в драматургии Метерлинка // Метерлинк М. Избранные произведения. М., 1996. С. 367-382.

8. Стриндберг А. О современной драме и современном театре // Стриндберг А. Жестокий театр. М., 2003. С.29-43.

9. Французский символизм. Драматургия и театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма. СПб., 2000.

10. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Л., 1973.

11. Эткинд Е. Г. Театр Мориса Метерлинка // Метерлинк М. Пьесы. М., 1959.

 

 

Группа 4

Драматургия Бернарда Шоу

 

1. Интеллектуальная драма Бернарда Шоу (1856–1950) и английское сценическое искусство. Б. Шоу – режиссер и теоретик театра.

 

2. Драмы-дискуссии, конфликт которых строится не на борьбе интересов, а «вокруг столкновения идеалов». (Б. Шоу.) Участие зрителя в решении современных о

стрых проблем и превращение театра «в трибуну агитации и пропаганды». Социальная критика. Отказ от документального правдоподобия, гротеск и условность.

 

3. Драматические циклы Б. Шоу: «Неприятные пьесы», «Приятные пьесы», «Пьесы для пуритан».

 

4. Парадоксальность действительности как источник комического у Б. Шоу.

 

5. Комедия «Пигмалион» (1914). Соотношение мифологического сюжета и исторической действительности. Социальная идея «создания нового человека» и ее критика в комедии Б. Шоу.

 

6. Драма «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1917) - «фантазия в русском стиле на английские темы». Символика драмы. Шоу и Чехов.

 

Литература

1. История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 481-484.

2. Образцова А. Г. Драматургический метод Б. Шоу. М., 1965.

3. Образцова А. Г. Стелла Патрик Кэмпбелл. М., 1973.

4. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М., 1974.

5. Ромм А. Шоу-теоретик. Л., 1972.

6. Образцова А. Синтез искусств и английская сцена на рубеже 19-20 вв. – М., 1984

7. Шоу, Б. О драме и театре.- М., 1963.

8. Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. - Л., 1991.

 

СЕМИНАР № 7

Немецкий театральный экспрессионизм и «эпический театр» Бертольта Брехта

Э рнст Толлер. Эуген Несчастный.

Бертольт Брехт. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж и ее дети.

 

Группа 1

 

1. Экспрессионизм в Германии.

Экспрессионизм как «философия крика». Социальная почва экспрессионизма – отчаяние и растерянность после поражения в первой мировой войне. Теоретические основания экспрессионизма: отказ от изображения реальности, замена изображением внутреннего мира.

 

2. Герой экспрессионистской драмы – человек, объятый ужасом. Болезненность форм в экспрессионистских текстах, порожденная безобразием страха. Гротеск, галлюцинации, кошмарные сновидения, бред, «пограничные» состояния, безумие в изображении экспрессионистских драм.

 

3. Политические лозунги экспрессионизма – пацифизм, идея всечеловеческого братства, призыв к «революции духа» – примирению классов и моральному перевоспитанию человечества. Вера в «искупительную жертву» избранных личностей, «героев духа». Критика капитализма, войны, власти денег.

 

4. Социальная драма экспрессионизма: Георг Кайзер (1878–945), Фридрих Вольф (1888–1953), Эрнст Толлер (1898–1939). Схематически упрощенный, плакатно-поляризованный мир экспрессионистской драмы. Сатирические мотивы в социальной драме – протест против механизации жизни и нивелировки личности. «Драма положения».

 

Группа 2

 

1. Деиндивидуализация героя экспрессионистских драм, его фрагментарность. Чередование реального и ирреального. Особенности диалога экспрессионизма: стремительность, недосказанность. 

 

2. Трагифарс и комедия в драматургии экспрессионизма. «Черный юмор» в комедиях экспрессионистов (Г. Кайзер «Делец») и его традиции в европейском трагифарсе 1950-1960-х гг.

 

 3. Драмы Э. Толлера «Человек-масса» (1921), «Эуген несчастный», «Гоп-ля, мы живем» (1927).

Анализ драмы «Эуген несчастный». Образ «неистового скорбника» Эугена несчастного, отзвук идеи в этом персонаже человека-марионетки («сломанный паяц»), человека, уставшего сопротивляться Року. Персонажи-маски. Композиция драмы: эпизодичность, «кадровость» действия. Принцип лейтмотивов в построении драмы. Значимость слова. Язык Э. Толлера. Монологи, обращенные в зрительный зал. Истерический пафос. Интермедии, создающие картину страшного механизированного мира, определяющего горестную судьбу героя.

 

Группа 3

 

1. Драматургия и режиссерская деятельность Бертольта Брехта (1898 – 1956).

Приход Б. Брехта в театр. Влияние театральной деятельности Э. Пискатора на драматургию и театральную эстетику Б. Брехта.

Феномен сенсационного успеха первой пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера» (1928), пародии на «Оперу нищих» Дж. Гея. Музыка Курта Вайля к этому спектаклю. Зарождение жанра «мюзикла».

 

2. «Трехгрошовая опера» как классика «левого искусства» и начало «эпического театра» Б. Брехта. Понятие «Брехт – Вайль стиля». Стиль «новой деловитости» и «Трехгрошовая опера».

 

3. Драма-притча, построенная на широком овеществлении метафор. Социальный пафос Б. Брехта. Сочетание сатиры и лирики. «Зонги» в композиции «Трехгрошовой оперы». «Монтаж аттракционов» (т.е. перенесение в драматический театр структуры мюзик–холла, цирка и ревю) в пьесе Б. Брехта и «разъединение элементов» как характерные приемы «эпического театра».

 

 

Группа 4

 

1. Формирование теории «эпического театра» Б. Брехта в 1930-е годы.

Отрицание «аристотелевского» и экспрессионистского театра. Задача «эпического театра» – оказание помощи зрителю в определении своей общественной позиции и, в конечном итоге, переустройство действительности.

 

2. Драматургия Б. Брехта и способы перенесения внимания зрителей с развития сюжета на идею пьесы, использование старых сюжетов.

 

3. Основные характеристики «эпического театра» (по П. Пави):

 

Литература

1. История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 454-462, 465-473.

2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М., 1979.

3. Брехт Б. О театре. М., 1960.

4. Гаевский В. М. Свидетельство Толлера // Гаевский В. М. Флейта Гамлета. М., 1990. С. 193 – 202.

5. Гвоздев А. А. Театр послевоенной Германии. Л.-М., 1933.

6. Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

7. Макарова Г. В. Постижение социальных истин. Мартин, Толлер, Пискатор // Театр. 1977. № 11.

8. Макарова Г. В. «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта // Спектакли двадцатого столетия. М., 2004. С. 128-132.

9. Райх Б. Ф. Вена - Берлин - Москва - Берлин. М., 1972.

10. Ришар, Лионель. Энциклопедия экспрессионизма. Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М., 2003. С.223-298.

11. Сурина Т. М. Станиславский и Брехт. М., 1975.

12. Фрадкин И. М. Бертольт Брехт. Путь и метод. М., 1965.

ЧАСТЬ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: