Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга

 «Профессиональные сферы»

Источник: Психология профессиональной деятельности. 2-изд./ Н. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.

В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым.

В основу классификации профессий положен критерий «объекта труда», т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала. Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека: природа (имеется в виду «живая» природа, или биологические объекты), техника (маши­ны, механизмы, материалы, различные виды энергии), человек (ребе­нок, взрослый, старик), знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) и художественный образ.

Соответственно обозначенным объектам труда выделяются пять профессиональных сфер: «человек - природа», «человек - техника», «человек -человек», «человек - знак» и «человек - художественный образ».

Профессии типа «человек - природа» - это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также на микроорганизмы. При выборе профессий данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.

Но стремление к отдыху не есть еще стремление работать в данной профессиональной сфере.

Профессиональная сфера «человек - природа» включает в себя такие виды труда, как рабочий-лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, садовод, плодоовощевод, виноградарь, цветовод-декоратор, шелковод, табаковод, чаевод, животновод с различными специализациями, пчеловод, рыбовод, биолог, биохимик, генетик и др.

Биологические объекты сложны, изменчивы, нестандартны, имеют большую вариативность относительно различий внутри одного класса и вида. Такая изменчивость живой природы осуществляется по собственным внутренним законам. Молодой человек, выбирающий профессию в сфере профессий «человек - природа», должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.

Профессии типа «человек - техника». Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим относятся профессии, связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, проходчик, шахтер, бурильщик, бульдозерист), профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий и полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик), профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу ма­шин и электроприборов, профессии по ремонту, наладке и обслуживанию машин, приборов, аппаратуры, профессии по ремонту, монтажу и сооружению зданий (сюда относятся все строительные профессии), профессии в транспорте, наконец, профессии по переработке сельскохозяйственной продукции.

От человека, выбравшего техническую профессию, требуется, чтобы он интересовался техникой и любил ее, имел стремление к ручному труду, предпочитал точность и был направлен на осуществление измерительных действий.

Профессии типа «человек - человек» - это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной области позволяют ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература, граждановедение и другие предметы общественного цикла.

Профессиональную сферу «человек - человек» составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников сферы услуг.

Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в умении активно взаимодействовать с людьми, общаться. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

Профессии типа «человек - знак» - это профессии, связанные: созданием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием с числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник).

Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен побить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и проч.

Профессии типа «человек - художественный образ» - это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера. Это также все профессии, непосредственно связанные с данными ведущими специальностями или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.

Следует особо отметить, что для достижения успеха в данной профессиональной сфере необходима природная одаренность: без хорошего, сильного голоса от природы не может быть певца, без определенных физических данных - балетной танцовщицы.

Современные профессии сложны и многофункциональны. Не всегда ту или иную профессию можно отнести к той или иной группе профессий по классификации Е. А. Климова. Но это еще не значит, что данная классификация профессий «не работает» в современных условиях. Необходимо выделять профессии, которые являются смежными и находятся «на стыке» различных профессиональных областей. Конечно, успех в таких профессиях связан с наличием у работника разносторонней одаренности. Приведем описание некоторых наиболее популярных смежных профессий.

Управленческие профессии (менеджмент) связаны с планированием, организацией, управлением и контролем за деятельностью персонала. Управленческий работник должен обладать профессиональными знаниями и опытом, а также иметь способности в области профессий типа «человек - человек».

Например, научный сотрудник, имеющий техническое образование, назначен начальником отдела. Следовательно, кроме профессиональных требований, предъявляемых в сфере «человек - техника», он дол­жен иметь способности, необходимые для работы в сфере «человек - человек».

В своей работе он будет одновременно организовывать переговоры и составлять деловую документацию, разрабатывать новые проекты, оценивать результаты профессиональной деятельности подчиненных, составлять отчеты по проделанной работе, принимать на работу новых сотрудников, заниматься обучением и повышением их квалификации, проводить кадровую политику в своем подразделении, принимать решения по кадровым перестановкам, разрабатывать и реализовывать мотивационную систему, наконец, увольнять работников.

Профессии, связанные с продажами. Представители этих профессий -менеджеры по продажам. Кроме требований к коммуникативной одаренности - умению презентовать себя, быть убедительным в общении с клиентами, - в работе этих специалистов присутствуют также требования специального характера: необходимо хорошо знать характеристики того товара, продукта или услуги, которые данный менеджер продает.

Профессии дизайнерской направленности тоже предъявляют работникам требования, находящиеся на пересечении различных профессиональных сфер. Так, дизайнер должен иметь одаренность, знания, опыт и навыки, соответствующие профессиональной сфере «человек - художественный образ». Кроме того, он должен хорошо знать компьютер и его возможности, а также иметь технические знания (сфера «человек - техника»). И, безусловно, он должен уметь общаться с клиентами, а следовательно, должен быть оснащен навыками и умениями, обеспечивающими успех в профессиональной области «человек - человек».

6.4. АНКЕТА «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»  (автор Дж. Голланд)

 (1) Инженер-технолог (2) Конструктор
(1) Электротехник (3) Санитарный врач
(1) Повар (4) Налоговый инспектор
(1) Оператор котельной (5) Дилер
(1) Шофер (6) Дизайнер
(2) Философ (3) Психиатр
(2) Химик-исследователь (4) Бухгалтер
(2) Редактор научного журнала (5) Адвокат
(2) Лингвист (6) Переводчик художественной литературы
(2) Педиатр (4) Банковский служащий
(3) Преподаватель высшей школы (5) Менеджер по продажам
(3) Спортивный тренер (6) Художник
(4) Нотариус (5) Агент по недвижимости
(4) Оператор ЭВМ (6) Фотограф
(5) Политический деятель (6) Писатель
(1) Садовник (2) Метеоролог
(1) Автомеханик (3) Фельдшер
(1) Инженер-электронщик (4) Библиотекарь
(1) Маляр (6) Музыкант
(2) Биолог (3) Священнослужитель
(5) Телерепортер (6) Актер
(2) Фармацевт (4) Ревизор
(2) Программист (5) Биржевой брокер
(2) Математик (6) Архитектор
(3) Инспектор по делам несовершеннолетних (4) Кассир
(3) Учитель (5) Коммерсант
(3) Воспитатель (6) Парикмахер
(4) Экономист (5) Директор рекламного агентства
(4) Корректор (6) Критик
(5) Заведующий хозяйством (6) Дирижер
(1) Лесник (2) Специалист по ядерной физике
(1) Пожарный (4) Архивариус
(1) Агроном (5) Председатель сельхоз. кооператива
(1) Закройщик (6) Певец
(2) Археолог (4) Аудитор
(2) Работник музея (3)Специалист по семейному консультированию
(2) Ученый (6) Режиссер
(3) Логопед (4) Судебный исполнитель
(3) Врач (5) Дипломат
(4) Секретарь (5) Журналист
(6) Поэт (3) Психолог
(1) Радиомеханик (5) Прораб

Интерпретация. Американский психолог Дж. Голланд полагает, что все люди делятся на 6 разных типов:

· реалистичный (Р);

·интеллектуальный (И);

·социальный (С);

·конвенциальный (К);

·предприимчивый (П);

·артистический (А).

 Каждый тип личности характеризуется:

·определенными чертами характера и складом ума;

·способностями к определенным видам деятельности;

·предпочтениями определенного рода занятий;

·содержанием увлечений;

·профессиональными возможностями.

Чтобы узнать свой тип личности, обратимся к результатам анкеты. В скобках слева от названия каждой профессии указан номер типа личности, которому эта профессия соответствует. Для каждого из шести типов личности необходимо подсчитать количество выборов и полученные суммы записать в графы «Р», «И», «С», «К», «П», «А» в нижней части бланка. Если суммы по каждому типу подсчитаны правильно, то сумма баллов по всем шести типам будет равна 42. Тип, набравший наибольшее число выборов, характеризует профессиональную направленность вашей личности. Ниже приведены описания каждого из шести типов личности.

 

ТИП 1. Реалистичный (Р)

Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Ø Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, хорошие двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности.

Ориентация, направленность, предпочтения:

Ø Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение.

 

Профессиональная среда:

Ø Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации.

 

Конкретные профессии:

Ø Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

 

 

ТИП 2. Интеллектуальный (И)

Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Ø Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.

Ориентация, направленность, предпочтения:

Ø Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения.

Профессиональная среда:

Ø Наука, решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

Конкретные профессии:

Ø Физик, астроном, ботаник, программист и др.

 

ТИП 3. Социальный (С)

Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Ø Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей.

Ориентация, направленность, предпочтения:

Ø Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.

Профессиональная среда:

Ø Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спрт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

Конкретные профессии:

Ø Врач, педагог, психолог и др.

 

ТИП 4. Конвенциальный (К)

Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Ø Способность к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблеме, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей.

Ориентация, направленность, предпочтения:

Ø Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства.

Профессиональная среда:

Ø Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство, требующее способностей к обработке рутинной информации и числовых данных.

Конкретные профессии:

Ø Бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

 

ТИП 5. Предприимчивый (П)

Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Ø Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, хорошие организаторские качества.

Ориентация, направленность, предпочтения:

Ø Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике.

Профессиональная среда:

Ø Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующее умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

Конкретные профессии:

Ø Юрист, политик и т.д.

 

ТИП 6. Артистический (А)

Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Ø Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, хорошие двигательные способности.

Ориентация, направленность, предпочтения:

Ø Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентирование рабочего времени, следования правилам и традициям.

Профессиональная среда:

Ø Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.

Конкретные профессии:

Ø Музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и др.

 

 

АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ

Источник: Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г. Асеева. – Иркутск, 1991)

Цель: изучить общую направленность интересов учащихся.

Инструкция: учащимся предлагается оценить степень своего интереса к различным видам деятельности по следующей инструкции: «Перед Вами ряд высказываний, в которых содержится вопрос о наличии интереса к той или иной деятельности и сфере знаний. Ваша задача, читая эти высказывания в бланке ответов против соответствующего порядкового номера ставить следующие знаки: ++ если названная область знания нравится Вам и Вы хотели бы стать специалистом в этой области; + если названная область знания нравится Вам, но особого желания заниматься ею у Вас, нет; - если указанная деятельность не нравится Вам».

1. Решать математические задачи и делать сложные математические расчеты.

2. Готовить растворы, смешивать реактивы.

3. Читать книги по занимательной физике.

4. Выяснять устройство электроприборов.

5. Читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник», «Моделист - конструктор»).

6. Собирать коллекции минералов.

7. Знакомиться с жизнью животных и растений.

8. Читать произведения классической мировой литературы.

9. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран.

10. Читать книги о школе.

11. Знакомиться с работой врачей.

12. Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе.

13. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

14. Читать книги о работе милиции.

15. Читать военную литературу.

16. Уроки математики.

17. Решать задачи по химии.

18. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.

19. Исправлять бытовые и электроприборы.

20. Посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

21. Ходить в походы по родному краю для его изучения.

22. Изучать особенности физиологических процессов в различных организмах.

23. Читать критические статьи о литературе.

24. Участвовать в общественной работе.

25. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если они сами не могут сделать.

26. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями.

27. Шить, вышивать, готовить пищу.

28. Слушать оперную и симфоническую музыку.

29. Знакомиться с различными законами, распоряжениями, уставами.

30. Знакомиться с военной техникой.

31. Заниматься в математическом кружке.

32. Проводить опыты по химии.

33. Проводить опыты по физике.

34. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники.

35. Собирать и ремонтировать машины, например, велосипед.

36. Ездить в экспедиции с геологами.

37. Работать в саду, на огороде.

38. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи).

39. Читать книги по истории.

40. Читать, рассказывать детям сказки, играть с ними.

41. Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств.

42. Помогать по хозяйству дома.

43. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности.

44. Изучать политический строй и социальные изменения в других странах.

45. Участвовать в военных играх, походах.

46. Решать задачи по алгебре.

47. Выполнять домашние задания по химии.

48. Участвовать в физических олимпиадах.

49. Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.

50. Моделировать, например, изготовлять модели планеров и т.д.

51. Участвовать в географических и геологических экскурсиях.

52. Наблюдать за живой природой.

53. Изучать иностранный язык.

54. Выступать с докладами на исторические темы.

55. Выполнять работу пионервожатого.

56. Знакомиться с тем, как устроен организм человека.

57. Делать разные покупки.

58. Играть на музыкальных инструментах.

59. Выступать с докладами, сообщениями перед большой аудиторией.

60. Уроки физкультуры.

61. Выполнять математические действия по формулам.

62. Находить химические явления в природе.

63. Заниматься в физическом кружке.

64. Разбираться в радиосхемах.

65. Научиться водить машину и уметь самому ремонтировать ее.

66. Знакомиться с географическими (геологическими) картами.

67. Проводить опытническую работу по биологии.

68. Обсуждать с товарищами прочитанные книги.

69. Изучать политический строй в разных странах.

70. Обсуждать вопросы воспитания.

71. Изучать причины возникновения разных болезней.

72. Знакомиться, общаться с разными людьми.

73. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

74. Читать в газете и смотреть по телевизору политические новости.

75. Заниматься в спортивных секциях.

76. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях и известных математиках.

77. Заниматься в химическом кружке, участвовать в химических олимпиадах.

78. Уроки физики.

79. Выполнять работы и измерительными приборами.

80. Выполнять сложные технические работы, требующие большой точности.

81. Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых.

82. Ухаживать за растениями и животными, наблюдать за их ростом и развитием.

83. Выступать с докладом по вопросам литературы.

84. Смотреть фильмы об исторических событиях.

85. Давать объяснения младшим школьникам.

86. Знакомиться с достижениями в области медицины.

87. Оказывать людям различные бытовые услуги.

88. Смотреть театральные постановки по телевизору.

89. Вести дискуссии на политические темы.

90. Изучать историю крупных исторических сражений и биографии выдающихся полководцев.

91. Решать задачи по геометрии.

92. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио и телепередач).

93. Читать книги о физических открытиях и великих ученых-физиках.

94. Заниматься в радиотехническом кружке.

95. Выполнять чертежи.

96. Уроки географии.

97. Участвовать в работе биологических кружков и проводить опыты с растениями и животными.

98. Работать со словарем, литературными источниками, библиографическими справочниками.

99. Знакомиться с древней культурой по раскопкам археологов.

100.Анализировать свои поступки и поведение в процессе общения с людьми.

101.Читать медицинские справочники и словари.

102.Работать над улучшением условий труда и совершенствованием оборудования.

103.Знакомиться с картинами, скульптурными памятниками, другими произведениями искусства.

104.Работа, требующая беспристрастного отношения к людям, понимание психологии.

105.Заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в спортивных соревнованиях.

106.Участвовать в математических олимпиадах.

107.Выполнять работу, требующую знания принципов и законов химии.

108.Знакомиться с различными физическими явлениями в природе.

109.Заниматься моделированием в области теле-, радиотехники.

110.Выполнять работы по механике с простыми расчетами.

111.Совершать трудные и длительные походы по заданной программе.

112.Выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки.

113. Писать сочинения на свободную тему.

114.Сравнивать обычаи и нравы различных народов, знакомиться с историей культуры.

115.Выполнять работу, требующую большого такта, выдержки и самообладания.

116.Выполнять работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения.

117. Постоянно работать с людьми.

118.Оформлять стенгазеты, стенды, выставки, монтажи.

119.Проводить политинформации в классе.

120.Выполнять работу, требующую решительности, выносливости, дисциплинированности.

 

Обработка результатов:

Анализ и обработка полученных данных производится с помощью специальной таблицы. В ее левой части перечислены различные области знания и деятельности, а в правой – номера высказываний (вопросов), ответы на которые характеризуют отношение опрашиваемого к данному виду деятельности. В пустые клетки под номерами высказываний вносятся ответы учащихся, переведенные в баллы: ++ = 5 баллов, + =3 балла, - = 0 баллов.

                                                  Таблица 1

Обработки данных

№ Область знания и п/п  деятельность

Номера высказываний (верхняя строка)

и их оценка в баллах (нижняя строка)

- заполняется при обработке бланка.

Сумма баллов

1. Математика

1 16 31 46 61 76 91 106  
                 

2. Химия

2 17 32 47 62 77 92 107  
                 

3. Физика

3 18 33 48 63 78 93 108  
                 

4.Электрорадиотехника

4 19 34 49 64 79 94 109  
                 

5. Техника

5 20 35 50 65 80 95 110  
                 

6. Геология и география

6 21 36 51 66 81 96 111  
                 

7.Биология и с/хозяйство

7 22 37 52 67 82 97 112  
                 

8. Филология и журналистская деятельность

8 23 38 53 68 83 98 113  
                 

9. История и общественная деятельность

9 24 39 54 69 84 99 114  
                 

10. Педагогическая и воспитательная работа

10 25 40 55 70 85 100 115  
                 

11. Медицина и врачебная деятельность

11 26 41 56 71 86 101 116  
                 

12. Сфера обслуживания

12 27 42 57 72 87 102 117  
                 

13. Искусство

13 28 43 58 73 88 103 118  
                 

14. Юриспруденция

14 29 44 59 74 89 104 119  
                 

15. Спорт и военное дело

15 30 45 60 75 90 105 120  
                 

       Общий вывод о преобладании определенного интереса делается на основании сравнения баллов, полученных в сумме по каждой области знания и деятельности (соответственно: чем выше балл, тем более развит данный интерес). В результате по каждому обследованному школьнику выявляется один или группа ведущих интересов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: