Методика. Тема: Результативность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Результаты педагогической деятельности в дополнительном образовании детей имеют многоуровневый, вариативный характер. Изучать их можно:
1. с точки зрения соответствия результатов предназначению системы дополнительного образования;
2. с точки зрения соответствия их программным документам (в первую очередь – образовательной программе) педагога;
3. с точки зрения эффективности деятельности детского объединения;
4. с точки зрения динамики развития конкретной личности воспитанника и т.д.
Система результатов деятельности УДО – это конечный итог, ради которого осуществляется деятельность, или итог деятельности, соотнесенный с целями.
Результат характеризуется такой категорией, как цели деятельности. Результат - это воплощение цели.
Результат характеризуется такой категорией, как уровень, то есть степень изменений, происходящих в результате достижения цели.
Выделяются 3 уровня результата деятельности УДО:
|
|
1 уровень – результат на уровне ребенка, то есть степень изменения личности ребенка. Он будет складываться из результатов реализации целей образовательных и социально-педагогических функций УДО.
2 уровень – результат на уровне педагога, то есть степень изменения личности педагога, его профессионализма, статуса (профессиональный рост, высокая степень сотрудничества с коллегами и родителями, признание авторитета педагога в учреждении, создание педагогом учебно-методического комплекса по профилю деятельности, стабильность и сформированность его детского коллектива).
3 уровень – результат на уровне УДО или результаты деятельности УДО. Складывается из результатов реализации образовательных, социально-педагогических, обеспечивающих и управленческих функций деятельности УДО. Это результативность на уровне деятельности детей, педагогов, структурных подразделений и служб, управленческих кадров.
Результат УДО на уровне ребенка
В системе дополнительного образования детей нормативным документом выступает дополнительная образовательная программа, стандартом которой можно считать требования к результату, заявленному в каждой программе. Можно выделить следующие уровни результата: уровень обучения, воспитания и развития личности
Результат обучения - разный уровень знаний, умений и навыков, которые дети приобрели в процессе освоения той или иной предметной области. Это уровень освоения детьми дополнительной образовательной программы по профилю деятельности, способность применять эти знания на практике, сформированность у детей устойчивого интереса к профилю деятельности, стабильность достижений учащихся и уровень качества детского продукта, степень ориентированности детей на выбор конкретной профессии.
|
|
Результат развития - разный уровень развития сущностных сфер личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы: уровень развития качества ума (познавательных процессов, мыслительных навыков, умения учиться и т.п.), мотивов труда и учения, чувств, эмоций и самооценки, волевых устремлений ребенка, а также разный уровень развития его специальных, профессиональных, творческих способностей.
Результат воспитания - разный уровень формирования у ребенка личностного отношения к тому, что он осваивает в процессе обучения (овладение ребенком общечеловеческими ценностями и принятии их, уровень его нравственной деятельности и поведения, гуманного отношения к людям, уровень участия в преобразовании действительности, реализации личностно-значимых целей, степени устойчивости к вредным привычкам и др.).
Составной частью образовательной программы, призванной обогатить образовательный процесс, является реализация функций:
1.социально-педагогических - степень информированности ребенка, ориентированности в жизненных ситуациях, коррекции его поведения, физического состояния, расширения круга его делового и дружеского общения; могут выступать как самостоятельные социально-педагогические программы (оздоровления, социальной защиты, коррекции, реабилитации и др.);
2. культурно-досуговых - удовлетворение потребностей и интересов детей, формирование их ценностных ориентации, освоение системы социальных ролей, развитие личности ребенка через общение.
3. оздоровления детей - определенный уровень физического, психического или физиологического оздоровления детей, уровень формирования здорового образа жизни ребенка.
4. социальной защиты, помощи и поддержки - осознание ребенком собственной безопасности, уверенности, защищенности и комфортности в УДО; степень решения реальных социальных проблем детей (и педагогов), уменьшение количества детей, нуждающихся в защите.
5. социальной адаптации детей - степень психологической удовлетворенности ребенка средой образовательного объединения или учреждения в целом, а также условия, содержание и организация деятельности, ее вознаграждение; социальный статус ребенка.
Комплексность (или интеграция) результата - органическое сочетание результатов реализации разных функций с учетом факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязи образовательных областей и так далее.
Вариативность результата - разработка различных его вариантов, дифференциация по содержанию и организации в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей. Этот принцип наиболее значим для разновозрастного, переменного состава образовательных объединений.
Результаты дополнительного образования детей отражают варианты интеграции разных результатов:
· результатов обучения и воспитания (учебно-воспитательный результат), обучения, воспитания и развития (образовательный результат), результатов реализации социально-педагогических функций (социально-педагогический результат);
· результатов на уровне ребенка, педагога и учреждения в целом;
· технологии отслеживания результатов дополнительного образования детей (с помощью одной технологии можно отследить несколько результатов, и наоборот, разные аспекты одного результата — с помощью набора технологий отслеживания).