Применение метода имеет ограничения, т. к. далеко не все социально-психологические явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Чтобы превратить наблюдение в научный метод, необходимо осуществить ряд следующих исследовательских процедур.
1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.
2. Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:
а) объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная его группа, лидеры или что-либо другое);
б) предмет наблюдения – совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
в) категории наблюдения – конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
• они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез;
• выражают понятия, которые определены в программе;
• имеют количественный характер, т. е. могут быть замерены;
г) наблюдаемые ситуации, при которых могут проявиться категории наблюдения;
д) условия наблюдения – требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
е) единицы наблюдения – акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.
3. Разработать инструментарий наблюдения:
а) дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
б) карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
в) протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, два оценочных показателя:
• коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;
• коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;
– классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
– аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
– программу обработки данных наблюдения.
4. Апробировать инструментарий, внести в него, если это потребуется, должные коррективы, подготовить его в необходимом количестве экземпляров.
5. Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения.
6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в соответствии с требованиями и рекомендациями (см. табл. 2).
Таблица 2
Протокол ведения стандартизированного систематического
наблюдения за поведением
Объект (субъект, явление, процесс) внимания, поведения, деятельности наблюдаемого субъекта | Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) | Действие (движение, акт поведения, поступок) | Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) | Вид, тип, форма (харак-терис-тика) прояв-ляемой эмоции | Выражение (проявление) чувственного и/или когнитивного отношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание для самостоятельной работы
Задание 1. Диагностика взаимодействия и интерактивной согласованности в малых группах. Методика, предложенная А.С. Чернышевым и С.В. Сарычевым, состоит из 2-х блоков и позволяет экспертам оценить характер и степень внутригрупповой согласованности действий членов группы[7].
Инструкция № 1.
В каждом блоке экспертных оценок обведите кружочком одно из 7 проявлений взаимодействия, характерных для исследуемой группы.