Процедурная часть программы исследования

Процедурная часть является завершающей частью программы социально-психологического исследования. Она описывает процесс исследования, раскрывает его этапы, определяет методики и процедуры сбора данных. Как правило, процедурная часть организует деятельность нескольких исследователей, в случае, если работа по сбору данных, их обработке поручена разным исполнителям. Процедурная часть программы исследования может включать следующие элементы:

1. Описание проблемы, гипотез, объекта, предмета, цели и задач.

2. Обоснование исследовательских и интерпретационных методов, методик и процедур.

3. Определение объема выборки, ее структуры и характеристик.

4.  Описание конструкта и эмпирических индикаторов исследования

5. Описание процедуры эмпирического исследования, порядка сбора данных, анкетирования, условий опроса и пр.

6. Описание порядка, условий обработки результатов.

При организации сложных социально-психологических исследований нередко используется пилотажное исследование. Пилотажное исследование необходимо для определения проблем, сказывающихся на ходе основного исследования и его результатах. Основными целями пилотажного исследования считают: 1) проверка психометрических свойств методического аппарата; 2) адаптация инструментария под условия сбора данных; 3) проверка адекватности инструментария.

Использование пилотажного исследования должно быть отражено в программе исследования, а его результаты соотносится с результатами основного исследования.

Выборка исследования

Перед началом любого исследования психолог сталкивается с проблемой объективного изучения психического явления, а именно встесторонностью, стабильностью, точностью выводов. Для разрешения этого необходимо обеспечить достаточное количество наблюдений явления, с учетом максимально-возможных случаев воздействия на изучаемое явление. Количество зарегистрированных наблюдений иначе называется выборочной совокупностью (выборкой).

Выборка – совокупность элементов (людей, серий, подходов и пр.), с которыми проводятся исследовательские действия. Перед проведением любого исследования предполагается, что выборочная совокупность отражает часть генеральной совокупности, т. е. всего имеющегося объема явлений. Выборочная совокупность применяется тогда, когда нет возможности изучить проявления определенного свойства в масштабе генеральной совокупности. Например, в статистических исследованиях полового состава генеральной совокупностью может выступать все население земли, а выборочной – жители отдельной области, края, района.

Объем выборочной совокупности обычно обозначается буквой n. В статистическом анализе психологических исследований различают малую (n < 30), среднюю (30 < n < 100) и большую выборку (n > 100).

В зависимости от объема исследования различают сплошное, когда анализу подвергаются все элементы генеральной совокупности, и частичное (выборочное), когда изучается малая часть элементов, а полученные выводы распространяются полностью на всю генеральную совокупность. В связи со значимостью выборочной совокупности существуют определенные требования к ее формированию. Самыми актуальными направлениями являются состав, объем и способ формирования выборки. В наиболее общем виде выборка психологического исследования должна быть:

1. Однородной, т. е. соответствовать по основным критериям целям и задачам исследования.

2. Репрезентативной, позволяя распространять полученные выводы на генеральную совокупность. Данное свойство репрезентативной выборки называется генерализуемостью. В репрезентативной выборке признаки генеральной совокупности представлены с пропорциональной частотой, т. е. выборка исследования представляет собой уменьшенную «модель» генеральной совокупности.

Объем выборки определяет точность результатов исследования, в связи с чем увеличение количества наблюдений (респондентов, элементов, признаков) способствует повышению значимости получаемых выводов. Ограничение по объему выборочной совокупности накладывают и методы статистического анализа, применяемые при обработке эмпирических данных. Так, например, при использовании факторного анализа объем выборки должен быть не менее 300 испытуемых[2].

Формирование выборочной совокупности может происходить случайным и специальным образом. Испытуемые при случайном выборе причисляются к данной группе произвольным образом (количественно). Специальный отбор может проводиться путем стратификации (определения значимых для исследования признаков и включения в выборку испытуемых пропорционально выраженности данных условий либо их количеству в генеральной совокупности), парным способом (выделения значимого признака и включения в выборочную совокупность в зависимости от его наличия или отсутствия).

Цели и гипотезы исследования определяют объем и структуру выборки.  Важно учесть, что для исследований, предполагающих описательные, аналитико-экспериментальные или эпидемиологические исследования требования к выборке являются наиболее строгими. Наименее определенными требованиями обладают исследования разведывательного характера, не имеющие целью подтвердить или опровергнуть определенную гипотезу.

В исследовании описательного плана выборка должна быть строго репрезентативной. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Между тем строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных.

Прежде всего, необходимо уяснить, какие из имеющихся сведений о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. Такое определение выборки в большей степени характерно для социологических исследований. В. И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5 %-й ошибки[3] (см. табл. 1).

Таблица 1

Особенности размера выборки

Объем генеральной совокупности Объем выборки 500 222 1000 286 2000 333 3000 350
Объем генеральной совокупности Объем выборки 4000 360 5000 370 10000 385 100000 358
Объем выборки, если генеральная совокупность ≥ 5000 25–45 100–123 156–204 400–625
Фактическая ошибка при данном объеме выборки, % 20–15 10–9 8–7 5–4

 

Практика экспериментальных психологических исследований свидетельствует о том, что 30 (испытуемых) является достаточным для получения результатов на 5 %-ном уровне вероятности ошибки. Отсюда можно сделать вывод, что в исследованиях социально-психологических явлений размер выборки исследуемых социальных групп аудитории, например возрастных, профессиональных, образовательных и др., должен составлять не менее 30 человек.

Увеличение размера выборки может повысить объективность полученных данных. Конкретно размеры выборки определяются вышеуказанным подходом, а также целями и условиями проведения этих исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: