Фокус-группа как метод психологического исследования

Фокус-группа это метод социально-психологического исследования, представляющий собой групповое фокусированное интервью. Метод реализуется в форме групповой дискуссии и направленн на получение информации от ее участников об особенностях восприятия социальных объектов.

Фокусированное интервью обладает признаками полустандартизованного измерения: будучи сосредоточенным на проблеме с одной стороны и позволяя его участникам высказывать свое личное мнение, интервью обладает большим количеством преимуществ по сравнению с интервью, анкетированием и опросом. Результаты фокус-группы, представленные в виде качественных оценок с примерами высказываний ее участников, являются более понятными и достаточно достоверными по сравнению с количественными показателями, представленными в виде сложных шкал. Фокус-группы могут давать относительно быстрые результаты, так как для их получения в среднем бывает достаточно проведения четырех-пяти групп. По сравнению с индивидуальными интервью они более экономичны по времени.

Термин "фокусированное интервью" получил свое распространение в практике массовых опросов в середине 40-х годов ХХ века. Данный метод использовался в годы второй мировой войны в целях исследования воздействия радиопередач на потенциальную аудиторию. Методом научного исследования фокусированное интервью стало благодаря Р. Мертону и Г. Герцог изучавших восприятие материалов пропаганды. Результаты данной работы были обобщены в 1956 г. в книге "Фокусированное интервью".

Разработке стратегий проведения фокусированного интервью были посвящены исследования социальных психологов Ф. Ретлисбергера и У. Диксона, обобщивших опыт применения ненаправленного интервью в рамках Хоторнского эксперимента, а также взгляды К. Роджерса, применявшего метод ненаправленного интервью для оказания психотерапевтического воздействия.

Психологическим механизмом фокус-группы является групповая дискуссия. Применение методики групповой дискуссии предполагает сохранение групповых правил и групповой динамики. Ключевыми правилами взаимодействия участников в фокус-группе выступают безопасность, безоценочность, доброжелательность и конфиденциальность, обеспечивающие благоприятные условия для участия в дискуссии каждого члена группы.

Поскольку фокус-группа может создаваться для решения разных задач, процесс ее проведения может претерпевать изменения. Основными этапами групповой дискуссии в фокус-группе принято считать: ориентировочный, оценивающий и завершающий.

Отличие в процессе проведения дискуссии, сосредоточенной на решении разных задач, заключается в объеме времени, которое уделяется тому или иному этапу. Для одного типа фокус-группы ключевой задачей может являться нахождение оптимального решения проблемы, для другой – поиск путей разрешения конфликта, третья группа преследует целью обучение ее участников.

Решение исследовательских задач – сбора информации – изменяет процесс ее проведения. Получение более полной и разнообразной информации о восприятии ее участниками различных объектов, предполагает сосредоточение на фазе ориентировки. На этом этапе дискуссии осуществляется определение целей и темы обсуждения, знакомство ее участников друг с другом и сбор информации об их мнениях и суждениях по теме дискуссии. В целом, в фокус-группе, нацеленной на сбор информации, исследование мнений участников, количество времени, отведенного на оценку ее участниками полученной информации или вырабатываемого решения, снижается до минимальных значений. Завершение работы подобной фокус-группы предполагает краткое подведение ее итогов без оценки вклада в дискуссию ее участников.

Эффективное проведение фокус-группы зависит от качественной подготовки различных аспектов программы групповой дискуссии, медиатора (руководителя), аудитории – группы лиц-участников интервью, а также средств фиксации мнений (аудио-; видео-; ручной записи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: