Тематика научно-квалификационных работ

 

3.1. Тематика НКР должна быть направлена на обоснование эффективных путей и условий решения профессиональных задач, указанных в ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по соответствующим направлениям подготовки – раздел IV «Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры».

3.2 При выборе темы НКР следует руководствоваться следующим:

- тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и технологии; учитывать степень ее разработанности и освещенности в литературе;

- основываться на проведенной научно-исследовательской работе в процессе обучения в аспирантуре;

- интересами и потребностями предприятий и организаций, на материалах которых выполнена работа.

3.3 Рассмотрение темы НКР аспиранта осуществляется на заседании выпускающей кафедры университета и согласовывается на ученом совете факультета, а затем на ученом совете университета.

3.4 Выбранные темы НКР утверждаются приказом ректора (или уполномоченным им должностным лицом) не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программам аспирантуры.

3.5 Тема НКР может быть изменена по заявлению аспиранта с указанием причины по согласованию с научным руководителем аспиранта не позднее, чем за 3 месяца до представления научного доклада о результатах научно-квалификационной работы. Изменение или корректировка темы НКР оформляется приказом ректора (или уполномоченным им должностным лицом).

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИССЕРТАЦИИ) АСПИРАНТА

 

4.1 Содержание НКР аспиранта должно учитывать требования ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и профессионального стандарта (при его наличии) к профессиональной подготовленности аспиранта и включать:

- обоснование актуальности темы, обусловленной потребностями теории и практики, и степенью разработанности в научной и научно-практической литературе;

- изложение теоретических и практических положений, раскрывающих предмет научно-квалификационной работы;

- содержать графический материал (таблицы, рисунки, графики и пр.) (при необходимости);

- выводы, рекомендации и предложения;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИССЕРТАЦИИ) АСПИРАНТА

 

5.1 Материалы НКР должны состоять из структурных элементов, расположенных в следующем порядке:

а) титульный лист (Приложение 1);

б) оглавление;

в) текст НКР:

1) введение

2) основная часть

3) выводы по главам

4) заключение

г) список сокращений и условных обозначений[2];

д) словарь терминов[3];

е) список литературы;

ж) список иллюстративного материала[4];

и) приложения[5].

 

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей диссертации, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения (Приложение 1):

- наименование организации, где выполнена НКР (полное наименование министерства, института и кафедры);

- статус НКР (диссертации) – «на правах рукописи»;

- фамилию, имя, отчество аспиранта;

- тема НКР (диссертации);

- код и наименование направления подготовки (профиль[6]);

- гриф допуска к защите (указывается ученая степень, ученое звание, фамилия и подпись заведующего кафедрой);

- фамилию, имя, отчество научного руководителя или консультанта, ученую степень и ученое звание;

- место и год написания НКР (обозначение без указания слова год).

 

5.1.2 Оглавление

5.1.2.1 Оглавление – перечень основных частей НКР с указанием страниц (Приложение 2).

5.1.2.2 Оглавление НКР включает заголовки структурных элементов, порядковые номера и заголовки всех глав (параграфов), обозначения и заголовки приложений.

Заголовки структурных элементов и глав записывают прописными буквами, а заголовки параграфов – строчными буквами, начиная с первой прописной. После каждого заголовка ставят отточие и приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент или глава (параграф).

5.1.2.3 Заголовки структурных элементов, глав (параграфов) в оглавлении должны повторять заголовки в тексте. Сокращать заголовки или давать их в другой формулировке не допускается.

5.1.2.4 Номера и заголовки глав, как и заголовки структурных элементов, записывают с начала строки.

Номера и заголовки параграфов приводят после абзацного отступа, равного пяти знакам относительно номеров глав.

5.1.2.5 Над колонкой цифр в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после колонки цифр точек не ставят.

5.1.2.6 Заголовок «ОГЛАВЛЕНИЕ» располагается в верхней части страницы, посередине, печатается прописными буквами и выделяется жирным шрифтом.

 

Текст научно-квалификационной работы (диссертации)

Введение

5.1.3.1.1 Введение к НКР – наиболее ответственная ее часть, в которой должны отражаться все достоинства работы, элементы новизны, выносимые на защиту положения.Объем введения 6-12 страниц.

5.1.3.1.2 Введение включает в себя следующие основные структурные элементы:

- актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы исследования;

- цель и задачи;

- объект и предмет исследования;

- научную новизну;

- теоретическую и практическую значимость работы;

- методологию и методы исследования;

- положения, выносимые на защиту;

- степень достоверности, апробацию результатов и внедрение результатов исследования (публикации (в том числе в журналах из перечня ВАК)).

5.1.3.1.3 Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Обоснование актуальности темы отражает объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость ее изучения, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования.

Изложение актуальности целесообразно осуществлять путем перечисления всех относящихся к теме фактов (для НКР 4-5 фактов), формулируемых в творительном падеже.

Например, «Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

- во-первых,... недостаточностью...;

- во-вторых, наличием пробелов..., которые …;

- в-третьих, увеличением..., которое…;

- в-четвертых, потребностью в осмыслении.

Степень разработанности проблемы исследования. На основе аналитического изучения источников, включенных в список литературы, необходимо представить краткую историю развития знаний по данной теме, провести анализ закономерностей (тенденций) ее развития, раскрыть научные результаты, достигнутые предшественниками.

Кроме краткой истории вопроса, необходимо осветить наиболее известные точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное состояние исследований в этой области.

Изложение материала следует организовать с помощью ссылок авторского анализа и интерпретации предлагаемых подходов и известных фактов, структурирования материала.

Завершать литературный обзор рекомендуется краткими выводами (например, вывод о том, что избранная тема еще не раскрыта исследователями, либо раскрыта частично, либо раскрыта не в том аспекте, который изучается автором).

5.1.3.1.4 Цель исследования вытекает из формулировки научной проблемы, связанной с теоретической или практической нерешенностью темы или ее аспекта.

5.1.3.1.5 Исходя из единственной цели работы, определяется несколько задач. Разрешение каждой задачи является последовательным шагом на пути достижения цели. Задачи даются в форме перечисления: изучить…, определить..., выявить…, охарактеризовать…, установить..., выяснить… и т.п.). В каждом разделе работы, как правило, решается одна задача.

5.1.3.1.6 Нецелесообразно ставить задачу «проанализировать», т.к. данная формулировка в качестве решения предполагает всего лишь применение общенаучного метода анализа, что само по себе не имеет никакой научно-практической ценности. Перечисление задач определяет план и внутреннюю логику построения текста всей работы.

5.1.3.1.7 Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения на материалах страны, региона, отрасли, конкретных организаций и предприятий.

5.1.3.1.8 Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное.

5.1.3.1.9 Методы исследования делятся на четыре группы:

- методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

- методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

- методы теоретического исследования (от абстрактного к конкретному и др.);

- статистические методы исследования (наблюдение, сводки и группировки, вычисление обобщающих показателей, экономический анализ и прогнозирование).

5.1.3.1.10 Научная новизна полученных результатов предполагает обоснование достигнутых автором НКР оригинальных результатов и положений. При обосновании научной новизны обучающийся вправе использовать понятие «впервые».

Степень научной новизны раскрывается с помощью следующих категорий: открытие, конкретизация ранее известного положения, уточнение ранее известного положения, новая область применения, новый метод получения ранее известного результата.

При этом важно также отразить основные результаты, полученные лично аспирантом. Это может быть математическая модель, новая методика, новая классификация, концепция и т.п.

5.1.3.1.11 Формулируя теоретическое значение НКР, аспирант подчеркивает, какой вклад им вносится в теоретическое исследование проблемы.

Поскольку новое – это по определению то, что отличается от старого, уже известного, то именно такое отличие – наиболее убедительное доказательство новизны. Поэтому рекомендуется использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и др. Естественно, что научная новизна, ее конкретные элементы присущи только части НКР, но эта часть должна быть заметной, существенной.

5.1.3.1.12 Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по результатам проведенного исследования.

Практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования, научных статьях, в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений, в использовании при подготовке нормативных и методических документов.

5.1.3.1.13 При освещении апробации результатов исследования подчеркивается, на каких конференциях они обсуждались, а также в каких организациях внедрены результаты работы (с указанием дат и номеров справок и актов о внедрении).

5.1.3.1.14 В завершение структурного элемента «ВВЕДЕНИЕ» необходимо сформулировать положения, выносимые на защиту.

Научные положения должны быть новыми и не повторять научные положения из ранее защищенных работ. Научные положения являются основой НКР (диссертации), в них приводятся основные научные и практические результаты, полученные в ходе исследования.

 

Основной текст

5.1.3.2.1 Основная часть посвящена раскрытию предмета исследования. Основная часть содержит критический анализ состояния проблемы, предлагаемые способы решения проблемы, проверку и подтверждение результатов исследования с указанием практического приложения результатов и перспектив, которые открывают итоги проведенного исследования.

5.1.3.2.2 Основная часть НКР делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Названия глав и параграфов должны точно соответствовать оглавлению текста. В заголовках следует избегать узкоспециализированных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Заголовки должны быть краткими, не следует растягивать их на несколько строк.

5.1.3.2.3 В НКР аспиранта, как правило, должно быть 3-4 главы. Каждая глава должна состоять не менее чем из 2 параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

5.1.3.2.4 Первая глава НКР должна носить теоретический характер. В ней на основе изучения литературных источников (монографий, научных статей и т.п.), систематизации исследований российских и зарубежных ученых должны быть рассмотрены теоретические основы проблемы.

В первой главе должна быть отражена и соответствующим образом аргументирована собственная позиция аспиранта относительно понятий, проблем, определений, выводов, полученных на основе изучения литературных источников.

5.1.3.2.5 Последующие главы НКР носят аналитический и прикладной характер. В них излагается фактическое состояние изучаемой проблемы на примере конкретных объектов. Результатом такого анализа должно стать выявление закономерностей и тенденции развития ситуаций, путей прогнозирования этого развития. Разработка прикладных проблем должна подкрепляться систематическим и фактическим материалами, расчетами и выкладками автора, графиками, схемами, диаграммами.

5.1.3.2.6 НКР должна демонстрировать умение автора, сжато, логично и аргументировано излагать свои мысли. Поэтому между главами и параграфами должна четко прослеживаться связь (логика исследования). Каждый тезис должен «работать» на конечный результат, обосновывая и доказывая его объективность и необходимость.

5.1.3.2.7 Каждая глава (параграф) должна быть посвящена решению задач, сформулированных во введении, и заканчиваться выводами, к которым пришел автор, в результате проведенных исследований.

5.1.3.2.8 Желательно, чтобы все главы (и соответственно параграфы) в качестве результата имели положение, выносимое на защиту. Исключение могут составлять параграфы, в которых рассматриваются относящиеся к теме исследования история и зарубежный опыт. Результатом их написания могут быть теоретические выводы и практические рекомендации, необходимые для дальнейшего исследования, в том числе в процессе формулирования и доказывания положений, выносимых на защиту.

 

Заключение

5.1.3.3.1 Заключение – последовательное логически стройное изложение итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Объем заключения составляет не менее 5-7 страниц.

5.1.3.3.2 Заключение представляет собой не просто перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено в изучение и решение проблемы.

Заключение не должно повторять те выводы, которые даны в конце глав.

5.1.3.3.3 Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала, а также оценку технико-экономической эффективности внедрения и применения результатов работы.

5.1.3.3.4 Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение, дают четкое представление, о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: