Виды бизнес-моделей и подходы к созданию

Управление любой компанией базируется на том, чтобы грамотно разработать стратегическое видение и учесть в нем все особенности и нюансы текущей рыночной ситуации. Такая стратегия предполагает создание общего плана, состоящего из комплексного описания всех бизнес-процессов, коммуникаций с покупателями, организационной структуры и методов взаимодействия с сотрудниками.

Бизнес-модель компании является логическим и схематическим объяснением структуры построения бизнеса. Ее цель - в выявлении опорных моментов и показателей, которые будут успешными в данной деятельности.

Определение понятия бизнес-модели различных авторов представлено в таблице 5.

Таблица 5 – Определение понятия бизнес-модели различных авторов

Автор Определение бизнес-модели Источник
Дерек Абелл Бизнес-модель представляет собой сумму ответов, которые компания дает на следующие три взаимосвязанные вопроса: - кто должен стать моей целевой аудиторией? - какие товары или услуги я должен предлагать клиентам, и что должно отличать мое предложение? - как мне это сделать эффективно? https://spravochnick.ru/marketing/derek_abel_avtor_klyuchevyh_principov_vedeniya_biznesa_i_upravleniya_marketingom/
Пол Тиммерс Бизнес-модель - это архитектура продуктов, услуг и информационных потоков, описывающую роли разных экономических факторов, их потенциальную выгоду и источники получения прибыли. Paul Timmers. Business Models for Electronic Markets (англ.). Journal on Electronic Markets (04-1998)
Майкл Льюис Бизнес-модель - это способ получения прибыли Майкл Льюис. Новейшая новинка. История Силиконовой долины = The New New Thing: A Silicon Valley Story. — М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 384 с.
Джоан Магретта Бизнес-модели являются историями, отвечающими на вопросы теории бизнеса Питера Друкера: каков клиент и каковы его ценности. Joan Magretta. Why business models matter (англ.). Harvard Business Review (05-2002).
КОРУС Консалтинг Бизнес-модель предприятия – это совокупность графических и текстовых описаний, которые позволяют понять, а при использовании электронных средств динамического моделирования имитировать процесс управления предприятием. https://korusconsulting.ru/solutions/
Дон Дебелак Бизнес-модель – это инструмент, используемый компанией для получения прибыли. Это совокупность принципов организации внутренней работы фирмы и обслуживания клиентов, подкрепляемая стратегией (что компания намеревается делать) и методами её реализации (как компания собирается выполнить свои планы). Дебелак, Д. Бизнес-модели: Принципы создания процветающей организации. - М: Издательский дом «Гребенников», 2009. – 256 с.
Остервальдер А Бизнес-модель – абстрактная концептуальная модель, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли). Остервальдер, А, Пинье, И. Построение бизнес-моделей – М: Альпина Паблишер // Серия Сколково, 2013. – 288 с.
А. Сливотски Бизнес-модель - это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль. Сливотски, А. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? - М: «Манн, Иванов и Фербер», 2006. – 432 с.
Г. Хэмел Бизнес-концепция и бизнес-модель сделаны из одного и того же теста: бизнес-модель это просто бизнес-концепция, претворённая в жизнь. Хэмел, Г. Во главе революции. - СПб: BestBusinessBooks, 2007. – 368 с
Клэйтон Кристенсен   Бизнес-модель - это сочетание способов создания и предоставления клиенту ценности. Mark W. Johnson, Clayton M. Christensen, Henning Kagermann. Reinventing Your Business Model (англ.). Harvard Business Review (12-2008)
Ларс Швайцер Бизнес-модель заключается в 3-х измеренениях: 1) строение цепочки создания ценности; 2) рыночная власть новаторов в сравнении с владельцами комплементарных активов, что определяет способ создания компаниями конкурентных преимуществ; 3) потенциал генерирования доходов, имеющий отношение к модели доходов. Швайцер, Л. Концепция и эволюция бизнес-моделей [Электронный ресурс]. 2007 r. – Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/2007n2r01.pdf

Бизнес-модель - представляет собой общую схему сочетания идеи или технологии с их экономическими результатами. При этом бизнес – модель выполняет две важные функции: создание ценности и получение прибыли [4].

Существует подход к созданию инновационных бизнес-моделей, который называется подходом Остервальдера и Пинье.

Модель из 9 структурных блоков представляет собой удобный инструмент для анализа, также в дополнительных разделах авторы обращают внимание на такие важные понятия, как стиль, дизайн и стратегия.

Представим данную модель по Остервальдеру и Пинье на рисунке 2.

 

Ключевые партнеры
Ценностные предложения
Потребительские сегменты
Ключевые виды деятельности
Ключевые ресурсы
Взаимо-отношения с клиентами
Каналы сбыта
Структура издержек
Потоки поступления доходов

 

 


Рисунок 2 – Шаблон бизнес-модели А.Остервальдера

 

Данная версия бизнес-модели демонстрирует, что это практический инструмент, который может быть использован в моменты, когда нужно решить – в каком направлении должна развиваться организация.

Рассмотрим составляющие подробно:

1. Стиль

В различных бизнес-моделях можно выделить сходные характеристики, структуру или поведение. Авторы рассматривают подобные бизнес-модели как воплощение стиля. В основе выделения стилей лежат идеи разделения, «длинного хвоста», многосторонних платформ, FREE и открытых бизнес-моделей.

2. Дизайн

Бизнесмены каждый день разрабатывают «дизайн» организаций, стратегий, процессов и проектов. Авторы рассматривают как дополнительные шесть методов дизайна бизнес-моделей: подсказки потребителя, генерация идей, визуализация, прототипирование, сторителлинг и сценарии.

3. Стратегия

С помощью шаблона бизнес-модели происходит переосмыслении стратегии. Рассматриваются четыре стратегические области:

· среда бизнес-моделирования,

· оценка бизнес-моделей,

· бизнес-модели и стратегия голубого океана,

· управление множественными бизнес-моделями в рамках предприятия.

Регулярная оценка бизнес-модели – важное дело, позволяющее организации оценить свое положение на рынке и соответствующим образом адаптироваться.

Для оценки можно применить SWOT-анализ по элементам шаблона бизнес-модели. Также интересным способом оценки является применение модели 4-х действий (Ким и Моборн, книга «Стратегия голубого океана»):

1. Какие факторы, которые отрасль рассматривает как само собой разумеющиеся, следует исключить?

2. Какие факторы следует значительно сократить по сравнению с существующими в отрасли стандартами?

3. Какие факторы следует значительно увеличить по сравнению с существующими в отрасли стандартами?

4. Какие факторы из никогда ранее не предлагавшихся в отрасли следует создать?

Характеристикой « успешности» бизнес-модели предлагается такой показатель, как отношение рыночной стоимости предприятия к его оборотам. На примерах ряда предприятий ряда различных отраслей (от металлургической до отрасли информационных технологий), показывается, что именно эта характеристика наиболее полно отражает процесс миграции ценности в отрасли.

Делится процесс на три фазы: приток, стабильность и отток. Утверждается, что все эти фазы определяются приоритетами потребителя, которые являются основным «драйвером» процесса миграции ценности в отрасли.

Далее механика процесса определяется планами организации по удовлетворению этих потребностей посредством выбранной бизнес-модели. Рост стоимости компании определяется далеко не всегда технологическими инновациями, сколько инновационными бизнес-моделями (на примерах Toyota, McDonald's, и других компаний), несущими ценности для клиента.

Механизм формирования бизнес-модели можно представить на рисунке 3.

Элементы бизнес-модели
Основные компоненты
Ключевые вопросы
Выбор потребителей
Уникальное предложение ценности
Стратегический контроль
Модель прибыли
Масштаб деятельности
Фундаментальные предположения (основа бизнес-модели)
Как меняются клиенты? Как изменяются их приоритеты?  Как обеспечивается прибыльность бизнеса? Для каких клиентов работает бизнес?
Выбор клиентов
Логистика и партнерские связи    
Организация производства и продаж
Система развития продуктов; Исследование и развитие (R&D)  
Какая система закупок? Какие взаимоотношения с поставщиками и партнерами? Технология и способ организации производства? Какая система сбыта? Как осуществляется управление затратами? Как организованы R&Dв компании?
Управление капиталом инвестором    
Какой механизм получения прибыли? Как компания привлекает капитал инвесторов? Какой механизм расчета с контрагентами?
Точки стратегического финансового контроля    
Как компания защищает потоки инвестиций, выручки и прибыли? Какая система защиты создаваемой ценности?
Организационный профиль компании    
Какие масштабы бизнеса и организационная структура компании? Какой механизм управления персоналом?
Управление формированием прибыли
Точки стратегического контроля формирования ценности    

 

 


Рисунок 3 – Механизм формирования бизнес-модели

Конфигурация моделей бизнеса включает в себя 4 модели бизнеса и опирается на ресурсный подход, которые представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – 4 модели бизнеса

1. Интегрированная модель – компания охватывает всю отраслевую цепочку создания ценности, обладает высоким потенциалом генерирования дохода и доступом ко всем важным комплементарным активам внутри организации (пример: Exxon Mobile в нефтяной промышленности, Procter & Gamble в области производства потребительских товаров, Nestle в области производства продуктов питания).

2.Модель игрока, действующего на определённом уровне (Layer Player) – специализируется на одном звене отраслевой цепочки создания ценности, обладает относительно «небольшим» потенциалом генерирования дохода и доступом ко всем важным комплементарным активам путём сотрудничества с другими компаниями (пример: Intel и Microsoft – ориентация на микропроцессоры и операционные системы).

3.Модель маркетмейкера (Market Maker) – компания создаёт совершенно новое звено в отраслевой цепочке создания ценности, обладает относительно «небольшим» потенциалом генерирования дохода и, как новатор, высоким уровнем рыночной власти, создавая тем самым спрос на свои услуги (пример: Amazon.com – новый уровень цепочки создания ценности в интернет-торговле).

4.Модель дирижёра (Orchestrator) – специализируется на одном или нескольких участках отраслевой цепочки создания ценности, обладает высоким потенциалом генерирования дохода и доступом ко всем важным комплементарным активам путём сотрудничества с другими компаниями (пример: Benetton – критически важные звенья отраслевой цепочки под жёстким контролем, остальное передаётся сторонним исполнителям)[5].

Модели следует рассматривать в динамике, а также по мере изменения состояния конкуренции под воздействием внутренних (желание получать более высокий доход или необходимость роста компании), так и внешних (технологии, снижающие уровень конкуренции) факторов, компании будут пересматривать существующие модели бизнеса или внедрять новые, отвечающие новым требованиям.

В следующей главе необходимо рассмотреть описание санаторий-профилакторий «Буровик» и провести анализ применения бизнес-моделей для предоставления санаторно-курортных услуг.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: