Проблемы модели развития в Латинской Америке

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 14

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОГСЭ.02 История  

Тема занятия: Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX- начале XXI века

Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное занятие

Цели:

Образовательная: выяснить особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в послевоенные годы, рассмотреть причины «живучести» коммунистического режима на Кубе и проблемы «острова Свободы»; доказать прогрессивность влияния для дальнейшего развития ликвидации военно-диктаторских режимов в ряде стран региона;

Развивающая: формировать критическое отношение к диктатуре в различных ее проявлениях;

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к изучению истории различных стран мира.

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: география, политология

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. Артемов, В.В. История: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительная литература:

1. Сахаров А.Н. История России: с древнейших времен до конца XVII века [Текст]: учебник- М.: Просвещение, 2013. - 336 с.

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.     3.Формирование новых знаний.       В чём своеобразие процесса модернизации Индии?   После Второй мировой войны во многих странах Латинской Америки усилилась борьба против диктаторских режимов и империалистической зависимости.   К концу войны в Латинской Америке можно было встретить две группы государств: государства с конституционными режимами и развитой партийной системой (Мексика, Колумбия, Уругвай) и государства с диктаторскими режимами (Гватемала, Куба, Парагвай, Гаити).   Проблемы модели развития в Латинской Америке; Кубинская революция и ее последствия; Модернизация и диктаторские режимы; Демократизация 1990-х гг.     Беседа     Объяснительно-иллюстративный     Лекция       Фронтальный   Устный   Фронтальный 65 мин.   10 мин.     5 мин.     50 мин.    
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.        2. Задание на дом.     3.Обобщение результатов работы обучающихся.   Как вы можете оценить уровень развития стран Латинской Америки? Определите принадлежность лидеров к своим странам: Пиночет Уго Чавес Перон Батиста Кастро Даниэль Ортега   Артемов, В.В. История: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2- Стр:401-406   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию    Работа с учебником и книгой     Письменная работа 20 мин.   10 мин.     5 мин.     5 мин.  

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /


Лекционный материал:

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий, использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников, закупали промышленные товары.


Проблемы модели развития в Латинской Америке.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Ему способствовали благоприятные для этих стран обстоятельства.

В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Удаленные от театров военных действий, эти страны дали приют многим эмигрантам из воюющих стран, в том числе и из разгромленных держав фашистской оси. Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочей силы. Латинская Америка воспринималась как безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более, что большая его часть принадлежала корпорациям США.

Соединенные Штаты не раз прибегали к прямому военному вмешательству для смены правящих фигур в латиноамериканских странах, когда затрагивались их интересы. В ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Стремление к самостоятельному, ускоренному развитию определило появление нескольких моделей модернизационного развития латиноамериканских стран.

Попытки создать широкий блок национально-патриотических сил проводить сбалансированную политику, при которой модернизация сочетается с повышением уровня жизни, предпринимались в Латинской Америке неоднократно. Первая и наиболее успешная попытка была предпринята в Аргентине полковником X. Пероном, захватившим власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на Всеобщую конфедерацию труда X. Перон в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах.

Представители профсоюзов, ставшие опорой создания новой, Перонистской, партии, вошли в парламент, в правительство.

Социальные права были включены в конституцию Аргентины. Вводились оплачиваемые отпуска, создавалась система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги, связь, был принят пятилетний план экономического развития. Однако в 1955 г. X. Перон был свергнут в результате военного переворота.

Опыт и идеи перонизма, во многом перекликавшиеся с идеями корпоративного государства фашистского режима Б. Муссолини в Италии, сохраняют популярность и в Аргентине, и в других странах Южной Америки.

Слабость режимов, использующих популистские, демократические лозунги и методы, в Латинской Америке объяснялась многими причинами. Зависимые от голосов избирателей и поддержки профсоюзов, они в первую очередь решали назревшие социальные проблемы. В известной мере это удавалось.

В послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5-7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики, которая бы соответствовала модели развитых стран, были крайне ограничены.

 

Левые, популистские правительства (в частности, президента С. Альенде в Чили в 1970—1973 гг.) пытались привлечь дополнительные средства. Они увеличивали налоги на предпринимателей, отказывались от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализировали прибыльные предприятия, латифундии, экономили на военных расходах. Эти меры вызывали раздражение зарубежных корпораций, которым принадлежало около 40% промышленности стран Латинской Америки, вызывали конфликты со странами-кредиторами. Падали темпы технологического переоснащения производства, снижалась конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

Правительства оказывались не в состоянии удовлетворять растущие социальные запросы, противостоять росту недовольства военных, усилению забастовочного движения, активизации леворадикальной оппозиции, прибегавшей к насильственным действиям, вплоть до создания сельских и городских партизанских отрядов.

Жесткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий, не находящих решения, приводили общество на грань гражданской войны. И тогда армия, как правило с одобрения правящих кругов США, брала ситуацию под свои контроль. Известна роль ЦРУ в организации военных переворотов в Бразилии в 1964 г. и в Чили в 1973 г. Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета, был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боев за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращен в концлагерь. Тысячи человек, активистов левых сил и профсоюзного движения, были казнены, около 200 тыс. бежали из страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: