Тема лекции: Теория познания в концепции античных философов: Сократа, Аристотеля. Философия Нового времени о познании

 

Теория познания Сократа

Особую окраску решения гносеологических проблем в античности приобретает в философии софистов и Сократа. Вопрос об отношении наших мыслей к окружающему миру стал главным в теоретических исследованиях софистов. Сенсуалистическую линию в теории познания отстаивают практически все софисты. При этом они выдвигают примат объекта над субъектом, что означает активность объекта в познавательном процессе и пассивность человеческого восприятия. Это дало основание софистам прийти в своей теории к некоторым релятивистским и даже скептическим выводам.

В своей философии Сократ решение гносеологических проблем из области знаний о природе переводит в область самопознания. Предпосылкой для обращения к собственному «Я», субъективному духу, от которого дальнейший путь вел к божественному разуму, для Сократа служило сомнение.

Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам ссылается в познании на особый внутренний голос, якобы наставляющий человека в важнейших вопросах — «демон».

Особое место в теории познания занимает так называемый сократический метод. Методом изложения своих мыслей Сократ избрал метод диалога, вопросов и ответов. Он убежден, что именно в споре рождается истина. Задавая вопросы собеседнику, взвешивает ответы, снова задает вопросы и, таким образом, Сократ помогает истине родиться в душе своего собеседника. Такой метод Сократа в философии известен как «сократовская ирония», а сам свой метод называл «майевтикой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: