Логотип телекомпании или телепрограммы на микрофоне оправдан исключительно в том случае, если в кадре есть другие микрофоны, если только ваш - логотип запрещен

 

 

111

ЭТИКА И ПРАВО В РАБОТЕ РЕПОРТЕРА, ОПЕРАТОРА И ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА К ЭФИРУ

Этика журналистики, включая, естественно, и телевизионную журналистику, подразумевает, что общество (зрительская аудитория) состоит из людей, исповедующих различные взгляды и принципы. Телевизионная действительность, исходя из этих постулатов, должна отвечать всему разнообразию интересов и запросов аудитории. При этом необходимая ответственность журналиста в ответ на предоставленную ему свободу слова подразумевается в следующих категориях:

- ответственность перед обществом; в первую очередь основывается на общечеловеческих понятиях, исключающих пропаганду насилия, жестокости, межнациональной и межконфессиональной вражды, расизма и т.д.

- ответственность перед аудиторией; включает в себя сказанное выше;

- ответственность перед участниками передачи и лицами, о которых ведется речь;

- перед журналистами-коллегами;

- перед телекомпанией, от имени которой ведется вещание;

- перед своими профессиональными и общеэтическими представлениями;

- перед действующим законодательством.

 

Исходными этическими принципами журналиста - особенно в телевизионной информационной практике - должны быть следующие:

1). Достоверность в изложении фактов. Отсутствие корреспондента на месте события позволяет оперировать фактом, но в этом случае необходима ссылка как минимум на два источника информации - такова мировая практика. "Персонализация новостей", свойственная телевидению, не означает свободы субъективных высказываний. Факт и мнение должны быть четко отделены друг от друга. "Зрители и слушатели не должны заимствовать из передач Би-Би-Си личные взгляды ведущих и репортеров, - говорится в рекомендациях знаменитой британской вещательной корпорации. - Хорошая журналистика помогает зрителям и слушателям всех убеждений сформировать свое собственное мнение". Другими словами, в самом оптимальном случае зритель или слушатель не

112

должен даже догадываться о мнении журналиста по тому или иному поводу. Журналист прекращает быть таковым, как только в его репортаже появляется хоть нотка дидактики.

2). Полнота информации. Общеизвестная истина - неполная правда - хуже лжи. Почему? Потому что элементы правды создают иллюзию правдивости. Если Геббельс говорил о лжи, что она должна быть чудовищной, дабы в нее поверили, то неполная правда выполняет ту же самую функцию просто и легко.

Сформулированные выше подходы правомочны и применительно к журналистским эмоциям. Оптимальный способ передачи экспрессии - собственно факт, фразеология здесь будет излишней. Во многих странах профессиональными журналистскими ассоциациями осуществлялись попытки создать документы, в которых были бы собраны главные принципы профессии в области политики, этики и морали. Успешными эти попытки были не всегда и не везде.

Для постсоветского пространства в сублимированном виде основные этические принципы профессии достаточно четко сформулированы в "Кодексе профессиональной этики российского журналиста".

 

Союз журналистов России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: