Значение сверхзадачи с сквозного действия в замысле режиссёра

Как писал Константин Паустовский в «Золотой розе»: «Замысел – это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела – белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи, и в них из густого электрического настоя рождается первая искра молния, а вслед за молнией на землю обрушивается ливень».
Замысел так же как молния возникает в сознании, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это всё исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которая требует неизбежного разряда.
Если говорить о режиссуре, то вернее будет сказать о зерне будущего спектакля, определяющего его образное решение. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссёра, т.е. с ответом на вопрос – ради чего он ставит эту пьесу(представление), что хочет вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет на него воздействовать.
Великий Гёте так говорил об этой взаимосвязи: «В общем, стиль писателя – это верный отпечаток его внутренней жизни: если кто-либо хочет обладать ясным стилем, то он должен сначала добиться ясности в своей душе. Кто хочет писать в величественном стиле, у того в характере должно быть величие.
С глубокого понимания основополагающей роли сверхзадачи и сквозного действия в работе режиссёра и начинается практическое осуществление художественной целостности спектакля.
Подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение. Эти отдельные мысли, чувства, жизненные мечты писателя красной нитью проходят через его жизнь и руководят им во время творчества. Ради них он берётся за перо. Передача на сцене чувств и мыслей писателя – его мечтаний, мук и радостей – является главной задачей спектакля.
Условимся же на время называть эту основную, главную цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли сверхзадачей произведения писателя.
Сверхзадачу нужно искать не только в роли, но и в душе самого артиста. В зависимости от того, какие стороны произведения, какие линии, какие персонажи получают для нас первенственное значение, определяется для нас сверхзадача спектакля.
Поняв и прочувствовав зерно произведения – актёр устремляется к этой конечной цели, и это действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли и называют сквозным действием.
Путь лежит с формирования замысла (образ потребного будущего, то что задумано и должно происходить) через сквозное действие (переход от потребного в происходящее) к сверхзадаче (результат).

 

Функции режиссуры ТПиП
Режиссура с фр. от глагола «управлять», с лат. «управляю».
Режиссура – творимая на сцене жизнь, превращение материала в сиюминутно происходящее на сцене д-е и жизн. процесс, образно выраженный через исполнителя с привлечением всех выразит. средств иск-ва театра.
Жизн. процесс должен проявляться через д-е, кот. имеет свою внутреннюю психическую (мыслительную) и внешнюю (физическую) стороны. Д-е представляет собой волевой акт, направл. на предмет с целью его изменения (определение по психологии). Жизненный процесс должен иметь образное выражение, т.е. обобщать жизнь, раскрывая ее смысл и сущность. Режиссура – это искусство воплощения. Предметом воплощения является пьеса, сценарий, инсценировка и т.д.
Теоретической базой режиссура ТПиП явл. база фундаментальной режиссуры.
- Учение Станиславского о сценическом действии;
- Принципы условного синтетического зрелища в творческом наследии Мейерхольда;
- Понятие о спектакле-празднике, зрелищности театр. предст-ия во взглядах на искусство и практике Вахтангова.
Базовыми ф-циями для реж-ра ТПиП являются основные функции режиссера, сформулированные В.И. Немеровичем-Данченко:
1. Реж-р-толкователь (реж.-педагог). Толкование пьесы, согласно своему мировоззрению, эст. взглядам, темпераменту. Пед. ф-ция режиссера реализуется не только в том, что он оснащает актера проф. техникой, но и всесторонне развивает его нравств., дух., интел.
2. Реж-р – зеркало, отр-е инд. кач-ва актера. Реж-р созд. на р-ции атмосферу увлеченности, ставит перед каждым актером такие задачи, которые помогают ему подняться на новую высоту, добиться новых успехов, учит «играть не роль, а роли».
3. Реж-р – организатор всего спектакля. Тв-во реж-ра осущ. на основе постановочного замысла, кот. реж-р выполняет вместе с исполнителями-актерами, композитором, костюмерами, гримерами и пр. Умение худ. соединить все компоненты.
Задача реж-ра ТПиП: масштабное сценическое произв-е или произв-е на улице, где новое рождается не в прямом воспроизведении словесного материала, как в театре, где превалирует слово. Действие из сочетания движений, музыки, света, цвета специфически освоенного огромного простр-ва, на кот. д-ет бол. кол-во испол-ей.
Специфика ф-ций реж-ра:
1. Реж-р-драматург (Шароев) Обычно работа нач. с чистого листа (нет готовой пьесы). Нужно мыслить не только лит.-опис. приемами, но обяз. зрелищными образами.
2. Умение реж-ра работать с актерами. Нет постоянной труппы актеров, есть масштаб и динамика.
3. Орг-ия пост-го процесса ТПиП. Работа со сценографом, поиск музыкального решения программы, мизансц., орг-ии темпоритма, разработка ср-ва тех. и худ. выраз-и. Организация – это способность объединить разл. и разнородные жанры в стройную конструкцию, которую определяет идейно-смысловая основа, где каждый жанр работает на идею ТПиП.
4. Активизация зрителей.
5. Оформление режиссерской документации.

 

Общее и особенное с сцен.драм.
Общие требования:
1. Драматургическая законченность каждого эпизода (цельность)
2. Целостность образной картины
3. Нарастание силы эмоцион. возд. на зрит.
Особенности сцен. ТПип:
1. Более крупный масштаб конфликта. Аль грит что в кдп нет конфликта, а Марков что есть и носит игровой характер.
2. Публицистичность и документальность (не только худ. язык но и док.факты./определ. функ. композиции как сочетания разножанровых номеров при созд. нового целостного произвед.).
3. Ведущий метод орг. матер.-композиционный монтаж
4. Для сопереживание/отторжение: Активное вовлечение зрит. в действие, иной масштаб средств реализации задачи.
5.Сценарий явл. офиц. документом по организ. меорприят.
Сцен. ТПиП должен содержать смысл худож-педагогич воздействия на зрит. и участ.

 

  Виды и формы ТПиП
Виды театрализованных представлений.
Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр.Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стране формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни; другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.
Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления.
Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию.
Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.
Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида – сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на
Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подачи фактического материала.
Для образной критики тех или иных недостатков в агитационно-художественных программах можно пользоваться самыми разнообразными выразительными средствами: репризой, так называют наипростейшую комическую реплику, игру смыслами, неожиданное, но оправданное сближение далеко отстоящих друг от друга понятий.
Вслед за репризой можно назвать таки художественно-образные средства, как аллегория и символика. Отдельные факты подвергаются осмеянию и в скрытой форме – в виде иронического намека, притчи.
Ирония – это прием художественного осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным выступает не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл. И чем сильнее противоречие между ними, тем ярче ироническая окраска. Ирония основана на сопоставлении данного и должного.
Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.

Литературно-музыкальная композиция
Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.
Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.
Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.
Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и му

 

....Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.
Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.
В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.
Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.
Тематический вечер
Существует много клубных вечеров, в которых тема не просто присутствует, а раскрывается в определенной, логической и композиционной последовательности. Такие вечера принято называть тематическими. Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер.
Наличие особого психологического состояния народной массы, выливающегося в праздничную ситуацию, создает потребность в такой форме массовой работы, которая заставила бы людей испытать эмоциональное потрясение и побудило бы к активному массовому действию. Очевидно, не всякий тематический вечер должен быть таким, хотя все они в той или иной степени театрализованы, т. е. построены по законам театра, что диктуется их обязательной сценарной основой.
Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема. Практика клубных учреждений страны показывает, что тематические вечера играли и играют важную роль в решении следующих основных задач:
• Формирование основ научного мировоззрения и идейной убежденности человека.
• Воспитание нравственных качеств личности.
• Формирование эстетического отношения к действительности.
• Воспитание общественной активности.
• Стимулирование всестороннего развития личности.
Решению этих задач соответствуют и основные направления тематики таких вечеров, среди которых можно выделить следующие:
• Вечера, посвященные пропаганде идей (например: марксизма-ленинизма, в прошлом).
• Вечера, посвященные; научно-техническому прогрессу, выдающимся достижениям науки и техники, пропаганде передового производственного опыта.
• Вечера, посвященные героическим революционным, боевым и трудовым традициям русского человека.
• Вечера, посвященные достижениям нашей страны в области культуры.
• Вечера, посвященные российскому патриотизму, дружбе народов СНГ, борьбе за мир, демократию и гуманность.
Итак, важность поднятой темы, ее актуальность — первое методическое требование к организации тематического вечера.
Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы,

 

                                                                                                                        

Замысел драматургического представления и его основные компоненты
Этапы работы режиссера в процессе воплощения замысла Театрализованном Представлении.
Всякое художественное творчество имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это относится и к режиссуре.
Режиссерский замысел – это неосуществленное решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения. Работа над замыслом – творческий процесс режиссера. Замысел содержит в себе гражданское, идейное толкование, смысловое и действительное толкование.
Интересный замысел, рожденный пониманием конкретных воспитательных целей и практических задач, всегда индивидуален. Можно привести немало примеров, когда несколько человек – участников какого-либо события – совершенно по-разному рассказывают об одном и том же происшествии, так и в режиссуре. «Сколько людей – столько и мнений» - это известное высказывание очень подходит к данной теме, т.к. у каждого режиссера свое видение, мировосприятие, толкование.
Режиссерский замысел в своем определении очень близок определению замысла сценария: Замысел сценария – это художественно – образное оформление поставленной цели конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности, это внутреннее представление о будущей драматургической разработке праздничного действа.
Как и замысел сценария, в своем внутреннем представлении сценариста о будущей разработке, так и режиссер «вынашивает» идею замысла, представляет ее сначала в каких-то размытых ассоциативных образах и только позже они складываются в одну ясную картину.
Компоненты замысла:
- мотивировка выбора произведения (исходные условия, реальная ситуация);
- идейно-тематическое содержание (определение темы, идеи);
- действенное содержание (сверхзадача, сквозное действие);
- режиссерский ход;
- основные выразительные средства, определение жанра;
- приемы активизации зрителей;
- решение праздника во времени, ритмах, темпах;
- характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления;
При подготовке праздника творческий коллектив складывается из режиссера, художника, драматурга, композитора и руководителей коллективов. В подготовительном периоде необходимо определить направленность номеров и эпизодов, их жанровую принадлежность, взаимосвязь друг с другом, а также их драматургическую функцию и точное место в монтажной структуре.
Режиссер в процессе воплощения замысла проходит через следующие этапы:
а) Застольный период работы над праздником – это очень важный этап работы режиссера с участниками праздниками. Это закладка фундамента общего праздника. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. К тому времени в сознании режиссера уже определена сверхзадача праздника, намечено сквозное действие и узловые моменты праздника, дана характеристика каждому персонажу праздника и определено его значение. В режиссерском воображении уже возникли образные видения различных элементов праздника: мизансцены, передвижения действующих лиц. И, хотя бы в общих чертах, представлена внешняя и внутренняя среда, в которой будет протекать праздник. Хорошо, если в ходе работы не только режиссер информировал бы участников о замысле, но и обогатил бы его за счет творческой инициативы коллектива, т.е. режиссерский замысел стал бы творческим замыслом коллектива.
б) Работа над мизансценами. Мизансценирование – основное содержание репетиций в выгородке. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены – через внешние физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние взаимоотношения и действия. В непрерывном потоке мизансцены, сменяющих друг друга, находят себе выражение сущность совершающегося действия. Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Режиссер работает над мизансценами или за

мизансценами или за столом или в процессе творческих репетиций. Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать. Разработанные дома мизансцены – это проект. Он должен пройти испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с участниками праздниками.
в) Окончательная отделка праздника.
Происходит шлифовка праздника, все уточняется и закрепляется. Все элементы праздника: актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки согласовываются друг с другом, создается гармония единого и целостного праздника.
На этом этапе, помимо творческих качеств режиссера, большую роль играют его организаторские способности.
Массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Он идет один раз. Надежным помощником режиссера является монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: где происходит? С кем происходит? Как происходит?
Режиссерский замысел, видение будущего представления находит свое практическое выражение в разработке постановочного плана. Когда работа обсуждена с коллективом, начинается работа с исполнителями, режиссер знакомит участников представления со своим постановочным планом. В разработке постановочного плана первоначально должен быть решен вопрос – ради чего проводится представление, то есть, какова его сверхзадача.
Примерный план построения.
1 графа – время/от и до/
2 графа – место действия/ каждая из рабочих площадок/
3 графа – количество участников
Массовый праздник репетируется эпизодами, на местах, кусками. Режиссеру просто необходим для успешной работы строгий репетиционный план.
Работа над замыслом – это творческий процесс режиссера. Сам замысел представляет собой неосуществленное решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения, точно рецепт вкусного пирога, он состоит из важных компонентов, перечисленных ранее. Все это в совокупности с придуманными и правильно выстроенными режиссером мизансценами образует так называемый «готовый продукт».
Режиссерский замысел, подобно дому, выстроенному из кирпича, состоит из нескольких важных «кирпичиков» - последовательных этапов. Первый – застольный период – это фундамент будущего праздника, который просто обязан быть крепким и технически продуманным. В закладке этого фундамента (1-го этапа) следует участвовать всем коллективом, помогая режиссеру и его замыслу стать творческим замыслом всего коллектива.
Далее, после закладки прочного фундамента, следует перейти к построению первого этажа нашего дома – к построению мизансцен. Правильно выстроенные мизансцены это расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде, т.е. наглядное воздействие на зрителя.
Крышей нашего дома являются все оставшиеся, но очень важные элементы праздника: актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки. Таким образом, чтобы «Дом» был построен качественно и крепко режиссер должен учесть все составляющие аспекты «стройки». Именно от режиссера, его организаторских способностей зависит успешный исход праздника. Руководствуясь строгим планом проведения праздника, планом репетиций, постановочным планом – режиссер может рассчитывать на успешное проведение мероприятия.

 

Художественное и педагогическое в режиссуре театрализованного представления и массового праздника
Режиссура театрализованного представления— завершающий этап в организации художественно-педагогического воздействия на аудиторию, а успех воздействия находится в прямой зависимости от художественного построения. Так как фактор эффективности воздействия во многом зависит от зрелищной стороны, то ее организация имеет принципиально важное значение и входит в задачи режиссуры, выступая для нее в качестве цели.
Объектом режиссера театрализованных представлений является аудитория, а конечной целью— создание в зрительном зале ситуации художественной самодеятельности. Без последней акт воздействия не состоится и цель не будет достигнута. Таким образом, сферой действия режиссера театрализованных представлений наравне со сценой является и зрительный зал. Строго говоря, такое разделение воздействия отсутствует. В театрализованном представлении понятие «сцена» не исчерпывается как в традиционном театре подмостками, поскольку представление вовлекает непосредственно в действие аудиторию. Место, где находится аудитория, является своеобразным продолжением подмостков.
Режиссура театрализованных представлений — зрелищная организация процесса педагогического воздействия. Попытаемся выяснить, на какие художественные принципы опирается режиссер в своей работе.
Вряд ли целесообразно строго регламентировать, что именно следует режиссировать в сценарии «за столом», а что при его реализации на рабочей площадке. Тут все зависит от индивидуальности режиссера. Поэтому, излагая принципы и приемы режиссуры театрализованных представлений, разделим их на общехудожественные, обусловленные природой зрелища, представления, и специально направленные на активизацию аудитории — активизирующие, т. е. создающие предпосылки для организации ситуации художественной самодеятельности в аудитории.
Принципы режиссуры театрализованных представлений — это художественные закономерности режиссерской организации материала. С одной стороны, они определяются эстетическими законами представления, с другой — целью педагогического воздействия. На этом уровне прием выступает как средство, реализующее принцип. Под приемом мы понимаем способ режиссерской организации материала. Например, один и тот же принцип — включение в представление внесюжетного персонажа — ведущего — в зависимости от характера организуемых средств — может привести к приему использования опускаемых по ходу действия или между эпизодами щитов с текстом (так организуются наглядные средства) или к использованию экрана (так организуются средства кино).
Принципы режиссуры театрализованных представлений, как и принципы любой художественной системы, отражают характер взаимодействия средств, которые она объединяет. Театральное представление — законченная, самостоятельная система, а театрализованное представление — лишь художественная часть системы художественно-педагогического воздействия. Общие для обеих систем средства в каждой имеют свои специфические функции, что обусловливает различные способы их существования, а также их место и значение внутри каждой из систем.
Если для организации педагогического воздействия на аудиторию выбрана оригинальная пьеса (исходный материал и для театра), то режиссер театрализованных представлений обязательно должен использовать одно из наиболее эффективных средств воздействия — «факты жизни», что приведет к разбивке пьесы на эпизоды и в конечном счете к перемонтажу текстового материала. Это нарушит непрерывность и последовательность авторского изложения материала. Чем чаще прерывается авторский текст, тем больше можно использовать «факты жизни» и эффективнее реализовать цель. В этих условиях новые задачи встают и перед исполнителем.
Работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной информации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени. Это заставляет режиссера клубных театрализованных представлений стремиться к использованию разл

 

  Теоретические основы драматургии театрал. пред. и праздников
Драматургию всегда воспринимают как часть литературы, однако это совершенно не так. К литературе относятся произведения, написанные для восприятия их читателем, а драматургическое произведение предназначено для восприятия зрителем, то есть пьесу нельзя просто читать, она служит другой цели: ее можно и нужно смотреть на сцене. Отсюда и принципиально другой метод изучения драматургии. В ней бессмысленно искать пейзаж, характеристики героев, лирические отступления. Всего этого просто нет. Характер персонажа таков, каков характер актера, его исполняющего.
Драматургия массовых театрализованных представлений имеет общие черты с драматургией тех типов представлений, которые организуются на сценических подмостках в современных клубах.
Думается, что и сценарную драматургию представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений.
Рассматривая возникновение и развитие театрализованных представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть прежде всего той социально – нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представления.
С древнейших времен в народных обрядах, представлениях и празднествах имели место две стороны – элементы культовые и элементы фольклорные.
Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших событий в жизни человека занимают все большее место в нашей действительности.
Основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий, по единодушному признанию теоретиков.
Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.
Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течении тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура.
Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.
Известно, что основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Главным объединяющим моментом выступает здесь драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы как рода искусства.
Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии агитационно-художественного представления, литературно – музыкальной композиции, тематического концерта или массового театрализованного празднества, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и даже в конечном счете форму произведения.
Художественное воплощение определенных мыслей, чувств, фактов и обстоятельств текущей и противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализо

  противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализованного представления главным образом с помощью не сюжета, а ряда других средств. Если в драме композиция является моментом, определяющим структуру событий действенно развивающегося сюжета, моментом чрезвычайно важным, но обусловленным другими существенными элементами формы то в сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно – документального материала, ее функция становится определяющей. Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит, прежде всего, от темы и идеи произведения, от главной мысли художника. Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действований. Это определяется обрядово – зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа В результате эволюции, видового становления современное театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий. Оно, как правило, рассредоточивается на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители, и как участники действований одновременно. И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: непосредственные, активные участники – исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники – зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течении праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Режиссура театрализованных массовых праздников и представлений вбирает в себя все, что характерно для режиссуры вообще, но еще она имеет и свои специфические особенности. Массовые театрализованные представления, спектакли под открытым небом, театрализованные концерты, спортивно-художественные представления и другие зрелища прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью каждого советского праздника, всегда предусматривающего разнообразный комплекс политических, культурных и художественных действий. Принимая все это во внимание, режиссер должен четко представлять разницу между понятиями «праздник» и «массовое театрализованное представление». Последнее является неотъемлемой и наиболее значительной частью праздника и занимает в его структуре важное место. Объединить, организовать массу зрителей, заинтересовать ее праздником можно только с помощью активного действия, т. е. сконцентрировать ее внимание на основном действии праздника. А. В. Луначарский говорил, что сама по себе праздничная масса не способна создать праздничное действие, ее нужно организовать, а такая организация представляет собой «не действие отдельных актеров, не специально разученную пантомиму, не формальное перемещение разноцветно одетой массы людей, а именно массовое действие, сценарно выстроенное и художественно оформленное» 9. Действие массы всегда зависит от драматургического действия, заложенного в сценарий праздника, потому, создавая сценарий праздника, его драматургию, необходимо помнить, что зритель, который пришел на праздник, ждет действия — театрализованного представления, где раскрываются основная тема и идея праздника. Драматургия массового театрализованного действия в празднике должна строиться так, чтобы любое действие создавало образное представление о внутренней идейно-тематической сущности праздника и подводило к его главной части — театрализованному представлению. Особыми формами современного массового искусства являются современные художественно-спортивные театрализованные представления и театрализованные тематические концерты. И там основным выразительным средством остается дейст.

 

    специфика массового театрализованного праздника проявляется в его сценарии, в общей логике композиционного построения праздника, в логике развития массового действия и в логике сцепления частей праздника в единый образный строй.

 

 

. Соотношение понятий иллюстрация и театрализация в РТПиП
МЕТОД ИЛЛЮСТРАЦИИ, образная обработка художественного материала, при к-ром описание объекта совпадает с его изображением (напр., радостное настроение героя подчеркивается мажорной, бравурной музыкой или после рассказа о творчестве композитора звучит одно из его произведений). "Зерно" иллюстрирования - художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Способ существования этого приема предельно прост: подобранный художественно-иллюстративный материал (фрагмент стихов, песен, кинофильмов и т. п.) монтируется "встык" к соответствующим тезисам лекции, беседы, вступления участника или очевидца события. М. и. используется в лекции-концерте, кинолекции, в вечере вопросов и ответов, дискотеках и т. п. формах работы клуба. Задача этого приема - дать определенный психологический и художественно- образный настрой восприятию содержания клубного мероприятия, дополнить это восприятие своеобразным художественным комментарием. В целом же иллюстративность лишает зрителя игры воображения, убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации. В массовых театрализованных представлениях М. и. -противостоит метод театрализации, к-рый преобразует все выразительные средства в художественно-образное действие. (Законы сценические).
МЕТОД ТЕАТРАЛИЗАЦИИ, способ художественной (по законам театра) организации содержания представления и/или массового праздника и реальной и игровой деятельности его участников. Двойственность функции театрализации, синтезирующей реальную и художественную деятельность, обусловлена потребностью людей в особые моменты жизни осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить чувства по отношению к нему, стремлением к духовному общению, к массовому творческому самовыражению.
Театрализовать материал, выразить его средствами театра, значит выполнить два главных условия: 1) выразить сущность жизненного явления, праздничного события в зримом развитии драматургического конфликта, а реальное общение участников - в игровом, художественном действии, включающем в себя синтез художественных выразительных средств. 2) создать художественный образ жизненного общения - превратить эмоции по поводу события в зрелище человеческих чувств. По своему характеру можно определить три вида театрализации: компилятивную. оригинальную, смешанную, т е. совмещающую предыдущие оба вида. В массовых театрализованных представлениях М. т. противостоит методу иллюстр.

     Сущность понятий "праздник" и "театрализованное представление" Праздник - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры который в отдельные периоды; истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. Ведь этот элемент культуры призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Праздники и празднования - исключая патологические случаи и искусственные вымышленные ситуации - всегда требуют присутствия, участия других людей, являются совместным действием, общим переживанием Праздники" это явление, характерное лишь для человека, на что обращали внимание еще древние Опыт последних тысячелетий учит нас,-что каждое общество, каждая прочно существующая человеческая группа организуют свою собственную жизнь как непрерывную смену двух названных фаз будничного дня и дня праздничного. Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день, дни), когда не занимаются делами Праздник, если определять его нетрадиционно, "Сеть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. В русском языке слово «праздник» происходит от прилагательного «праздный» - «не занятый» «пустой», «порожний»(если речь идет о месте) и праздное время- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). Счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры - календарь везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов Всеобщность праздников позволяет считать их, начиная с эпохи каменного века, постоянным элементом человеческой культуры, позволяет рассматривать соблюдение праздников как одну из основных форм коллективного поведения людей Истоки праздника. Праздник – это момент социокультурной динамики, когда сообщества развлекательным (игровым) способом подтверждают свойственные им общественные и культурные отношения. Определение праздника в толковых словарях: 1. Энциклопедический словарь библиографического общества «гранат» 1897 определяет понятие праздник как религиозное явление. 2. Словарь Даля: праздный – пустой, незанятый, порожний. 3. Фасмер определяет праздник – как праздь, безделье. 4. В словаре Ушакова и Ожегова праздники считают связанными с определенными днями. 5. Мифы народов мира: праздник – это временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, максимальное причастие как институциализированное действо. Театрализованный праздник и театрализованное представление общее и отличительное. Общее: 1. ТП и П являются формами человеческой культуры (духовно-практической деятельностью). 2. И ТП и П являются театрализованными. 3. И ТП и П организованны по законам театра Отличия методологические: 1. Праздник не предполагает деления на зрителей и участников Отличия методические: 1. Праздник имеет много очагов. 2. Праздник – не имеет локальных, территориальных ограничений (по отношению к представлению). Улица = площадка. 3. Праздник не имеет временных рамок, а представление должно быть ограниченно во времени. 4. Праздник не репетируется. Таким образом, ТП является частью праздника, выполняя функцию зрелища эстетического компон.

 

     творческое наследие мастеров отечественной режиссуры.камерный театр Таирова(КТТ). основу яркого театр. искусства Таиров видел в актере. Актер должен стать подлинным творцом не скованным ничем-чужими мыслями, словами. Все средства театр. выразительности были подчинены режиссеру и его представлению об этом специфич. актерском ис-ве. КТТ можно отнести к эстетич. театру. Все принципы эстетич. театра в его постановках были осуществлены с максимальной полнотой, а многие из них переосмысл. Все составные театра(муз., декор., костюмы) должны слкжить актеру для наиб. раскрыт. его местерства. Лит. драма для Таирова была источником, но не самым ценным произвед. На ее основе театр д.б. создать свое самоценное произвед. ис-ва. Втеатре д.б. праздник(комедии, трагедии) лишь обыденность будней следует изгнать со сцены. В каждой работе Таиров стремился к монументальности, эмоцион. потресен., резким контрастам. В спектакле преоблад. резкое звучание текста. камерный театр строит объемные пространственные декорации с целью предоставить актеру................. Мейерхольд - биомеханика.биомех. предполаг. сознат. актерского творч-ва, конроль актера над своими действиями, до, во время и после их соверш. Актер воспит. по законам биомех обретает мышление, рефлекторную зависимость своих выразит. возможностей от физич., пластич, ритмич. рисунка действ., что может обладать ими сознательно. Биомех. служит эмоцион. ряду игры, как части творч. процесса. Эмоц. актера определ. его психич состоян. Речь-результат пластич. и эмоцион действ. Биомех включ в себя сист. объект. законов выразит. речи, мелодика, скорость, ритм. акценты, тембр, паузы-измер. выразит. речи, кот-ой актер овлад. Роль делится на цыклы игры. кажд из которых сост. из след. элементов:1-намерение 2-осуществление 3- реакция

 

продолжение....система станиславского: 1)Главный принцип- жизненная правда. 2)сверх задачи 3)принцип утверждающий действия,в качестве возбудителя сценарного переживания и основного материала в ак-ом искусстве,метод работы над ролью. 4) органичность 5) принцип перевоплощения (решающий)
работа над ролью
познать роль значит почувствовать.
1)познавание,т.е. анализ создания и оживления внешних обстоятельств с помощью воображения.2) переживание, движение от души к телу,от внутреннего к внешниму, от переживаний к воплощению. сверх задача,по сквозному действию, 3) воплощение, начало с переживанием чувств, глаз,лица, минимум слов. они усиливают и поясняют чувства мысли иллюстрируются.4) взаимодействие, между актероми зрителем.
массовые праздники.
празд. многосторон. обществ. явл. отражающ. отдел. чел. и общества в целом.основная черта создания праздника то, как особенное состояние человека по воздейст.
-ощущения личной принадлежности
-стремление к широкому общению.
-особенность эмоционального настроения
генкин
м.п. имеет разнообразную ср-во идейно-эмоциональную возд.
-живое слово (м.у. сценой и аудиторией) речь ведущего которая соединяет эпизоды и излагает то,что не поддается показу
-поэтическое слово
-музыка- хариография и спорт
-художественное документальное кино.

 

. Понятие режиссерско-актерского тренинга.
Ведущую роль в выявлении и развитии творческой индивидуальности режиссеров и актеров занимает комплексный тренаж.
Выявление и развитие творческой одаренности режиссеров и актеров имеет свои особенности и включает в себя:
I. Определение общеличностных свойств:
морально-психологических установок (мировосприятия, мировоззрения, идейно-политических убеждений);
жизненного и профессионального опыта;
индивидуально-психологических свойств личности (эмоционально-волевых, интеллектуальных характеристик).
II. Выявление специальных творческих данных для режиссеров:
способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению;
организационные качества;
развитая фантазия и творческое воображение;
способность к пространственно-временному восприятию;
широкая осведомленность в сфере смежных искусств;
актерские данные;
чувство юмора, художественный вкус; ощущение стиля и жанра.
III. Для актеров:
эмоциональная возбудимость: способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств;
диапазон сценической заразительности, обаяние, мягкость;
творческое воображение;
способность к импровизации;
пластическая выразительность;
музыкальные, речеголосовые и ритмические данные. Основными акцентами в определении степени одаренности являются:
а) способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению — режиссеров;
6) эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств и диапазон артистической заразительности – у исполнителей.
Для обнаружения перечисленных способностей применяются три группы художественных тестов теоретического и практического характера. Каждое упражнение, задание, тест должны нести в себе «вызов», ставящий испытуемого перед необходимостью раскрытия его творческого «Я».
Для определения степени одаренности посредством предлагаемых художественных тестов может быть использована следующая оценочная шкала:
1. Способность воспринять НЕОБЫЧНОЕ в ОБЫЧНОМ (или непосредственность).
2. Уникальное, ОРИГИНАЛЬНОЕ решение (ответ) или стереотипное.
3. Яркость, ГЛУБИНА или ПОВЕРХНОСТНОСТЬ решений (восприятий, суждений).
4. ПОЗИТИВНОЕ (или НЕГАТИВНОЕ начало, лежащее в основе решения).
5. МЫШЛЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ содержания задания (или очень отдаленное ассоциирование).
6. МЫШЛЕНИЕ С ОБРАЗНО – АССОЦИАТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (или буквальное).
7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, завершенность решения (или фрагментарность).
8. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ на восприятие задания и в течение его исполнения:
отсутствие (или слабая);
незначительная (или средняя);
бурная (или сил

    Каждое тестовое задание в разных вариантах может быть повторено несколько раз и затем оценено по данной шкале. Руководствуясь необходимостью, испытуемым может быть предложено неограниченное количество художественных заданий и тренингов. Надежность общих результатов тренажа повышается от количественного увеличения упражнений в нем. Время, отпущенное на каждое задание, упражнение, строго не лимитируется. Предложенные здесь задания, упражнения, тесты становятся эффективным средством выявления и развития творческой индивидуальности испытуемого только в совокупности с практическим участием в творческих роботах и спектаклях. Актерские тренинги – это тренировки и упражнения, которые направлены на развитие и поддержку профессионализма. Есть профессии, где без регулярной тренировки своих навыков специалист просто теряет свои профессиональные качества. Актер не может быть творчески состоятельным, если не будет заниматься актерским тренингом. Тренинг – это своеобразный фундамент, который закладывается в душу актера. Умелый актерский тренинг помогает управлять всеми составляющими своего поведения на сцене. Много внимания следует уделить внешним и внутренним составляющим поведения – это мимика, жесты, интонация голоса, чувства, эмоции, понимания партнера и смысла игры. Актерский тренинг помогает создавать сценический продукт, который будет интересен зрителю. Сценический продукт может быть индивидуальным, парным или групповым. Первая задача актерского тренинга помочь артисту наработать специальное состояние, которое поможет в будущем комфортно чувствовать себя на сцене, правильно ставить цели и задачи представления и правильно управлять своим состоянием. Вторая задача – нарабатывать опыт пребывания на сцене. Такой опыт позволяет актеру более эффективно осваивать азы актерского искусства. Театральные актерские тренинги держаться на трех основных китах: • актерская техника, • игротехника, • психотехника. Актерские тренинги позволяют актеру за короткий промежуток времени раскрыть себя, а значит развить в себе индивидуальные качества – память, воображение, мастерство общения, ораторское искусство, интуицию и многие другие качества, так необходимые актеру. актер должен научиться работать на сцене, начать пробовать играть на сцене, раскрыть свои сильные стороны актерского мастерства. Научиться поддерживать обратную связь с партнерами и зрителями. Овладеть техникой перевоплощения и вживания в сценический образ. Такие тренинги научать актера не только быть на сцене раскрепощенным, видеть свои недостатки и правильно оценивать свои ошибки, чтобы в последствие их не повторять или правильно использовать. Психотехника позволяет нам разобраться, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение. Психофизический тренинг является неотъемлемой частью каждого урока по мастерству актера. Упражнения психофизического тренинга условно можно разделить по следующим направлениям (темам): 1) Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно- ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры». 2) Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д. 3) Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием. 4) Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы). Необходимо специально оговориться, что такое разбиение на темы имеет целью только обозначение направлений работы и является достаточно условным, так как большинство упражнений (кроме части разогревающих

 

    (кроме части разогревающих процедур) охватывает сразу несколько тем. Упражнения по мере их освоения, а также в зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.

 























































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: