Основные элементы системы Станиславского

Константин Сергеевич Станиславский. Имя его известно всему миру, как имя великого реформатора театрального искусства. Еще в начале XX столетия оно далеко перешагнуло все рубежи и границы, стало достоянием мировой культуры, программой передовой художественной интеллигенции в борьбе за искусство близкое и понятное народу, против рутины, штампов, дилетантизма и ремесленничества, а его «система» реалистического творчества — основой всех актерских и режиссерских школ.

Система С. представляет собой научно-обоснованную теорию сценического искусства метода актёрской техники. Актёр должен не представлять образ, а быть образом.

Принципами системы являются:
- принцип жизненной правды, являющийся основным принципом реалистичного искусства.
- принцип сверхзадачи – то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге.
- принцип активного действия. Не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Все методологические и технологические указания имеют одну цель – разбудить естественную человеческую природу актёра для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
- принцип органичности (естественности). В творчестве не может быть ничего искусственного и механического. Всё должно подчиняться требованиям органичности.
- принцип перевоплощения – конечный этап творческого процесса – создание сценического образа через органичное творческое перевоплощение.

Система состоит из двух разделов:
1 раздел посвящён проблеме работы актёра над собой
2 раздел – работе актёра над ролью, завершающийся органическим слиянием актёра с ролью, перевоплощением в образ.

Творческое состояние актёра складывается из взаимосвязанных элементов:
- активная сосредоточенность или сценическое внимание. С.считал, что внимание – это проводник чувства и, что оно является основой внутренней техники актёра. Виды внимания: внешнее (вне человека) и внутреннее (мысли, ощущения). Задача актёров – активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды.
- сценическая свобода. Подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это состояние организма, при котором на каждое движение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько требует это движение. Знание даёт уверенность, порождает свободу. Внешняя свобода – результат свободы внутренней.
- сценическая вера. Рождается через убедительное объяснение и мотивировку происходящего, т.е. через оправдание
-сценическое действие. Действие — волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели — классическое определение действия. Актерское действие — единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-то образом во времени и пространстве. В действии наиболее наглядно появляется весь человек, то есть единство физического и психического. Актер создает образ при помощи своего поведения и действий. Воспроизведение этого (поведения и действий) и составляет сущность игры.

Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство. Система ведет актера от сознательного к подсознательному. Строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.

 












Фабула, сюжет, событие в драматическом произведении.

Фабула (с лат. – рассказ, басня) – событийная основа произведения, отвлекаемая от конкретных художественных деталей и доступная внехудожественному освоению, т.е. пересказу.
Сюжет (фр. Предмет) – предполагает собой развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях.
Событие (по Станиславскому) – действенный факт, но не взятый отдельно, а во взаимодействии с другими фактами.
Драматическое событие – действие, приводящее к изменению основного конфликта в драме.
Фабула служит материалом для сюжета. Фабула, как совокупность событий и мотивов в их логической причинно-следовательной связи. Сюжет, как совокупность тех же мотивов и событий в той последовательности и связи, в которой повествуется в произведении, в композиционной последовательности и во всей полноте образности. Фабула определяет развитие самих событий в жизни персонажей, а сюжет представляет собой порядок и способ сообщения о них автором.
Создать из фабулы пьесы сюжет постановки – значит дать интерпретацию (текста – для режиссёра, представления – для зрителя), т.е. избрать некую концепцию, связанную с расстановкой акцентов.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: