З а д а н и е: Законспектировать лекцию

План лекции

 1. Внешние движущие силы воспитательного процесса.

 2. Внутренние движущие силы воспитательного процесса.

 3. Логика воспитательного процесса.

 4. Диалектика воспитательного процесса и противоречия.

         Воспитательный процесс – это организованный, последовательный и систематический процесс воспитания личности и ее отдельных качеств, организуемый и осуществляемый педагогом.

        Принято различать внутренние и внешние движущие силы воспитательного процесса.

         Внешние движущие силы воспитательного процесса – это окружающая ребенка среда, оказывающая на него определенное воспитательное воздействие. К внешним движущим силам относятся: Семья и образовательное учреждение, а также требования, которые предъявляет педагог к ребенку в процессе воспитания. Окружающая ребенка информация: духовно-нравственная, культурологическая, историческая, литературная, политическая, формирующая личностные взгляды и пристрастия. Личный пример взрослого, который формирует у ребенка представление о том, как необходимо поступать и вести себя в определенных ситуациях. Требования, предъявляемые к деятельности ребенка со стороны взрослых (учителя, воспитателя, родителей и т.д.). Требования со стороны взрослых, предъявляемые к личности ребенка, направленные на формирование и совершенствование конкретных личностных качеств. Требования со стороны взрослых, предъявляемые к формированию у ребенка конкретных навыков саморазвития и самовоспитания.   

           Внутренние движущие силы воспитательного процесса – это внутренние потребности и возможности ребенка в личностном развитии. К внутренним движущим силам воспитательного процесса относятся: Личностные потребности ребенка в развитии и их удовлетворение средствами воспитания. Внутренний потенциал каждого ребенка и возможности его оптимальной реализации в рамках воспитательного процесса. Цели, которые ставит перед собой каждый ребенок и способы их достижения. Для того, чтобы воспитательный процесс протекал эффективно необходимо сочетание внутренних и внешних движущих сил. Это вызвано тем, что движущие силы вызывают у воспитанника желание и стремление выполнять требования педагога, совершенствовать собственные умения и навыки, совершать одобряемые поступки. Это будет содействовать воспитанию ребенка и развитию его личности.  

          Задача педагога правильно и целесообразно применять движущие силы, предварительно тщательно изучив каждого воспитанника, узнав ближние и дальние перспективы его развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.

           Логика воспитательного процесса.

                Воспитание является сложным и динамичным процессом, эффективная реализация которого предполагает соблюдение определенной логики его проведения, основанной на строгом поэтапном совершении действий. В настоящее время существует несколько вариантов логики воспитательного процесса, разработанных на основании ведущих воспитательных задач:

1.Осуществление целостного формирования личности каждого воспитанника, с учетом целей его всестороннего и гармоничного развития.

2.  Формирование у детей нравственных качеств личности, основанной на общечеловеческих ценностях и имеющих социально ориентированные мотивации. 3. 3.Приобщение детей с раннего возраста к общечеловеческим, научным и культурным ценностям.

4. Воспитание у каждого ребенка четкой жизненной позиции, в соответствии с демократическими преобразованиями общества, обязанностями и правами личности. 5. 5.Воспитание и развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения, с учетом его возможностей и потребностей.

6. Организация познавательной деятельности воспитанников, развивающей у детей общественное и индивидуальное сознание.

7. Организация личностно-ориентированной деятельности, направленной на формирование у детей конкретных личностных качеств.

8.  Воспитание культуры общения, как одной из основных социальных функций личности.    

         Логика воспитательного процесса, направленного на всесторонне развитие личности, предполагает, что педагогу необходимо четко представлять завтрашний день развития воспитанников, то есть, то, что они могут сделать с помощью воспитателя и то, что они могут сделать самостоятельно. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.

 

          Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости.

    Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях: внутренних и внешних.

        Наиболее значимы следующие противоречия воспитательного процесса.

1. Между требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности соответствовать этим требованиям.

Отношения "личность и социум" достаточно сложные, они могут быть как созидательными для личности и социума, так и разрушительными. Личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума. Свое отношение с социумом личность переносит на свою социальную роль. Крайне важно, чтобы личность адекватно воспринимала социальную роль и принимала себя в этой роли, в противном случае возникают такие негативные явления, как потеря идентичности (личность утрачивает способность отождествлять себя с тем социальным положением, в котором она находится), социальное отчуждение (личность занимает позицию неприятия социума, настроена но отношению к нему негативно и даже враждебно).

2. Между потребностями личности и социальными условиями, в которых происходит развитие личности, возможностью реализовать свои потребности в условиях социальной среды.

Социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности. Воспитание должно помочь личности найти свое место в социуме. Поиск своего места в социуме следует понимать не как приспособление к социуму, а как активное взаимодействие, результатом которого является развитие личности и социума.

3. Между педагогическими задачами и возможностями воспитанника (психологическими, физическими, умственными и т.д.), его готовностью включаться в реализацию этих задач.

Готовность здесь может быть различного плана – психологическая, физиологическая, умственная и др. Изменить, усовершенствовать человека реально только в определенных пределах. Эти пределы – потенциальные физические и духовные возможности человека, его собственные интересы и потребности, его стремление к самосовершенствованию. Воспитательный процесс, будучи целенаправленным, предполагает выбор необходимых средств достижения цели, методов, технологий. Даже если воспитателем прилагались большие старания, результат воспитания далеко не всегда соответствует ожиданиям педагога.

4. Между интересами, потребностями воспитанника и возможностями, которые ему предоставляет среда образовательного учреждения.

Следует учитывать, что воспитанник, будучи личностью, в процессе своего развития формирует свои жизненные цели и смыслы, реализует свои интересы и потребности. Воспитательные ресурсы образовательной среды ограничены, и воспитанник может реализовать потребности только в рамках того, что ему предлагает среда образовательного учреждения и окружающая социальная среда.

5. Между социальной ролью воспитателя и его личностными особенностями, его нравственной позицией.

Перед педагогом всегда встает вопрос соответствия цели и средств воспитания. Даже благородная цель не может оправдать средства, которые разрушительно действуют на личность воспитанника. Поэтому воспитание должно начинаться с воспитания воспитателя. Именно воспитатель, его отношение к миру, к себе, к людям, его педагогическая позиция во многом определяют воспитательный результат. Не случайно требования к педагогу включают как профессиональные умения, так и личностные качества, среди которых нравственные качества занимают ведущее место.

6. Между необходимостью и потребностью педагога совершенствоваться и развиваться и условиями, которые ему предоставлены государством и обществом.

Утверждение, что личность воспитывает только личность, уже является аксиомой. Поэтому забота о личностном и профессиональном развитии педагога – одно из необходимых условий воспитания поколения, которое способно продуктивно действовать, совершенствуя себя и общество. Если педагог находится в социально униженном положении, если он не имеет ресурсов для своего развития, то продуктивность воспитательного процесса существенным образом снижается.

Разрешаются противоречия воспитательного процесса через совершенствование цели, содержания, форм и методов воспитания, в процессе творческого освоения педагогической ситуации педагогом и при активном участии в этом процессе воспитанника.

 

 

З а д а н и е: Законспектировать лекцию.

Дата: «__06___»_____04________2020 г.

Курс:  2

Преподаватель: Мальцева Т.Е.

Предмет: Педагогика

Занятие: Лекция №14

Тема: Современные тенденции в организации воспитательного процесса

Тенденция

«направленье, стремленье, тягота к чему-либо» (В. Даль);

«направление развития, склонность» (С.И. Ожегов);

«направление развития какого-либо явления, мысли, идеи (Большой энциклопедический словарь).

 

ü В каких направлениях развивается воспитательная работа в современных школах? 

ü Какие положительные изменения и процессы в ней происходят?

ü Какие тенденции развития воспитания в школе наиболее важны и жизнеспособны?

Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка.

Субъектность - способность осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчёт в своих действиях, быть стратегом собственной жизни,  осмысливать связи своего «я» с другими людьми.

Субъектность развивается в результате духовных усилий самого ребёнка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке.  

Педагог поможет ребёнку в его восхождении к субъектности, если:

- будет побуждать его к свободному выражению своего Я;

- поможет наладить диалог с другим Я;

- научит предвидеть последствия своих действий;

- создаст условия для свободного выбора и научит выбор осуществлять;

- научит рефлексии, оценке результата своей деятельности;

- поможет выработать умение планирования своей деятельности на основе достигнутого результата.

 

    Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и спортом.

Современное отношение к физической культуре и спорту:

- это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности,

- это организация общественно-полезной деятельности,

- это организация рационального досуга школьников,

- это профилактика заболеваний,

- это адаптация к условиям современной жизни.

Алгоритм деятельности педагога:

Трансляция знаний о ЗОЖ

создание условий для доступа к занятиям физкультурой и спортом разных категорий учащихся,

формирование потребности детей в регулярных занятиях физкультурой и спортом,

 

использование этих занятий для физического развития и нравственного формирования

личности,

социально-значимые проекты пропаганды ЗОЖ и развития физкультуры и спорта.

 

Тенденция 3: повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурном общетсве.

Культурное самоопределение — составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте.

Сегодня массовая и классическая культура сосуществуют и дополняют друг друга. Современный подросток «попадает» в культуру через её «массовый ход». Педагогам, стремящимся к культуросообразности собственной практики, нельзя этого не учитывать, преодолевая, с одной стороны, собственный однозначный негативизм к массовой попкультуре и, с другой стороны, отчуждение подростков от классических образцов культуры.

Задача: педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Технология — организация полипозиционного взаимодействия школьников (группы, класса) в поликультурном пространстве, состоящем из искусства, масс-медиа (телевидение, газеты, молодёжные журналы, интернет), молодёжных субкультур. В границах прстранства различных культур и мнений подростки могут обрести способность к культурному самоопределению. Доступность других культур создаёт условия для идентификации ребёнка с другими культурами, а также для принятия и освоения культуры национальной, как части мировой. 

   

Тенденция 4: поиск форм «деятельного» патриотизма, конструктивных проектных форм патриотического воспитания

  Часто патриотическое подменяется военно-патриотическим, практикуется так сказать монументально-ритуальный патриотизм со взглядом, обращённым лишь в легендарное прошлое. А ведь патриотизм — это не только диалог с историей и культурой.

  Патриотизм - это общественно-историческое явление,  социально-нравственная ценность, сложное нравственное качество.

Патриотизм составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства.

Патриотизм выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности.

Патриотическое воспитание в современной школе это процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие:

- патриотических чувств,

- патриотических убеждений,

- устойчивых норм патриоти­ческого поведения,

- патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта самостоятельного патриотического общественного действия.

Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму. Процесс патриотического воспитания основан сегодня на принципе гибкости и вариативности: своевременно реагирует на изменение социально-педагогической ситуации, использует разнообразные сочетания форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контин­гента воспитанников и социума.

Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия.

В условиях вариативного подхода к образованию система воспитательной работы во многих школах вырастает в воспитательную систему школы, отражая её специфику и уникальность. Именно воспитательная система определяет лицо школы, её миссию, не даёт превратиться в безликое ОУ.

В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи гуманистических воспитательных концепций.

Выбор концептуальных идей определяется тем или иным подходом к воспитанию: системный подход дополняется личностно-ориентированным, деятельностным, компетентностным. Важно проанализировать приемлемость того или иного подхода, той или иной воспитательной концепции для конкретного учреждения в конкретном образовательном пространстве.

Разумеется, не все педагогические коллективы будут реализовывать ту или иную педагогическую концепцию в чистом виде. Педагогическая мудрость и творчество находят оптимальное сочетание элементов различных подходов и концепций, которые в ходе педагогической практики адаптируются друг к другу, создавая ту уникальную педагогическую систему, которая определяет образ школы, обеспечивает осуществление её миссии.

Механизмом, с помощью которого педагогический коллектив реализует свои концептуальные воспитательные подходы и установки, является программа воспитания учреждения.

Тенденция 6: активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию.

Современная школа - это открытое ОУ, активный агент социализации. В решение проблем образования, воспитания вовлекается широкий круг заинтересованных лиц и организаций.

Образовательное пространство - это система, включающая в себя:

- совокупность применяемых образовательных технологий,

- внеучебную работу,

- управление учебно-воспитательным процессом;

- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Роль образовательного пространства заключается в том, что оно стимулирует развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, является условием для личностного и творческого развития детей и педагогов, средой развития и воспитания личности.

Важно выделять в образовательном пространстве педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды.

К педагогически организованным средам мы относим:

- учебно-развивающую среду школы,

- внеклассную досугово-развивающую среду.

Педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения:

внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда семейная, среда возрастного общения, среда просветительских учреждений

Культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.

       Эти общие подходы необходимо учитывать при определении содержания понятия «воспитывающая среда».

Воспитывающая среда - совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Предметно-пространственное окружение школьника:

обустройство помещений и территории школы, одежда школьников и педагогов создают психологический фон, становится фактором воспитания личности (в случае, когда они «вочеловечены», когда материальные средства выступают для всех в школе как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство школьного дома).

Поведенческая среда школы:

рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: интонации в обращении, мимики и жестов при беседе, характера совместной деятельности детей и педагогов, способов разрешения конфликтов и сложных ситуаций этического порядка.

Событийное окружение:

совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов.

Информационное окружение школьника:

является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; педагоги (в союзе с родителями) приобщают детей к домашнему чтению, грамотно используются ИКТ.

Таким образом, педагогические действия со средой можно охарактеризовать как использование потенциалов среды, ограничение негативных факторов среды, усиление позитивных факторов, моделирование среды.

В основе моделирования культурно-образовательного пространства лежит обогащение педагогически значимыми событиями устоявшихся микросред: учебно-развивающей и внеклассной досугово-развивающей среды; внешкольной образовательной среды, массово-коммуникационной, возрастной, семейной сред, культуросозидающей среды просветительских учреждений.

Задача: максимально эффективно использовать воспитательный потенциал образовательного пространства школы, целенаправленно моделировать воспитывающую среду.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: