Занятие «Певческое дыхание - основа красивого голоса»

(педагог дополнительного образования Марковникова Л.В.)

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители!

 Существуют два вида дыхания: жизненное и певческое

 Три типа дыхания (ключичное, грудное, брюшное)

    Ключичное дыхание, его так же называют верхним дыханием. При верхнем виде дыхания подымаются плечи и выпячиваются вперёд верхние рёбра. Такое дыхание вообще не имеет никакого отношения к пению.

    Грудное дыхание (межрёберное) - при котором подымается и расширяется грудная клетка, а ключицы, плечи и живот остаются на месте, что означает, что в дыхании принимает участие центральная часть лёгких. Такое дыхание присуще, присуще женщинам и среднестатистическим мужчинам, имеющим нормальное телосложение, но не занимающимся тяжёлым спортом, оперным пением, физически тяжёлым трудом и т.д. Все женщины во сне дышат грудным дыханием;

    Брюшное дыхание (Диафрагмальное) – Это вид дыхания, считается самым полезным и правильным среди певцов. При брюшном дыхании подымается вперёд стенка живота, потому что диафрагма, при глубоком дыхании смещает внутренние органы вниз живота. Во время брюшного дыхания воздухом наполняется средняя и нижняя часть лёгких. Такое дыхание считается самым естественным, при котором затрачивается минимум усилий и максимально обогащение кислородом. Все мужчины во время сна дышат именно брюхом, что ещё раз доказывает естественность такого дыхания. Так же все дети дышат именно брюшным дыханием.

       При пении нужно соблюдать прямое (но не напряженное) положение корпуса, голову держать прямо, как бы следя за полетом звука, плечи отвести назад, руки или свободно опустить или положить на колени (при пении сидя).

Полезно обратить внимание детей на отдельных  учеников, с правильной певческой установкой. Можно предложить обучающимся следить за пением группы объединения и отмечать среди них правильно поющих.

Этот прием активизирует обучающихся: находя достоинства или недостатки в пении сверстников, они лучше усваивают певческие правила.

    Дыхание в пении имеет очень большое значение - это источник энергии для возникновения звука. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно - диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

    Хорошо ощущаются движения передней стенки живота.

    Голосообразованию предшествует вдох. Во время певческого вдоха происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к пению.

    Нужно научить детей брать вдох бесшумно, спокойно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. Не следует набирать большое количество воздуха - затрудняется подача звука! (Это упражнение контролировать индивидуально).

    Можно положить ладошки на область нижних ребер. При вдохе они должны как бы разойтись в ширину, а одновременно с ребрами поднимается и выдвигается вперед верхняя часть живота. Также следить, чтобы при вдохе не поднимались плечи.

      Посадка певцов, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.

  Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Цезуры.

    Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Пение нон легато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).

    Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Атрикуляция.

    Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

    Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе, при наличии в фонограмме прописанной мелодии. Длительность звука. Понятие пластика, внутренняя энергия, зажимы. Формирование сценических движений. Умения действовать на сцене, устранение внутренних и внешних зажимов.

         Действие и задача конкретного произведения. Подробный разбор текста, выявление «изюминки» конкретного эстрадного произведения. Способы самовыражения, интерпретации.

                   У пражнение на брюшное дыхание

1. Сделайте максимальный вдох через рот. Медленно вдохните через нос, следя за тем, как поднимается живот. У вас должно быть ощущение, будто оно заполняется воздухом. Когда брюшные мышцы расслаблены, диафрагма все больше опускается в брюшную полость. Это способствует более эффективному дыханию.

2. Представьте, что сквозь пол из холодного подвала проходят трубки, поднимаясь по ногам в легкие. Сделайте глубокий вдох, как бы втягивая воздух из этого подвала. Воображение поможет вам сделать дыхание менее напряженным и задействовать все мышцы, необходимые при дыхании. Продолжайте вдох до тех пор, пока максимально не заполните легкие.

3. Сделайте выдох через рот, сложив губы, как при свисте. Это оказывает небольшое обратное давление на легкие и диафрагму. Выполнять упражнение до 10 раз, следя за своим состоянием. Это упражнение столь эффективно выполнять и в   положении стоя. При вдохе наклонитесь вперед, а заканчивая его, несколько раз и силой вытолкните воздух, как при откашливании. Чтобы получить максимальную пользу, упражнение следует повторить 10 раз.

4. Снова повторите предыдущие этапы, но на этот раз старайтесь чередовать грудное и брюшное дыхание. Делайте вдох до тех пор, пока ваш живот «заполнится» наполовину. Остановитесь на мгновение. Затем, пользуясь мышцами грудного пресса, протолкните воздух в грудную клетку, в область нижних ребер, заставляя ее, расширятся (не выдыхая воздух через нос или рот).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: