Маркетинг в геологии в принципе не отличается от общепринятых идей – удовлетворения интересов производителя с учетом нужд потенциальных потребителей.
С этой целью предприятие организует службу и ведет маркетинговую деятельность, направленную на изучение спроса на выполняемые работы и услуги, результаты геологических исследований.
На основе комплексного изучения рынка и запросов потребителей разрабатывается
• научно-техническая
• ассортиментная
• технологическая
• сбытовая
• ресурсная политика
• определяется оптимальная структура производства и максимально выгодные каналы реализации результатов работ.
В условиях геологического предприятия маркетинг проводится в двух направлениях: по работам для государственных нужд по работам, выполняемым в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности
Основные маркетинговые мероприятия по работам, выполняемым в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности
Размещение информации о тех работах и исследованиях, которые может предложить предприятие заказчикам с тем, чтобы обеспечить устойчивый спрос на геологические и производственные услуги
|
|
Анкетирование специалистов добывающих и других предприятий, пользующихся услугами геологических организаций, на основе которого можно сформулировать три группы работ по степени перспективности спроса на них:
• 1) работы, на которые по оценке специалистов спрос будет возрастать;
• 2) работы, на которые спрос не будет снижаться, оставаясь на устойчивом уровне;
• 3) работы, на которые ожидается падение спроса.
При проведении маркетинговых исследований процесс сбора информации, ее систематизации и анализа решаются две основные задачи Оценка конъюнктуры рынка (уровня и номенклатуры спроса на геологические услуги) Выявление потенциальных потребителей геологических услуг (определение конкретных предприятийзаказчиков, номенклатуры и объемов геологических работ, а также возможных цен по их производству)
1. Оценка количественных параметров рынка (на этом этапе оценивается емкость рынка, степень насыщенности, тенденция изменения емкости и насыщенности на ближайшую перспективу, особенности проектируемой продукции, работ, услуг, исследование тенденций спроса).
2. Сегментирование рынка включает: обоснование сегментов рынка для продукции, работ и услуг предприятия; оценку наиболее перспективных сегментов рынка, оценку характеристик продукции, работ и услуг; опережающий спрос на эти виды продукции, работ и услуг.
3. Определение наиболее перспективных рынков – на этом этапе определяются наиболее перспективные рынки сбыта продукции, работ и услуг; условия транспортировки к ним продукции и ее реализации; оцениваются внешние рынки сбыта.
|
|
4. Прогнозирование уровня продаж, объемов заказов на работы и услуги – проектируются виды продукции и объем их реализации на первый год планируемого периода; определяется прогнозируемый рост продаж или реализации продукции на период составления бизнес-плана (3-5 лет); прогнозируются цены на продукцию.
5. Потенциальные покупатели – определяется круг возможных покупателей продукции, для первого года планируемого периода устанавливаются конкретные покупатели или заказчики, а также размеры заказов.
6. Организация реализации продукции, работ и услуг – производится оценка предприятий, работающих в том же регионе и выполняющих аналогичные виды работ и услуг; анализируются производственные и непроизводственные возможности предприятий-конкурентов с возможностями данного предприятия; исследуются предпочтения потребителей.
Работа с маркетинговой информации, используемой для сегментации рынка включает в себя четыре подсистемы
1. Внутренняя отчетность содержит:
• действующий объем заказов и перспективный на момент составления плана;
• издержки производства, связанные с реализацией горно-геологических заказов;
• плановые и фактические показатели объемов заказов и объемов их выполнения в отчетном периоде в денежном и натуральном показателях;
• состав, структуру, техническую характеристику календарного времени использования основных производственных фондов;
• материальные запасы и незавершенный объем выполнения продукции, работ, услуг;
• показатели использования труда и заработной платы;
• показатели финансового состояния предприятия.
2. Внешняя информация включает:
• сведения о потенциальных заказах горно-геологическим предприятиям по направлениям инвестирования;
• цены, сложившиеся на выполнение работ, услуг, продукции горногеологического предприятия; • потенциал рынка и сегменты рынка, доступные для данного предприятия.
3. Маркетинговые исследования – формируется следующая информация:
• прогнозируемые характеристики рынка сбыта;
• результаты анализа распределения долей рынка между предприятиями аналогичного профиля, проводящими работы в том же регионе, где и данное предприятие;
• результаты анализа тенденций деловой активности, проявляемой конкурентами, а также производимых ими товаров, работ, услуг;
• результаты изучения, исследования цен на продукцию, работы, услуги горно-геологического предприятия.
4. Анализ информации производится на основе применения специальных методов (корреляционный, регрессионный, факторный и др.) и имеет целью подготовку окончательных рекомендаций для принятия управленческих решений. По результатам работы этого направления предприятие создает или пополняет банк статистической, маркетинговой информации, а также разрабатывает так называемый банк моделей (модель ценообразования, распределения заказов на продукцию и др.).