Основные направления коррекционно – развивающего обучения детей с задержкой психического развития

В современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее обучение.

Коррекционно-развивающее обучение допускает обучение детей с ЗПР как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  для детей с задержкой психического развития (VII вид классификации специальных образовательных учреждений), так и в специализированных классах КРО в составе общеобразовательной школы. И для тех, и для других условий разработана достаточно сложная система комплектования, предусматривающая 4 варианта для начальной школы и 2 варианта для основной. Они обеспечены специальными программами и учебно -методическими пособиями. Специалисты "психолого-педагогического" коррекционно-развивающего обучения (КРО)  определяют обучение детей риска только в составе общеобразовательной школы по действующим федеральным программам, считая, что стержнем коррекционно-развивающей работы является вариативность педагогических условий обучения, а не программ. Соответственно, они направляют свое внимание на конструирование здоровьесберегающих и коррекционно-развивающих технологий обучения детей риска и формирование специальных компетенций у практикующих педагогов в рамках последипломного образования.

«Определение ребенка в специальный класс (школу) может состояться только после выявления причин его отставания в развитии и неуспеваемости».

Другими словами, сначала констатируется факт стойкого отставания развития познавательной и личностной сферы ребенка по сравнению с его сверстниками, причем на констатацию может уйти до двух лет обучения в школе, затем диагностируются причины, и только после этого начинается коррекционно-развивающая работа. При этом не отрицается необходимость как можно более раннего выявления таких детей и оказания им помощи.

К группе задержки психического развития относятся дети с:      цереброастепическими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом;

- дети, перенесшие в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, травмы головного мозга, вызвавшие функциональную недостаточность центральной нервной системы;

- дети с относительно стойкими состояниями незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.

Именно эти дети и являются предметом внимания КРО. Для их обучения созданы образовательные учреждения (VII вида), входящие в систему специальных образовательных учреждений Министерства образования РФ, и классы выравнивания в составе общеобразовательной школы. Обучение происходит по специальным образовательным программам и в специфических организационно-педагогических условиях, включающих в себя меньшую наполняемость классов, соотнесение темпов учебной работы с возможностями познавательной деятельности учеников, увеличение сроков обучения на один год и пр. Допущение обучения детей с ЗПР, с одной стороны, в условиях специальной школы, с другой, в специализированных классах общеобразовательной школы свидетельствует о неоднородности данного контингента. Существование специальных образовательных программ и учебно-методических комплектов подчеркивает специфичность детей с ЗПР и высокую степень проблемности их обучения в условиях общеобразовательного класса. Обучение школьников в современной школе осуществляется в трех педагогических областях в соответствии с группировкой субъектов воздействия:

— общеобразовательной, нацеленной на обучение и воспитание детей, отвечающих критериям социальной, возрастной, психической нормы и стандартам образования;

— коррекционно - развивающей, функционирующей в рамках общеобразовательной школы и общеобразовательного класса и оказывающей помощь детям риска школьной дезадаптации, испытывающим временные адаптационные трудности, неблагополучия в освоении учебных программ одного или нескольких школьных предметов, которые вызваны особенностью и качеством окружающей их микросоциальной и прежде всего школьной среды (Г.Ф. Кумарина);

— специальной, решающей проблемы детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в том числе и детей с ЗПР, для которых образование в обычных педагогических условиях и при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в школе, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

Сам термин «образование» и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение понятию «образование» дал В.С.Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование-это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная».

Таким образом, образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно–педагогической работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Социальная среда

Во–первых, исходя из концепции специального образования, коррекционно–педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно–воспитательного процесса в специальной школе.

Во-вторых, коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников.

В–третьих, по объёму и значимости коррекционно–педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.

В–четвёртых, коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Задача коррекционной работы - нравственное воспитание, формирование правильного поведения.

Учителя общеобразовательных школ  пытаются оказать каждому из таких учеников индивидуальную помощь:

- стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами объясняют им заново учебный материал и дают дополнительные упражнения;

- чаще используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основной теме урока и освобождают от работы, не имеющей отношение к изучаемой теме.

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал.

В зависимости от конкретного содержания урока используются и соответствующие методы работы:  

- практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание различных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работа по картинкам, по наглядному образцу, которые должны быть яркими, четкими, без лишних элементов;

- по учебнику, по инструкции учителя, работа со схемами, таблицами, макетами и т.д.

Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).

Дети с ЗПР трудно входят в рабочий режим урока. Поэтому в коррекционно-воспитательной работе необходимо придерживаться следующих правил:

- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;

- предотвращать наступления утомления, используя различные средства (чередование видов деятельности; преподнесение материала небольшими дозами: использование интересного и красочного дидактического материала);

- проявлять особый педагогический такт, постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать у них веру в собственные силы и возможности. Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.

Целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания, систему и методы коррекционного воздействия. При соблюдении специальных условий обучения эти дети способны овладеть учебным материалом, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся.

 

 

Заключение.

 

Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

 - соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

- тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

-  контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки. Педагог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход. Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения.

Конкретные методические пути коррекционно–развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.

 

Список литературы.

 

1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 136 с.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2005. - 224 с.

4. Киселева В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? // Дефектология. – 2007. - № 3. – С. 8-12.

5. Лубовский В.И. Задержка психического развития. - М.: Владос, 2010.- 334 с.

6. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития//Дефектология. – 2006. - № 6. – С. 15-20.

7. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. - М.: Владос, 2011. - 128 с.

8. Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития// Дефектология. – 2010. - № 4. – С. 36-42.

9. Сурина О. Е. Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития// Дефектология. – 2005. - № 4. – С. 32-36.

10. Тригер Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития// Дефектология. – 2008. - № 5. – С. 32-35

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: