Святой праведный Стефан Омский

Святой праведный Стефан Омский (Степан Яковлевич Знаменский) являлся человеком высокообразованным и имевшим высокие нравственные идеалы. По многочисленным воспоминаниям отцу Стефану были присущи доброта, нестяжательность и милосердие. Деятельность святого была поистине многогранна: он являлся основателем одной из крупнейшей библиотек в Сибири, духовником декабристов и писателя Ф.М. Достоевского, занимался преподавательской деятельностью.

Родился Степан Яковлевич 2 августа 1806 года в Железно-Томском заводе Барнаульского округа Томской губернии в семье священника Якова Афанасьевича Знаменского (1775-1843). В 1824 году он окончил Тобольскую духовную семинарию [1].

В 1835-1839 гг. отец Стефан служил в сане иерея в Тобольске. Именно здесь он познакомился с семьей ссыльного декабриста М.А. Фонвизина (впервые С.Я. Знаменский познакомился с декабристами еще в Кургане в конце 1820-х гг.). В течение всей своей дальнейшей жизни отец Стефан поддерживал тесную связь с женой декабриста Натальей Дмитриевной Фонвизиной. Вот что вспоминает М.Д. Францева: «В Сибири у Фонвизиных родилось двое детей, которые там же и умерли в малолетстве. Тогда они начали воспитывать чужих детей. Подружившись очень с тобольским иереем Степаном Яковлевичем Знаменским, очень почтенным и почти святой жизни человеком, обремененным большою семьей, они взяли у него на воспитание одного из сыновей, Николая, который и жил у них, продолжая учение свое в семинарии».

Об искренних и дружественных отношениях Фонвизиной и отца Стефана, о духовном воспитании ее батюшкой свидетельствует их переписка. Она была опубликована в 1880-х гг. сыном священника Михаилом Степановичем Знаменским. В августе 1839 г. Наталья Дмитриевна пишет своему духовнику: «Вы, как я вижу, не из тех пастырей душ, которые ограничиваются присмотром издали за вверенным им словесным стадом; вы добрый пастырь, готовы следовать за каждой овцою заблудшею и каждую болящую принести на раменах ваших во дворы Господни… Добрый мой батюшка! Бог видит, как благодарна вам, как дорого ценю все старания ваши о бедной душе моей. По приказанию вашему я начала читать утром и вечером означенныя молитвы».

Близкие отношения отца Стефана и декабристов не понравились властям Тобольска и его в 1839 г. перевели в Ялуторовск настоятелем Сретенского собора (перед этим отец Стефан получил сан протоиерея). Здесь состоялось знакомство семьи Знаменских с декабристом И.Д. Якушкиным, с которым у них сложились дружеские отношения. Именно в этот период отец Стефан становится духовником декабристов, отбывавшим наказание в Ялуторовске. Среди них такие известные люди как М.И. Муравьев-Апостол, В.К. Тизенгаузен, А.В. Ентальцев, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский и Н.В. Басаргин.

В 1842 году С.Я. Знаменский совместно с И.Д. Якушкиным на пожертвования купца Медведева открыл бесплатное ланкастерское училище для мальчиков, в 1846 г. в этой школе уже обучалось 200 человек. Перед этим была проделана большая работа. Отец Стефан написал ходатайство властям о разрешении открыть школу, он руководствовался указом Святейшего Синода 1837 г. о необходимости открытия церковноприходских училищ. И соответствующее разрешение было получено. В этом училище отец Стефан сам вел несколько предметов, в т.ч. латинский и греческий языки. В 1846 г. при участии все тех же лиц было открыто ланкастерское училище для девочек.

В декабре 1853 года по ходатайству генерал-губернатора Западной Сибири Г.X. Гасфорда отца Стефана переводят в Омск, где до 1868 года он становится настоятелем Воскресенского собора [2, С. 50].

По словам священника Михаила Путинцева, «его лицо, в особенности прекрасные задумчивые глаза, говорили, что это человек благочестивый и нравственно чистый в высокой степени. Платье отец Стефан носил приличное его сану, но никогда не надевал богатой одежды: единственную черную атласную рясу можно было на нем видеть в высокоторжественные дни. Вел он жизнь уединенную, кабинетную, постоянно много читал» [5, С. 41].

 В 1850-1856 гг. на каторге в Омской крепости находился Ф.М. Достоевский. Писатель активно общался с отцом Стефаном. [3, С. 113]. Именно отец Стефан ещё в Тобольске подарил Н.Д. Фонвизиной Евангелие, которое она позднее передала Ф.М. Достоевскому. Эта книга перевернула жизнь писателя. Федор Михайлович умер, держа в руках это Евангелие. Оно хранится в музее Достоевского в Москве.

В Омске отец Стефан продолжал активную деятельность духовного пастыря и преподавателя. В 1854 г. открыл женскую ланкастерскую школу, которая позднее была преобразована в первую женскую гимназию. При Воскресенском соборе стараниями отца Стефана была создана одна из лучших Сибирских духовных библиотек (в 1856 году насчитывала 316 книг, а в 1908-ом – 1875 книг) [6, С. 253].

Семья отца Стефана была многодетной. Когда он приехал в Омск, то был уже вдов, старшие дети служили или учились, младшие были с ним. Жили бедно, но много жертвовали неимущим. В Омске семья жила в казенном доме на территории Омской крепости и после смерти отца Стефана осталась без материальной поддержки одинокая дочь Александра. Омичи собирали средства, чтобы помочь ей [4, С. 475].

Сын Михаил стал писателем, мемуаристом, археологом, краеведом. Он окончил духовную семинарию по классу живописи, преподавал в Тобольской духовной семинарии. Михаил Знаменский – автор первого художественного произведения в русской литературе, целиком посвящённого декабристам. Он путешествовал со знаменитыми исследователями, среди которых Катанаев и Чокан Валиханов. Также он является первым иллюстратором «Записок из Мёртвого дома». Другой сын священнослужителя, Николай, трудился на государственных должностях в Тобольске, руководил школой и приютом.

Отец Стефан воспитывал не только своих шестерых детей, но и двоих детей своего брата Ильи Яковлевича – Степана и Елизавету. Своих племянников батюшка воспитывал в благочестии и в духе нестяжательства, поскольку сам вел жизнь очень скромную. Степан Ильич Знаменский, повзрослев, закончил Тобольскую духовную семинарию и всю жизнь с трепетностью вспоминал своего дядю.

Сын Степана Ильича, сургутский учитель Аркадий Степанович Знаменский отличался большой любовью к детям, разносторонними познаниями в науках, любви к искусству, был поистине верующим человеком. В своих «Летающих мыслях» Аркадий Степанович писал: «Истинная религия, истинное религиозное сознание должны определяться и характеризоваться учением и делом о добре и мире. Бог – бесконечно могущественное разумное начало. В свою очередь атеизм – это интеллектуальная нищета и бедность человеческого духа, люди в атеистической земле совращены с пути и входят тернистою тропою в черную пустыню, не видя конечной цели своего ограниченного обитания на земле». Эти слова есть отражение духовно-нравственного воспитания этого человека, воспитания по Закону Божиему. С уверенностью можно сказать, что для потомков отца Стефана и современных православных священников праведный Стефан Омский навсегда останется примером беспристрастного служения Богу и Отечеству.

Из воспоминаний священника Михаила Путинцева: «В служении отец Стефан был необыкновенно благоговеен... Голос он имел довольно тихий, но при служении его в обширном Омском соборе каждое слово возгласа или молитвы его слышалось всем внятно и ясно. Служением им всенощных бдений и литургий в Омске не отличалось особенною продолжительностью, так как прихожане собора люди все военные или чиновные, и если б утомлять их продолжительными богослужениями, то они совсем перестали бы посещать церковь. Взамен этого, служение о. Стефана отличалось стройностью, порядком, неспешным и внятным чтением на клиросе и прекрасным пением певчих.

От природы он был слабого сложения и в жизни своей раз подвергался тяжким болезням, почему и был всегда слабый, бледный тощий и тщедушный, и в преклонных летах так утомлялся при совершении богослужения, особенно литургии что, по возвращении из церкви, падал в изнеможении на постель. Но отдохнув час или полчаса, бывал готов на какую угодно службу на всякое дело. С требою он был готов идти или ехать во всякое время дня и ночи, во всякую погоду и никогда никто не слыхал от него ропота или негодования даже тогда, когда его призывали на требу не в очередь, не в его седмицу…

«Бывало, – повествовал о. Стефан, – зимою отслужишь утреннюю или литургию, устанешь сильно, а тут является мужичок с требою из дальней деревни верст за 40: треба неотложная, нужно торопиться, и вот прямо из церкви садишься в сани или телегу и едешь; затрясет, закачает тебя в дороге, усталого и голодного, так что когда придешь в деревню и выйдешь из экипажа, то тебя во все стороны покачивает, и едва-едва войдешь в избу. После мужички сказывали мне, что пока они не узнали, что я в рот не беру никакого вина, то видя мня покачивающегося и нетвердого на ногах, частенько думали: «эх, выпил, знать, порядком наш батюшка». При этом старец, улыбаясь, прибавлял: «вот как иногда в народе может составиться мнение о нетрезвости священника! Но это только до времени, всякое дело себя оправдает».

За приходские требы с людей бедных он по большей части не брал никакой платы, а чтобы не возбудить за подобный образ действий ропот своего причта, он часто, отказавшись от вознаграждения за требу, вносил в братскую кружку свои собственные деньги, стараясь все это сделать по возможности тайно; но сослуживцы его не могли это не заметить и не один раз просили отца протоиерея, чтобы он не вкладывал в кружку своих денег, но не стесняясь по своему усмотрению брал платы за требы, уверяя его, что они роптать на это не будут. Старец, однако, редко исполнял такие просьбы своих сослуживцев и продолжал поступать по своему…

Духовных журналов и частью газет выписывал он до 15 и все это успевал внимательно перечитывать, несмотря на слабость своих телесных сил и многосложность своих занятий и трудов. Пишущему эти строки не раз доводилось вошедши в кабинет отца протоиерея заставал его стоящим на коленях у стула и читающим книгу. К этому коленопреклоненному чтению принуждала о. Стефана тяжкая болезнь – геморрой и боль в пояснице. Быть же без чтения и вообще без умственного занятия старец не мог даже во время сильных припадков его многочисленных недугов…»

За свое 53-летнее служение он получил многочисленные награды: золотой и бронзовый наперсные кресты; наперсный крест, украшенный императорской короной; орден Святого Владимира IV степени; золотой наперсный крест, поднесенным в честь пятидесятилетия священнического служения; ордена Святой Анны II и III степени.

В 1868 г. отец Стефан вышел на пенсию по состоянию здоровья, а 2 апреля 1877 г. умер. Отпевание пастыря проходило 6 апреля в Воскресенском соборе, где он про­служил в сане протоиерея 23 года. Был погребен на Шепелевском кладбище Омска. В 1930-е годы кладбище было уничтожено, а могила протоиерея Стефана Знаменского утеряна.

Отец Стефан канонизирован Русской Православной Церковью в 1984 году в лике праведных. Память празднуется ежегодно 30 июня в Омской епархии и 10 июня в Соборе Сибирских святых.

 

Библиографический список:

1. Балабонкин, И. Б. Святой праведный Стефан Омский – подвижник просвещения [Электронный ресурс] / Илья Балабонкин. – Режим доступа: http://st-efrem.orthodoxy.ru/stefan/index.htm.

2. Подвижники Православия и благочестия [Текст] // Минин, Е.П. Омская икона рубежа XX-XXI веков / Егор Павлович Минин. – Омск: Золотой тираж, 2016. – С. 50-52.

3. Праведный Стефан Знаменский [Текст] // Православная культура Омского Прииртышья. Ч. 2. / ИРООО. – Омск, 2006. – С. 111-115.

4. Праведный Стефан Омский [Текст] // Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия / Протоиерей Анатолий Дмитрук. – М., 2006. – С. 473-476.

5. Праведный Стефан Омский – первый омский святой [Текст] // Подвиг святости на Омской земле. – Омск: Амфора, 2014. – С. 34-49.

6. Святой праведный Стефан Омский [Текст] // Жития сибирских святых. – Новосибирск, 2007. - С. 251 – 254.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: