Воскресенский собор. Страницы истории

Серия «Святые и святыни земли Омской»

 

Воскресенский собор:

История и современность

 

Методическое пособие

 

Воскресенский собор: история и современность: методическое пособие / Сост. М.Л. Дегтярева. – Омск, 2018. – 20 с.

 

Методическое пособие «Воскресенский собор: история и современность» содержит материал по духовному краеведению о Воскресенском соборе. Данный материал может быть использован для организации и проведения сотрудниками учреждений культуры и образования экскурсий и паломнических поездок с целью духовно-нравственного развития личности ребенка посредством приобщения его к культурно-историческим традициям России, обретения им духовно-нравственного опыта, основанного на традициях Православия.

Методическое пособие предназначено для работников сферы культуры, педагогов, классных руководителей, воспитателей, родителей                   и всех заинтересованных лиц.

Пособие изготовлено при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018».

 

 

 

   
  © Бюджетное учреждение культуры Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч», 2018 © Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии, 2018

 

Отдел религиозного образования и катехизации

Омской  епархии Русской Православной Церкви

Бюджетное учреждение культуры Омской области

«Дворец культуры и семейного творчества «Светоч»

 

Воскресенский собор:

История и современность

 

Методическое пособие

Омск

2018

 

ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Ярким свидетельством военной мощи русского государства и его укрепления на границе с кочевниками стало возведение Воскресенского собора в новой Омской крепости, построенной на правом берегу Оми. Величественный собор призван был обозначить освоенность территории Сибири и степных территорий Средней Азии христианской цивилизацией. Даже факт заложения церкви в день Воскресения Христова 1769 года определил важность Омской крепости как оплота христианской культуры. Соборная колокольня могла использоваться в военных целях как наблюдательная вышка.

Собор был заложен в центре второй Омской крепости 8 июня 1769 года. Строился в течение четырёх лет. Строительство собора было инициативой командира Иртышской линии пограничных укреплений генерал-поручика Ивана Шпрингера. Архитектором выступил инженер Омской крепости Ларс Мальм. Возвели собор тобольские зодчие братья Козьма и Иван Черепановы. Строился храм на средства военно-инженерного ведомства. Храм представлял собой оригинальное строение: его основной корпус, составлявший единое целое с трапезной, имел сходство со зданием гражданской архитектуры; над ним возвышались трехъярусная соборная колокольня с восьмигранным шатром и купол.

21 сентября 1773 года в новом храме был освящен престол во имя святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, 29-го числа того же месяца – главный престол во имя Воскресения Христова и 11 ноября – престол во имя Святой Екатерины – небесной покровительницы царствовавшей императрицы. По инициативе солдат и обер-офицеров Колыванского полка под хорами был устроен четвертый престол во имя иконы Смоленской Пресвятой Богородицы, который был освящен 4 ноября 1778 года [3, С. 42].

Статус собора менялся в зависимости от обстоятельств. В 1832 году он был принят в полную собственность Военно-инженерного ведомства. 16 января 1895 года Положением Государственного Совета Воскресенская церковь была переименована в Омский кафедральный собор, с принятием расходов по содержанию причта на смету Святейшего Синода. С момента постройки Успенского собора храм был приписан к кафедральному собору и не имел своего причта. В 1900 году собор был подчинен протопресвитеру военного и морского духовенства. 26 августа 1902 г. состоялось утверждение положения Военного Совета «О наименовании Соборо-Воскресенской церкви Омским военным собором и учреждении при нем причта».

В книге Г.А. Цитовича «Храмы армии и флота», изданной в 1913 году, были особо отмечены достопримечательности собора: иконостас с иконами художественного письма в серебряных ризах; Святое Евангелие в лист и потир сребро-позлащенный – дар в 1771 г. Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины Великой.

Среди образов святых значились две иконы (для иконостаса и аналоя) Сергия Радонежского, две иконы святой Екатерины, образы Митрофания Воронежского, первомученика Стефана, две иконы Николая Чудотворца, икона «Избр.свв. Александр Невский, Василий Великий, Мария Египетская», «Св. мученица Стефанида», 2-х створчатый складень с изображением «Свв. апп. Петра и Павла, св. Сергия Радонежского, архистратига Михаила, преп. Вассы, свят. Николая, св. Иннокентия», икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и другие [1, С. 40].

В Омском историко-краеведческом музее хранятся фотографии фасада и интерьеров собора 1928 года (сделаны со стеклянных негативов). Данные снимки позволяют судить о художественных достоинствах внутреннего убранства храма. Декор в интерьере выполнен качественно. На одном из снимков хорошо видны паникадила, которые выполнены из металла, имеют ярусную композицию и тонкую разработку деталей.

Наиболее яркое явление в убранстве собора представляет собой иконостас. Старейший омский иконостас воплотил в себе как древнерусские традиции, так и веяния стиля барокко. Сочная пропильная и флемская резьба, подчеркивающая упругость барочного декора иконостаса служит прекрасным обрамлением европейской живописи икон. На нечетких снимках мы видим отдельные фрагменты икон, выполненных в объемно-пространственной манере с довольно темпераментной передачей сюжетов, отражающих возрожденческие приемы в реальном отражении сакральной тематики. На единственной крупно снятой иконе изображение юного воина, вероятно, Георгия Победоносца, в европейском костюме: светлые доспехи почти прикрыты темным плащом, шлем украшен крупными перьями, на поясе – шашка (или сабля), а в левой руке – копье. Святые-воины изображены еще на нескольких иконах, но на фотографии они плохо видны. Так в Омском Соборе отражена динамика стиля барокко в интерпретации замечательных сибирских зодчих, резчиков и художников Черепановых.

Воскресенский собор вызывал восхищение у многих известных людей, бывавших в Омске. Так, посетивший крепость на Иртыше в 1771 году известный ученый и путешественник Петр Симон Паллас отметил, что строится «еще одна прекрасная церковь». Тесно был связан собор и с людскими судьбами. На богослужениях в храме бывал ссыльный каторжник, впоследствии ставший классиком русской литературы, Ф.М. Достоевский. В 1856 году в Воскресенской церкви крестили замечательного русского художника М.А. Врубеля. В 1891 году в храме молился будущий император всероссийский Николай II, а в 1905 году здесь служил Божественную литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Собор являлся культурно-просветительским и благотворительным центром Омска. При храме была самая большая церковная библиотека в городе, в 1908 году она насчитывала 1875 томов. Библиотека, в основном, была создана протоиереями Ильей Владимировым, Дмитрием Пономаревым и Стефаном Знаменским. Например, «Требник Петра Могилы» был переписан офицером екатерининских и павловских времен Серебряковым и передан в храм его сыном. В собрании находилось редкое издание святого Иоанна Максимовича «Царский путь креста Господня и Феатрон или позор нравоучительный, царем, князем, владыкам и всем спасительный». В библиотеке хранились писания святых отцов Церкви, толкования Священного Писания, богословские сочинения, полные и почти полные собрания духовных журналов. Библиотека служила общегородской и окружной, ею пользовались военные, купцы, мещане, священники, заключенные острога. Никакой платы за пользование книгами с читателей не бралось. При соборе был так же создан книжный склад для распространения книг по городским и сельским храмам [2].

В школе, открытой при соборе в 1897 году, обучалось 28 мальчиков и 7 девочек. А с 1906 года при соборе существовал приют-школа для сирот нижних воинских чинов Омского военного округа, убитых в войну с Японией. В 1914 г. церковным Братством попечительства о детях-сиротах воинских чинов Омского военного округа при Омском Воскресенском военном соборе содержалось в собственном приюте 15 сирот.

В 1911 г. настоятелем собора стал протоиерей Иоанн Капитонович Тутарский, награжденный орденом святой Анны III степени. Второй протоиерей собора - Стефан Васильевич Баженов был награжден орденом святого Владимира III степени. С 1908 г. в храме служил Сергей Васильевич Феноменов, награжденный орденом святой Анны III степени и камилавкой, в 1911 г. был переведен в церковь Усть-Каменогорской дисциплинарной роты. С 1912 г. В храме служил отец Христофор Иоаннович Спасский. С 1902 г. дьяконом в соборе был Гавриил Стефанович Мефодьев. [1, С. 40].

Судьба собора в советскую эпоху определена сначала его военным статусом, а, затем, антирелигиозной политикой государства и исторической значимостью памятника.

В гражданскую войну большая часть духовенства поддержала Белое движение. В это время в Омске находились православные митрополиты и епископы Казанский, Самарский, Симбирский, Чебоксарский и другие иерархи. За 1919 г. в Сибирь прибыло около 3000 православных священнослужителей.

После гражданской войны в 1920 г. в Омске был закрыт епархиальный совет, тогда в Омской губернии было 399 действующих церквей. К 1922 г. в Сибири были закрыты домовые и ведомственные храмы, и началось изъятие церковных ценностей в связи со спасением голодающих. По Декрету об отделении Церкви от государства собор стал приходским и вскоре был передан обновленцам.

Впервые храм попадает в поле зрения властей в июле 1923 года. В «Протоколе № 1 Заседаний особой Комиссии при ГОУ по делам религиозных общин» говорится об отказе Райвиту в ходатайстве о закрытии находящегося в крепости Воскресенского собора и предоставлении его частям гарнизона крепости для использования здания под клуб или библиотеку. В связи с этим ходатайством была создана комиссия по обследованию собора, обнаружившая, что некоторые серебряные церковные ценности и ковры оказались в описи незаприходованными; части вещей, числившихся по описи, недостает; здание собора – ветхое, требует ремонта. По поводу выше сказанного постановили: церковные серебряные ценности и ковры незаприходованные изъять в пользу Губпослугол; предложить Церковному Совету Воскресенского собора восстановить все недостающее имущество к 10-му августа, в случае невозможности восстановить натурой внести к этому же сроку стоимость недостающих вещей с предупреждением, что в противном случае самый договор на аренду храмом Губисполкомом может быть расторгнут; поручить коммунхозу создать комиссию из специалистов, с участием представителей Совета Собора для тщательного технического осмотра здания Собора. Обследование Воскресенского крепостного Собора, настоятель которого принадлежал к староцерковникам, показало как наличие не занесенных в опись вещей, так и незначительный недостаток прежде учтенных. В решении комиссии указывалось, что договор может быть расторгнут, но общине было предписано «недостающее – возместить натурой в недельный срок, либо внести стоимость». Через два месяца, когда была организована обновленческая группа, договор с тихоновцами был расторгнут.

Затем Отделом народного образования при Омском губисполкоме поднимался вопрос об учете и регистрации предметов искусства и старины. В акте от 10 ноября 1923 года записано: «1 церковь, бывший военный Георгиевский (Воскресенский) собор в крепости. Представляют интерес: решетка, ризница и библиотека, опечатанные Местным Органом. Краевым Музеем испрашивается разрешение на передачу перечисленного в его распоряжение». Таким образом, собор был внесен в список охраняемых государством памятников. В 1924 году из столицы был прислан циркуляр, в котором говорилось: «1. Ремонт, реставрацию, переделки, сломка и использование памятников зодчества (гражданских и крепостных сооружений, сооружений религиозного культа и т.п.), зарегистрированных в Отделе по делам Музеев Главнауки Народного Комиссариата Просвещения, должны производиться не иначе, как по предварительному разрешению названного отдела.

Обязанность фактической охраны памятников зодчества возлагается на губернские и областные исполнительные комитеты при непосредственном участии губернских музеев или заменяющих их органов. Хранителю музея предложили принять меры по учету и охране памятников, в списке числилось: «Здание бывшего Воскресенского военного собора в крепости и его ограда – литая из чугуна, расходящиеся лучи которой обламываются привязывающимися к ним лошадьми».

Воскресенский собор неоднократно был обследован омскими учеными. Архивные материалы, обнаруженные в фондах Западно-Сибирского отдела географического общества, свидетельствуют о работе Памятнико-охранительной комиссии, в состав которой входили Н. А. Сардонников, В. В. Барышевцев, П. В. Яшеров, М. Ф. Отрашкевич, И. И. Загривко. В ноябре 1924 года комиссия ознакомилась с ценностями собора, в числе которых отмечены два комплекта риз и облачения престола и жертвенника, подаренные Екатериной II, древний требник – рукопись митрополита Галицкого Петра Могилы 1647 года, два древних Евангелия, труды митрополита Сибирского Иоанна Максимовича, метафизика на латинском языке, 3 воинских знамени различных полков с 1711 г., богословские книги на мусульманском языке. В сентябре 1928 года среди других памятников был перечислен военный собор в крепости, и в постановлении фиксировалось: сфотографировать здания и просить Ф. Г. Виноградова осмотреть сооружения для решения вопроса о реставрации. В записке об омских памятниках В. В. Барышевцев отмечал, что решетка Воскресенского собора выполнена в стиле Людовика XVI.

Так как 17 марта 1925 года Крутолучинское православное общество Калачинского уезда обратилось с просьбой о переносе из описи Крепостного собора в их опись облачений, занавесов, ковриков, покровов, кадила, лжицы, ковшика, стихаря и воздухов, то мы можем предположить, что службы в храме не велись в связи с непризнанием верующими обновленчества. Решением Президиума Омского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 17 августа 1927 года договор с общиной Воскресенского Собора был расторгнут, как с фактически распавшейся.

В борьбу за здание храма вступили военное ведомство, требовавшее его под клуб и музей для размещения в нем антирелигиозного и других отделов. 13 октября 1928 года Омским краевым музеем было принято решение о создании Комиссии для обследования исторического и художественного значения собора. 25 октября Комиссия вынесла постановление. В комиссию входили Зарецкий из Окрадмотдела, инженер М. И. Шухман, архитектор С. М. Игнатович из Худпромтехникума, художник К. И. Трофимов и В. В. Гулецкий, Белоногов от ЗСО ГО, Ф. Г. Виноградов из Омского Общества Краеведения, заведующий Архбюро С. И. Кочнев, художник-архитектор Е. А. Клодт и ученый секретарь А. В. Харчевников из Западно-Сибирского Музея.

Комиссия, обследовав Собор, пришла к следующим заключениям, что в условиях Сибири такой памятник представляет безусловно большой исторический интерес и значение; является ценным архитектурным памятником; общий архитектурный ансамбль – гауптвахта в стиле барокко, казармы начала ХIХ в., уцелевшие крепостные ворота – представляет собой главнейшую историческую часть города, что еще подчеркивает необходимость сохранения в полной неприкосновенности, занимающего видное место в этом ансамбле, крепостного собора; внутреннее убранство, отличающиеся хорошим качеством выполнения и соответствием с архитектурой здания, должно быть сохранено в полной мере; особую художественную ценность по своей общей композиции представляет резной иконостас, отдельные части которого гармонично связываются друг с другом. По мнению комиссии, иконы иконостаса переписывались, художественного значения не имеют, но в отдельных случаях дают ряд любопытных моментов в отношении трактовки тех или других деталей сюжета, например, архангелы с казачьими шашками; стенная роспись никакого значения не имеет ни в художественном, ни в историческом отношении, поэтому сохранению не подлежит.

Члены комиссии решили, что как памятник искусства и старины крепостной собор должен быть использован под Музей, книгохранилище и т.п., но с непременным условием сохранения его наружного и внутреннего вида. Использование собора под клуб или аудиторию не представляется возможным, так как помимо указанных причин исторического и художественного характера, он не велик по размерам, плох в отношении акустики и имеет ряд других архитектурных неудобств.

Заключение комиссии не было учтено работниками Окрисполкома. 31 октября 1928 г. музей вновь поднимает вопрос о соборе и необходимости возбуждения Музеем ходатайства о передаче ему здания с соответствующими кредитами на его содержание для устройства там антирелигиозного отдела музея Отдела, Историко-Революционного, выставки Красной Армии и другой выставочной работы. Харчевников А. В. сообщил, что в субботу 27 октября Окрисполкомом утверждено постановление Горсовета о предоставлении собора военному ведомству для устройства клуба. Результаты приведенного обследования собора Комиссией Музея Окрисполком во внимание не принял.

Музею не удалось получить здание собора, но в конце 1929 г. в нем была организована выставка в честь 10-летия освобождения города от армии А. В. Колчака.

Уникальным явлением представляется обращение помощника начальника Окружного Административного отдела по Адмнадзору Зарецкого в Западно-Сибирский краевой музей, где он сообщает, что омский городской совет вынес постановление о закрытии Воскресенского собора и передаче его военным и просит дать срочное заключение о историко-художественном значении здания. Работники омского музея произвели фотофиксацию. Вскоре, 24 мая 1929 года, в художественную галерею музея поступил весь соборный иконостас: «Иконостас деревянный резной с двумя приделами в три яруса с 45-ю иконами из Игнатовской церкви в Кривощекове. Передан по распоряжению адмотдела Окрисполкома. До декабря 1928 года находился в Крепостном Воскресенском соборе».

Обратим внимание на то, что директор музея Ф. В. Мелехин видел в соборе прежде всего возможность расширить площади музея для идеологической пропаганды. В «Объяснительной записке об использовании Краевым музеем старого крепостного собора» он писал: «Самое здание, история его постройки и обстановка (иконостас с его иконами, на которых изображены святые в виде екатерининских «орлов» с казачьими шашками и т.д.) будут служить средством антирелигиозной пропаганды».

В июне 1929 г. при сдаче коллекций музея Ф. В. Мелехиным новому директору А. В. Харчевникову шла речь об организации антирелигиозного отдела. В акте от 16-20 июля отмечены незарегистрированные поступления из Воскресенского собора: 199 предметов по описи 21 декабря 1928 г. и 18 – по акту от 27 декабря, из них уже были утрачены 5 поручней и 2 филигранных иконы Божией Матери. 1940 г. упоминается только 2 книги из собора: «Евхологион албо молитвослов или требник, составлен митрополитом Петром Могилой. Требник исполнен полууставным письмом на бумаге XVIII в… № 1493» и «Книга «Царский путь креста господня». Напечатана в Чернигове в 1709 г. Составлена Иваном Максимовичем и посвящена Петру I… № 1495».

12 мая 1941 г. из Народного Комиссариата просвещения директору Омского краевого музея поступил запрос о сохранности иконостаса Воскресенского собора и о том, в каком состоянии он находится, а также о том, состоит ли на местной государственной охране собор, кем и с какой целью используется и в каком состоянии находится. Из отдела музеев и краеведения просили прислать краткую историческую справку и фотоснимки фасада и интерьеров. 7 июня заместитель директора музея Белозеров сообщил, что собор занят военным ведомством, его верхняя часть и колокольня разобраны, иконостас сломан и разобрана каменная ограда с чугунными решетками. Из библиотеки состоявшей из двух тысяч томов уцелело несколько книг. Здание на учете не состояло.

В конце 1942 года храм был упомянут в списке омских памятников. Последние годы существования здания его использовали как склад картографической фабрики. Храм снесли во время строительства дома по улице Спартаковской в 1950-е годы.

В 2016 году собор был восстановлен в рамках программы подготовки к 300-летнему юбилею города Омска. 12 июля на колокольню храма подняли колокола, а 5 августа собор был торжественно открыт. 25 декабря в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского митрополит Омский и Таврический Владимир освятил малым чином возрожденный собор и совершил в нем первую Божественную литургию.

 

Библиографический список:

1. Воскресенский собор. История воссоздания [Текст]: книга-альбом / Омский региональный общественный фонд «Духовное наследие». – Омск: Полиграф, 2017. – 292 с.

2. Лебедева, Н.И. История Омских храмов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.omsktime.ru/projects/church/voskres.html.

3. Лосунов, А.М. Собор во имя Воскресения построен во граде Омском был [Текст] / Александр Лосунов // Омское наследие. – 2009. – №5. – С. 41-47.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: