Системный подход в педагогике

5.1. Системный подход - это методологическая ориентация в познании объективной действительности и практики управления сложными системами. Он пришел в педагогику в 60-70 гг. XX в. У истоков этого стояли А.Т. Куракин и Л.И. Новикова. Впервые системный подход в педагогике был применен к рассмотрению такого феномена, как воспитательный коллектив.

5.2. Основное понятие методологии системного  подхода - система (С). По Ю.А. Конаржевскому, "Система - это некоторая совокупность взаимодействующих друг с другом элементов, спроектированная для достижения определенной цели, представляющая собой целостное образование взаимодействующая со средой". "С - это упорядоченное множество взаимодействующих элементов" (Ф.Ф.Королев).

5.3. Систему характеризуют следующие признаки:

Элементарность строения. Всякая С состоит из определенного множества элементов. Верхний предел количества элементов - бесконечное множество, нижний -2. От количества элементов зависит эффективность управления   С. Оптимальное количество элементов для управления ею одним человеком - от 5 до 9. Структурность С представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом элементов. Способ связи элементов есть структура С. Определенный закономерный строй элементов называется упорядоченностью. В структуре С  всегда есть системообразующие связи (целевые, деятельностные,  отношенческие).

Иерархичность связей элементов в С.

 Иерархичность С означает, что каждый ее компонент сам может рассматриваться как   С, но более низкого уровня.

 

Субординационностъ связей в   С означает наличие в ней связей, с одной стороны, администрирования и распорядительности, а с другой - подчиненности и исполнительности.

С связана с внешней средой. Среда - совокупность всех условий, которые окружают С и непосредственно или косвенно воздействуют на нее. Обычно говорят о широкой и узкой среде С.  К условиям широкой среды   С вынуждена приспосабливаться, узкую  среду  она  приспосабливает  под себя.

Целостность  С. В результате взаимодействия элементов  в С  образуется новое интегративное качество, которое отсутствует у отдельных элементов. Целостность С обеспечивается наличием у нее обшей фундаментальной структуры, полнотой набора элементов, наличием нагрузочных связей между ними.

Целенаправленность С. Цель - желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Отсутствие цели - самый большой дефект С. Бесцельная деятельность неэффективна. Цель определяет средства ее достижения. Цель любой деятельности должна быть четко сформулированной, однозначно понятой всеми субъектами, стать для них личностно значимой, сориентированной между ними, измеримой. Цель формулируется исходя из начального состояния объекта. Под цель подбираются ресурсы: кадры, финансы, материально-техническая база. Цель, в конечном счете, определяет выбор соответствующей технологии деятельности.  В крупных   С  цели декомпозируются до задач.

5.4. Инструментом системного подхода является системный анализ. Это совокупность взаимосвязанных методов, процедур и методик, используемых для изучения сложных объектов и процессов (Ю.А. Конаржевский). Системный анализ складывается из четырех составляющих.

Морфологический анализ позволяет выяснить, из каких элементов состоит С.

Структурный анализ помогает определить внутреннюю организацию С, характер связей элементов. Функциональный анализ раскрывает механизмы внутреннего функционирования С, показывает ее связи с внешней средой. Генетический анализ исследует происхождение   С, процесс ее формирования и развития.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: