Современные дидактические концепции

14.1. Дидактическая теория - это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

14.2. Из всех существующих в отечественной дидактике теорий наиболее признанной и наиболее внедренной в учебный процесс средней школы является теория развивающего обучения. У ее истоков стояли такие выдающиеся отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский. Л.В. Занков, Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие.

Л.С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития, не на "актуальную", а на "ближайшую" зону его развития. Л.В. Занков, развернувший педагогический эксперимент по развивающему обучению в начальных классах, разработал ряд принципов: принцип обучения на высоком уровне трудности; принцип изучения программного материала в быстром темпе; принцип осознания школьниками процесса учения, отличающийся от принципа сознательности тем, что сознание обращено внутрь, на протекание учебной деятельности, а не вовне (имея своим объектом знания, умения, навыки). Практически параллельно теорию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они исследовали такие пути усвоения учебного материала, при которых обобщения появлялись бы не на основе перехода от частного к формально общему, а на основе ознакомления школьников с некоторыми более обобщенными теоретическими положениями, чтобы  потом  дедуктивно  выводить из них более частные свойства, более конкретные знания о явлениях предметного характера.

14.3. Теория проблемного обучения получила свое развитие и распространение в 70-80-е годы. Различные ее аспекты раскрыты в трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, М.И, Махмутова и др. По мнению М.И. Махмутова, сущностью проблемного обучения является создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Выделяют несколько признаков проблемной ситуации: 1) возникает состояние интеллектуального затруднения; 2) появляется противоречивая ситуация; 3) рассогласуются  знания и умения, которыми владеет ученик, и те, что необходимы для понимания, объяснения и решения задачи; 4) проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда - в самом начале решения. По мнению И.Я. Лернера, чтобы научить человека творить, надо научить его творческим процедурам, которые и составляют сущность творческой деятельности. Этими процедурами являются: 1. Самостоятельный перенос (ближний и дальний) ранее усвоенных  ЗУНов  в новую ситуацию. 2. Видение проблемы в знакомой ситуации. 3. Видение новой функции объекта. 4. Определение структуры объекта (проблемы). 5. Видение альтернативы решения или его способа. 6. Комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый применительно к возникшей проблеме. М.Н. Скаткин выделил три вида проблемного обучения: проблемное изложение знаний учителем, когда он «рассуждает вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения; учитель привлекает учащихся к поиску пути решения проблемы; исследовательский путь, при котором учащиеся, осознав проблему, сами намечают план поиска, строят предположения, обдумывают, сравнивают, ведут наблюдения, делают выводы, обобщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: