Теория поэтапного формирования умственных действий

(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Ее авторы установили, что возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы:

-предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;

-формирование действия в материальном виде с развертыванием всех

входящих в него операций;

-формирование действия во внутренней речи;

-переход  действия  в глубокие  свернутые  процессы  мышления  (во

внутреннюю речь).

В основе этой теории лежит деятельностный подход к процессу психических новообразований. Успешность обучения определяется созданной со стороны учителя и уясненной учащимся ориентировочной основой новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действия. Эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материальных действий, например, при подготовке спортсменов, операторов, водителей, музыкантов.

14.5. Теория модульного обучения получила широкое распространение в 70-80-е годы и базировалась на концепции П.Я. Гальперина. Идеи модульного обучения особенно активно разрабатывались И. Прокопенко, П.А. Юцявичене при создании вузовских учебников и учебных пособий. Слово «модуль происходит от латинского  и означает «функциональный узел». Учебный модуль представляет собой относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его. Модульная программа освобождает педагога от чисто информационной функции преподавания. Он делегирует программе и некоторые функции педагогического управления, оставляя себе консультативно-координирующую функцию.

14.6. Теория дифференцированного обучения (М.А. Данилов, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.) основывается на данных, свидетельствующих о разных способностях учащихся к учению, и предполагает создание комплекса дидактических условий, учитывающих типологические особенности учащихся  (уровень познавательных интересов,

интеллектуальных способностей, работоспособности, целеустремленности и т.д.). В соответствии с ними отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. Различают два типа дифференциации обучения - внешнюю и внутреннюю. Внешняя дифференциация - это разделение учащихся на стабильно работающие группы (классы), в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся. Примером внешней дифференциации могут быть: разделение учащихся по уровню обучаемости (сильные; средние и слабые); создание в рамках одной школы профильных классов (гуманитарный, биологический, физико-математический); отбор учащихся в физико-математические  школы, лицеи с определенным уклоном обучения. В последние годы появилась дифференциация по национальному признаку (русские, татарские).

14.7. Теория личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская, ВВ. Сериков, Е.В. Бондаревская и др.) в своей сути заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. Важное место в личностно ориентированном обучении занимает глубокое и всестороннее изучение личности ученика. По рекомендациям И.С. Якиманской и В.В. Серикова, для дидактического обеспечения личностно ориентированного обучения необходимо следующее:

-учебный материал должен быть субъективно значим для ученика, а организация его учебной деятельности - учитывать актуальный уровень его развития;

-систематически стимулировать ученика к самоценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие;

-у ученика должна быть возможность выбора учебных задач, заданий;

-стимулировать учащихся к самостоятельному выбору наиболее приемлемых для них способов проработки учебного материала;

-формировать общеучебные умения с учетом особенностей и индивидуальных способностей ученика;

-не только оценивать конечный результат учебной деятельности ученика, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизировать рефлексию мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: