Механизмы социализации личности

Относительно механизмов, инициирующих процесс социализации, в социальной психологии существует несколько точек зрения. Обстоятельный анализ проблемы определения механизмов социализации в социально-психологической литературе, проведенный В. В. Москаленко, позволил распределить все существующие механизмы социализации на три группы: неосознаваемые (внушение, подражание, идентификация); осознаваемые (референтная группа, авторитет, популярность) отдельная группа механизмов, в частности: поощрения, наказания. На необходимость определения первой группы механизмов социализации указал З. Фрейд. С его точки зрения человек проходит путь от индивида к социальной личности благодаря механизмам копирования, идентификации, внушения, чувства стыда и чувства вины. Ученый считал, что имитация (копирование) и идентификация – положительные механизмы социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Чувство стыда и чувства вины, по мнению Фрейда, являются негативными механизмами социализации, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения. Такой же точки зрения придерживались Г.Тард, Н.Смелзер. В. Бронфенбреннер считал, что механизмом социализации является приспособление или аккомодация с требованиями среды. Таким образом, указанные механизмы обеспечивают подходящую адаптацию человека к окружающей среде и социума. Личность усваивает социальный опыт с помощью определенных механизмов в процессе различных видов общения (массового, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры, в частности механизмов социальной фасилитации (Norman Triplett, FW Allport; Dashiell, Р. Зайонц) и конформности (С. Аш, К. Осгуд и Ф. Крачфильф, И. С. Кон, А. П. Сопиков).

Конструирование социальной реальности предполагает неопределенность как ценность, а несогласованность свойств человека и требований общества как источник социальной динамики. Личность наделяется собственной активной ролью в социализации. «Частным» механизмом социализации становится смысловая интерпретация социальных норм, как «приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связанные структуры с целью понимания ее смысла». Важной особенностью этого механизма является имплицитная представленность в нем «поля культуры», а также интенциональность как интерпретационные преобразующая направленность. А.В.Мудрик, обобщая исследования по проблеме определения механизмов, указывает на рефлексию как внутренний диалог, в котором человек рассматривает и оценивает нормы и ценности других людей, группы, общества, или сравнивает свои «Я». Относительно сравнения Я-реального и Я-виртуального такой механизм работает, но он не может быть единственным. Еще один механизм, на который также указывает исследователь, - экзистенциальное давление - влияние условий жизни на овладение человеком социальными нормами и языком. Однако указанный механизм указывает на потерю личностью субъектности, но социализация в интернет-среде предполагает активность самой личности.

Итак, основные психологические механизмы социализации личности в реальной среде, в частности, копирование, идентификация, подражание, социальная фасилитация, конформность частично объясняют ход процесса социализации в интернет-среде. Так копирование присуще раннему детству в ходе социализации в семье. Идентификация как отождествление себя с другими также не всегда является ведущим механизмом присоединения человека к интернет-сети. Теоретические исследования возрастной динамики механизмов социализации по социальным институтами показали, что уже ведущими механизмами социализации в школе, неформальных объединениях становятся идентификация, социальная фасилитация, конформность. Однако указанных механизмов может быть недостаточно для инициирования процесса социализации в Интернете.

В последних исследованиях субъектной стороны социализации особую значимость приобретет самовыражение как механизм социализации. По мнению К. Светушкина, самовыражение имеет биологическую природу, в его основе лежит половая потребность. Механизм самовыражения, за исследователем, способствует в духовной сфере порождению эстетических потребностей: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядке. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главным признаком потребности в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку. Ш. Бюлер считала самовыражение основной врожденной потребностью личности. По С. Л. Рубинштейну, В. М. Мясищеву, личность свое отношение к миру выражает не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, и в виде мимики и жестов, но представляет миру свое «Я», свою личность (а не свой имидж) с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности. Сначала личность самовыражается в своих притязаниях, а уже потом в способе их реализации. С точки зрения К. А. Абульхановой, самовыражение является средством, которым личность проявляет свою активность в каком-то деле, поступка, отношении. Надо отметить, что средство самовыражения влияет на характер дальнейшей активности личности. По мнению К. А. Абульхановой, самовыражение зависит от соотношения внешней результативности (объективации) и внутренних тенденций (активности). Прогрессивное соотношение – добавление и даже умножение внешних и внутренних последствий активности и ее общий рост. Регрессивное – это разобщенность или противоречия внешних и внутренних результатов, которые приводят к возникновению личностных потерь, барьеров. Такая точка зрения объясняет возможные направления социализации личности: просоциальное, асоциальное и антисоциальное. Асоциальное и антисоциальное направления социализации объясняются неадекватным самовыражением. По ценностно-временной логике исследовательница определяла три типа регуляции жизни: стихийно-обыденный, созерцательный, функционально-действенный. Однако в реальном пространстве самовыражение не является ведущим механизмом в силу того, что для усвоения социализационных норм хватает других менее субъектных механизмов.

Мы считаем, что неосознанным механизмом социализации, который обеспечивает формирование интереса, механизм включенности человека в систему социальных образов и норм культуры. Впервые сведения о включенности как механизм социального взаимодействия находим в работах Б. Ф. Ломова. По мнению ученого, мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии личности зависят от того, насколько она включена в жизни общества. Анализ исследований Б.Ф.Ломова дает возможность сделать вывод, что включенность как механизм социализации имеет только объективную сторону: человек не выбирает семью, школьный класс. Это все дается как объективная действительность и обеспечивает содержание социализации. Однако группу для общения, деятельности в интернет-пространстве личность уже может выбрать самостоятельно. В рамках концепции Б.Ф.Ломова вопросы проявлений своей активности не рассматриваются. К. Мозер определяет включенность, как индивидуальный внутреннее состояние активизации, который имеет разную интенсивность, направленный на различные объекты и имеет разную продолжительность. В структуре включенности исследователем определяется эмоциональная составляющая (переживания эмоций при осуществлении активности, связанных с объектом и самим субъектом); когнитивная составляющая (представления, мысли, убеждения относительно объекта активности); поведенческая составляющая (формы и количественные характеристики реализованной активности). В рамках субъектно-деятельностного подхода и субъектно-активного подходов (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова) находим, что основой механизма включенности является субъектность, что уже предполагает личностную активность. Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Активность субъекта выражается, по мнению ученого, в формах самодетерминации как сущностная характеристика субъекта. Таким образом, можно выделить еще две составляющие механизма включенности: субъектно-объектную и субъектно-активную. В ходе социализации в реальном пространстве реализуется субъектно-объектная составляющая указанного механизма.

Мы считаем, что механизмы самовыражения и включенности раскрывают субъектную сторону социализации, прежде всего. Однако в реальном пространстве процесс социализации инициируют механизмы идентификации, копирование, внушения, социальной фасилитации, конформности. Актуальна субъектно-объектная составляющая механизма включенности, что обеспечивает восприятие себя как члена группы, общества. Механизм самовыражения не является ведущим в ходе социализации в реальном пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: