Регламентационная толерантность

Следующий шаг в исследовании влияния регламентации на активность ребенка — выявление действия внешнего за­прета. Здесь, как уже упоминалось, психология располагает весьма значительным объемом данных, доказывающих уси­ливающее влияние на активность вносимого извне запрета (см. исследования Е.Кузьминой, проведенные на дошкольни­ках). Однако естественно предположить, что при усилении запрета, ужесточении санкций и т.п. активность будет ос­лабевать и пресекаться. Мы можем утверждать, что здесь зависимость должна представлять собой перевернутую U-образную кривую типа закономерности Йеркса — Додсона (рис. 12).

 

Рис. 12. Зависимость самоценной активности от степени регламентации

 

--- 101 ---

Согласно представленной закономерности уровень уст­ремления должен быть максимальным при среднем (оптимальном) уровне регламентации, т. е. при средней степени ограничения активности, тогда как низкие уровни регламентации приводят к стагнации, ослаблению активно­сти, а высокие — к фрустрации, стопору активности.

В зависимости от потребности ребенка в регламентации, а также от других его личностных качеств, оптимум регла­ментации будет весьма варьировать. Индивидуальна будет способность ребенка выносить внешние ограничения без за­стопоривания активности — то, что можно назвать регламентационной толерантностью.

Влияние внешнего запрета на активность можно иссле­довать разнообразными способами. Например, ребенку дается для игры набор предметов, манипуляции с одним из которых запрещены. Можно сравнить активность ребенка в этих условиях с ситуацией отсутствия запрета.

Другой прием: ребенку дается задание (например, что-либо нарисовать) на заведомо большем, чем нужно, рабочем пространстве (очень большой лист бумаги), а когда он на­чнет работать, место его рисунка ограничивается линией, выход за которую запрещен. Здесь мы также можем срав­нить активность ребенка до и после введения запрета. Далее такие задания также можно превратить в развивающие. К примеру, ребенку можно сказать "волшебное слово", позво­ляющее переступить черту: "Я могу это сделать".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: