Следующий шаг в исследовании влияния регламентации на активность ребенка — выявление действия внешнего запрета. Здесь, как уже упоминалось, психология располагает весьма значительным объемом данных, доказывающих усиливающее влияние на активность вносимого извне запрета (см. исследования Е.Кузьминой, проведенные на дошкольниках). Однако естественно предположить, что при усилении запрета, ужесточении санкций и т.п. активность будет ослабевать и пресекаться. Мы можем утверждать, что здесь зависимость должна представлять собой перевернутую U-образную кривую типа закономерности Йеркса — Додсона (рис. 12).
Рис. 12. Зависимость самоценной активности от степени регламентации
--- 101 ---
Согласно представленной закономерности уровень устремления должен быть максимальным при среднем (оптимальном) уровне регламентации, т. е. при средней степени ограничения активности, тогда как низкие уровни регламентации приводят к стагнации, ослаблению активности, а высокие — к фрустрации, стопору активности.
|
|
В зависимости от потребности ребенка в регламентации, а также от других его личностных качеств, оптимум регламентации будет весьма варьировать. Индивидуальна будет способность ребенка выносить внешние ограничения без застопоривания активности — то, что можно назвать регламентационной толерантностью.
Влияние внешнего запрета на активность можно исследовать разнообразными способами. Например, ребенку дается для игры набор предметов, манипуляции с одним из которых запрещены. Можно сравнить активность ребенка в этих условиях с ситуацией отсутствия запрета.
Другой прием: ребенку дается задание (например, что-либо нарисовать) на заведомо большем, чем нужно, рабочем пространстве (очень большой лист бумаги), а когда он начнет работать, место его рисунка ограничивается линией, выход за которую запрещен. Здесь мы также можем сравнить активность ребенка до и после введения запрета. Далее такие задания также можно превратить в развивающие. К примеру, ребенку можно сказать "волшебное слово", позволяющее переступить черту: "Я могу это сделать".