Общая характеристика субъективных публичных прав и законных интересов граждан РФ

Субъективное право – это право, которое не только принадлежит субъекту, но и зависит от него, от его воли и сознания. Оно выражает возможность субъекта действовать известным образом в границах определенной нормы объективного права. Объективное право не только не принадлежит субъекту, но и не зависит от него, от его усмотрения. Оно потому является объективным, что выражается (объективируется) в соответствующих нормативных актах публичной власти и не зависит от каждого отдельного индивида. Субъективное право или право в субъективном смысле – это система правомочий субъектов, вытекающих из нормативных актов или принадлежащих им от рождения и зависящих в процессе их использования от индивидуальной власти.

Вопрос о выделении и обосновании критериев относимости субъективных прав к публичным, реализующимся всфере публичного управления, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, ибо от отраслевой принадлежности зависит и возможность использования отраслевых способов защиты субъективного права.

Один из вариантов решения этого вопроса был представлен В.И. Новоселовым, который разработал три основных критерия отнесения субъективных прав к сфере государственного управления[14]:

1) урегулированность права (обязанности) нормами права, что дает основание отделить юридические права от иных (моральные, организационные и т.д.);

2) принадлежность права (обязанности) гражданину как участнику управленческих отношений, регулируемых нормами административного права;

3) относимость права (обязанности) к сфере государственного управления – в административно-правовой статус входят лишь те права и обязанности, которые относятся к области государственного управления.

Основным критерием определения публично-правового характера индивидуализированных субъективных прав в конкретных правоотношениях выступает критерий их принадлежности частным лицам как субъектам публичного права в плоскости их взаимодействия с органами публичной власти.

Субъективные публичные права частных лиц – это не только их политические права, но и личные (гражданские), экономические, социально-культурные права, в правоотношениях или по поводу их правоотношений с государственными или муниципальными органами (должностными лицами) как носителями публичной власти, реализующими в этих правоотношениях свои полномочиями.

Субъективные публичные права частных лицэто установленная законом мера и вид возможных действий ради достижения определенного социального блага, осуществление которых в сфере публичного управления обеспечено нормативно закрепленной обязанностью органов (должностных лиц) публичной власти совершить определенные действия или воздержаться от них [15].

Классификация субъективных публичных прав, разработанная Г. Еллинеком[16], все большее признание и распространение получает в работах современных российских авторов[17].

Так, С.А. Синицын выделяет шесть основных группы субъективных публичных прав, которые являются и элементами их системы[18]:

а) личные неимущественные права как особый вид субъективных публичных прав; 2) субъективные публичные права в политической сфере; 3) право на судебную защиту как самостоятельный вид субъективных публичных прав; 4) субъективные публичные права в экономической сфере; 5) субъективные публичные права в сфере административно-правового регулирования; 6) социальные права как разновидность субъективных публичных прав.

Данная классификация субъективных публичных прав потребует в дальнейшем значительных уточнений и дополнений.

В личных неимущественных правах выражены общие правовые гарантии достойного существования и саморазвития гражданина, предоставленные государством как результат исторически значимых достижений и завоеваний институтов социальной саморегуляции, развития правосознания и правовой культуры. При существенном содержательном разнообразии видов личных неимущественных прав (критерии могут быть различными), в том числе по индивидуализации личности (право на имя, право на честь, достоинство, деловую репутацию), по физической неприкосновенности личности (право на жизнь, свободу, телесную неприкосновенность[19]), по неприкосновенности внутреннего духовного мира личности и ее интересов (право на личную и семейную тайну, невмешательство в частную жизнь[20], право на свободу вероисповедания), по гарантированности всестороннего развития личности (право на образование, свобода распоряжения своими способностями к труду) личные неимущественные права могут быть охарактеризованы принадлежностью к группе субъективных публичных прав, поскольку они принадлежат каждому гражданину в отдельности и должны уважаться как другими согражданами, так и государством, в конечном счете, характеризуя правовую связь гражданина и государства, комплекс их взаимных прав и обязанностей.

Субъективные публичные права в политической сфере. Данная подгруппа объединяет право человека на гражданство, право определять свою национальную принадлежность, право вступать в объединения в целях выражения и защиты своих интересов, право на проведение митингов и собраний[21], право на участие в управлении делами государства[22] как непосредственно, так и через представителей, право на обращение в государственные органы[23]. Также, данная подгруппа субъективных публичных прав разнообразна по содержанию и в целом раскрывается в правах на участие в политической жизни государства, которыми гарантируется самоопределение гражданина и свобода его самовыражения в политической жизни общества. В данном случае субъективное право гарантирует вовлеченность, участие гражданина в делах государства, что необходимо и ожидаемо при демократическом политическом режиме.

Право на судебную защиту как самостоятельный вид субъективных публичных прав. Юрисдикционная форма защиты права[24] предполагает в рамках регламентированных законодательством форм и процедур активное участие и содействие органов судебной власти в равном доступе к правосудию, защите нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц от совершенных правонарушений, пресечении недозволенных действий и устранении их последствий.Право на защиту не является в чистом виде объектом материально-правового регулирования и не может относиться к субъективным гражданским правам, осуществление которых составляет только выбор и риск отдельных субъектов частного права. Право на судебную защиту квалифицировано В.М. Жуйковым как не подлежащее ограничениям конституционное право каждого заинтересованного лица на беспрепятственное обращение за защитой своих прав, свобод или охраняемых законом интересов на рассмотрение его дела в разумный срок беспристрастным и независимым судом, а также и на исполнение судебного акта[25].

Субъективные публичные права в экономической сфере. Специфика этой разновидности субъективных публичных прав и их коренное отличие от субъективных гражданских прав состоит в том, что их осуществление предполагает активное содействие органов власти и должностных лиц в осуществлении экономических свобод и привилегий граждан и юридических лиц и опирается на предусмотренные законом основания. Особую разновидность субъективных публичных прав в экономической сфере составляет право на свободу добросовестной конкуренции и здоровую конкурентную среду, которое осуществимо только при профилактике и пресечении недобросовестной конкуренции правопорядком.

Субъективные публичные права в сфере административно-правового регулирования. Законодательство определяет правовые режимы, которыми устанавливаются специальные требования к возникновению и осуществлению отдельных видов субъективных прав и правопритязаний для субъектов права (например, право на управление транспортным средством, право на ношение оружия). В этих случаях соблюдение установленных разрешительных процедур и административных режимов (например, лицензирование) необходимо для возникновения и осуществления самого субъективного права, но при этом субъект права осуществляет предоставленные ему правовые возможности своей властью и в своем интересе. Особым правом следует считать негативное по своему содержанию право граждан и юридических лиц на свободу от произвольного вмешательства в их дела органов государственной власти и управления и их конкретных должностных лиц.

Социальные права как разновидность субъективных публичных прав. Закрепление в Конституции РФ положения о том, что Российская Федерация является правовым и социальным государством, предопределило необходимость выявления и обоснования особой группы социальных прав, которые, с нашей точки зрения, не являются синонимом социально-экономических прав, поскольку социальные права определяют правовой статус личности в социальной сфере общественной жизни, которая может не иметь ни малейшего соприкосновения с экономической деятельностью. Обоснование состоятельности видовой категории социальных прав находится в поле дискуссии[26]. По своей природе социальные права регулируют правопритязания гражданина-индивидуума к государству об обеспечении его социальной защищенности (трудовое право и право социального обеспечения), предоставления стандарта образования каждому гражданину.

Отдельной разновидностью социальных прав возможно считать культурные права, признание и осуществление которых призваны создать полноценные условия для всестороннего развития личности (право на свободу совести и вероисповедания, право на свободу художественного творчества и доступ к культурным ценностям, право на свободу в выборе языка общения).

Законные интересы наряду с субъективными правами отечественный законодатель относит к предмету правовой защиты. В текстах нормативных правовых актов, в том числе и в Конституции РФ (ст. 36, 55), они обозначаются как «охраняемые законом интересы», «законные интересы» либо просто упоминаются путем указания на защиту соответствующего интереса. Закон «О государственной гражданской службе РФ» 2004 г. (ст. 15) устанавливает в качестве одной из основных обязанность гражданских служащих соблюдать не только права, но и законные интересы граждан и организаций. КАС РФ (ст. 1) прямо относит к предмету правовой защиты не только нарушенные или оспариваемые права и свободы, но и законные интересы.

Законные интересы частных лиц в сфере публичного управления представляют собой юридически значимые притязания, не опосредованные субъективными публичными правами с корреспондирующими им обязанностями органов публичной власти, возможность существования и реализации которых выражена в форме простого юридического дозволения, обеспечена правовой защитой и вытекает из общих и специальных принципов права, общего смысла норм публично-правового законодательства и закрепленных в нормах международного права стандартов административной деятельности и достойного существования[27].

Основными юридическими предпосылками существования публичных законных интересов частных лиц являются четыре обстоятельства: а) норма права устанавливает возможность свободного усмотрения органа публичной власти; б) норма права не определяет обязанностей этих органов, которые обеспечивали бы возможность частных лиц потребовать от них соответствующих действий и решений; в) не устанавливая обязанности администрации удовлетворять законный интерес частных лиц, закон запрещает осуществлять связанный с ним публичный интерес в неправомерной форме; д) закон дает возможность частному лицу добиться отмены административного акта, неправомерно ущемляющего его законный интерес.

Исходя из этого различие между законным публичным интересом и субъективным публичным правом включает два основных момента: 1) субъективному публичному праву частного лица корреспондирует установленная правовой нормой соответствующая обязанность административного органа, и оно защищается законом и судом в прямой и непосредственной форме, т.е. таким образом, что частное лицо имеет право потребовать от органа поведения, полностью удовлетворяющего правовой интерес, который опосредуется этим субъективным правом; 2) законный интерес защищается опосредованно, и частное лицо может требовать от органа только одного: чтобы его поведение соответствовало закону.

Основными юридическими предпосылками существования публичных законных интересов частных лиц являются четыре обстоятельства: а) норма права устанавливает возможность свободного усмотрения органа публичной власти; б) норма права не определяет обязанностей этих органов, которые обеспечивали бы возможность частных лиц потребовать от них соответствующих действий и решений; в) не устанавливая обязанности администрации удовлетворять законный интерес частных лиц, закон запрещает осуществлять связанный с ним публичный интерес в неправомерной форме; д) закон дает возможность частному лицу добиться отмены административного акта, неправомерно ущемляющего его законный интерес.

Исходя из этого различие между законным публичным интересом и субъективным публичным правом включает два основных момента: 1) субъективному публичному праву частного лица корреспондирует установленная правовой нормой соответствующая обязанность административного органа, и оно защищается законом и судом в прямой и непосредственной форме, т.е. таким образом, что частное лицо имеет право потребовать от органа поведения, полностью удовлетворяющего правовой интерес, который опосредуется этим субъективным правом; 2) законный интерес защищается опосредованно, и частное лицо может требовать от органа только одного: чтобы его поведение соответствовало закону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: