VI.2.1.Демократические перемены

1)принятие Конституции Российской Федерации (1993), в основу кото­рой положены демократические принципы.

2)изменение институциональной подси­стемы:

А)демократическая республика с избирае­мыми народом президентом и парламентом;

Б)политические партии и общественно-политические движения, конкурирующие между собой на всеобщих выборах.

3)обновление нормативной подсистемы:

А)Конститу­ция, законы о выборах, о партиях и обще­ственных организациях и другие законы, входящие в сферу конституционного права; Б)конституционные нормы - ос­нова для регламентации общественных отношений другими отраслями права (трудового, семейного, уголовного и т. д.).

4)обновление коммуникативной подсистемы:

А) разделение функций властей на федеральном уровне, а так­же между федерацией и её субъектами -новые связи и отношения;

Б)много­образные отношения между всеми субъектами политики; потоки информации.

5)обновление культурно-идеологической подсистемы:

А)отказ от единственной, обязательной для всех идеологии,

Б)развитие мировоззренческого и идеологического плюрализма,

В)система демократических ценностей.

VI.2.2.Противоречия процесса утверждения демократических порядков:.

1)Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и сложности в экономическом развитии,трудное материальное положение значительной части населения, резкая социальная дифференциация, сосредоточение огром­ных ресурсов в руках олигархических групп — с другой;

2)корруп­ция — преступная продажность должностных лиц, исполь­зующих своё служебное положение в интересах личного обогащения;

3)недо­верие к институтам демократии, к партиям и лидерам, вы­ступающим с демократическими лозунгами.;

4)преодоление трудностей становления демократии в России при условии проведения политики, учи­тывающей интересы большинства населения, открытости политических институтов народу, последовательной защиты демократических ценностей от их искажения, своевремен­ного разъяснения действий власти и её намерений.

5)Укрепление демократии - создание условий для успешного развития экономики, решения социальных проблем, воз­рождения духовно-нравственных основ общественной жиз­ни.
               

Тема 22. Мой конспект: Гражданское общество и правовое государство

I.объект- государство:

1)Государство-основной инсти­тут политической системы, в руках которого концентри­руются власть и ресурсы. 2)Право­вое государство: ограничение государственной власти правом.

II.субъект- правовое государство:

1)право­вое государство - такая организация полити­ческой власти, которая создаёт условия

А)для наиболее пол­ного осуществления прав и свобод человека, Б)для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупо­треблений со стороны власть имущих.

2)Первые государства, которые во многом соответствовали идеям правовой государственности,: ФРГ, США, Франция, Великобритания и др.

3) Признаки (принципы) правового государства, отличающие его от дру­гих типов государств:

А)верховенство права в обществе. · решение всех вопросов об­щественной и государственной жизни с позиций права. · подчи­нение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. · правовые законы: гуманные, справедливые, закрепляющие неотъемлемые права каждого человека.  

Б)незыблемость прав человека, их охрана и гарантиро­ванность:

· естественные и неотчуждаемые права (право на жизнь, на достой­ное существование, на свободу мысли, слова и др.); свобода — возможность осуществлять деятельность в различных сфе­рах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).

· ограничения свободы: мера равная для всех.

 

В)принцип взаимной ответственности государ­ства и личности: ответственность государственной власти - система гарантий, которые исключают ад­министративный произвол:

· ответствен­ность правительства перед представительными органами;

· дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная от­ветственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотреб­ление служебным положением;

· импичмент;

· ответственность личности перед государ­ством;

· применение государственного принуждения - правовой характер, соблюдение меры свободы лич­ности, соответствие тяжести совершённого проступка.

Г) наличие системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, испол­нительной, судебной:

· принцип разделения властей: ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме; каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа;

· разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений);

· гарантии от всевластия какого-либо государ­ственного органа - системы сдержек и противо­весов в республиках и в парламентских монархиях.

 

1) Формы правового государства:

А)Президентская республика в США: во гла­ве государства президент, избираемый всеобщим голо­сованием, правительство из партии президента; отсут­ствие поста премьер-министра; отсутствие у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещения правительство; президент - право вето; конгресс США, палата представителей - механизм импичмента президента, т. е. при­влечение его к особому суду, роль которого выполняет сенат.

Б)Парламентская республика (Италия, Германия, Швей­цария): верховенство парла­мента, который формирует правительство и перед которым оно несёт ответственность; пост премьер-мини­стра, возглавляющего правительство.

В)Смешанная, илиполупрезидентская, республика (Фран­ция): всенародно избранный президент; возглавляемое премьер-министром правительство: двойное подчинение – формирование и контроль президента, ответственность перед парламентом (Наци­ональным собранием), вотум недоверия правитель­ству; право роспуска парламент.

Г)Парламентская монархия (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония): власть монарха -сфера управления; роль парламента -сфера законодательства; монарх -сим­вол единства нации.
             

4)Россия:

А)принципы правового государства на законодательном уровне - Конституция1993 г.; Б)процесс становления правового государства.

III.деятельность - местное самоуправление:

1)придаёт граж­данскому обществу организованное начало, 2)способствует более полной самореализации граждан, 3)оказывает положи­тельное воздействие на развитие правового государства.

IV.цель-смысл местного самоуправления:

1)поиск оп­тимального сочетания общегосударственных интересов с интересами муниципальных образований, 2)максимальное при­ближение населения к органам местной власти, предоставление каждому человеку реальных возможностей влияния на решение местных проблем и нужд. 3)реализация права граждан на участие в этом процессе: непосредственно (местные выборы и ре­ферендумы, голосование по отзыву депутата и выборного должностного лица и пр.), опосредованно через деятель­ность избранных во властные структуры представителей.

V.средства:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: