Романус - римский.
Термин “романский стиль”, возникший в 19 веке, применяется к западноевропейскому искусству 10-12 веков
(в ряде стран - 13 век).
Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после распада империи Карла Великого. В результате феодальных войн Европа распалась на несколько феодальных государств и образовались три новые нации: французы, немцы, итальянцы. Государства представляли собой объединения отдельных враждующих феодов (поместий). Каждый феод был крепостью. Сильнейшими феодальными властелинами были монастыри. Набеги и сражения составляли стихию жизни.
Средние века - период господства натурального хозяйства. Всё необходимое изготавливалось в феодальных поместьях. Ремесло и торговля были почти не развиты.
Огромное влияние на развитие искусства оказывали Крестовые походы, в результате которых европейцы познакомились с богатой восточной культурой.
В религии утвердился католицизм во главе с Папой Римским.
Церковь была единственным заказчиком, к тому же богатым и образованным. Поэтому почти всё романское искусство того периода связано с христианским вероучением и с созданием централизованной католической церкви, с образованием монастырей, объединённых общим уставом.
В средние века художники занимали положение ремесленников и находились на низких ступенях феодальной лестницы. Художники объединялись в цеха. Часто среди художников и строителей были монахи, которые также занимали низкое положение.
Особенности романского искусства:
■v> |
1. Связь с религией.
2. Дух воинственности и потребности самозащиты -
преобладание архитектуры крепостного характера.
3. Развитие монастырской, храмовой, замковой
архитектуры. Строительство оборонительных
сооружений.
4. Основной строительный материал - камень. Применялись
кирпич и дерево.
5. Распространение монументальной скульптуры (особенно
рельефа).
6. Расписывание скульптуры красками.
7. Центральный образ романской скульптуры - Христос.
8. Развитие фресковой живописи, витража. Тема — сюжеты
“Священного писания”. Развитие книжной миниатюры.
9. Подчинение скульптуры и живописи архитектуре.
10. Формирование самостоятельных художественных школ
(Франция, Германия, Италия).
11. Искусство безымянно.
Архитектура.
Зодчество - ведущий вид искусства 10-12 веков. Средоточием жизни в период раннего средневековья были замки феодалов.
Замок - центр гражданской, экономической и культурной жизни. Строился на возвышенности, в труднодоступном месте, Замок был окружён мощными крепостными стенами, увенчанными зубцами и башнями. Вдоль стен проходил глубокий ров с водой. Входом в крепость служил укреплённый портал с откидным мостом. Центром замка являлась мощная каменная башня донжон, служившая убежищем феодалов. К башне пристраивались жилые и служебные помещения. Замок представлял собой защищённую крепость.
По принципу крепости строились и первые города, окружённые стенами и рвами. Войти в город можно было только через укреплённые ворота в массивных башнях. Город заселялся по профессиям: улицы оружейников, аптекарей, ткачей и т.д. Центром города являлась рыночная площадь с главным собором, позже - ратушей (зданием городского самоуправления).
Культовая архитектура.
Монастырская архитектура заняла ведущее место в романском искусстве. Монастыри того времени по своему облику очень напоминали замки. Центром монастырского комплекса был храм. Наибольшее распространение получают храмы базиликального типа. Романский храм в плане представлял собой латинский крест, образованный пересечением продольных помещений (нефов) с поперечными - трансептами. Храм имел 3 или 5 нефов. Центральный, более высокий неф завершался на востоке алтарной апсидой. Вход в церковь обычно был выполнен в виде перспективного портала, выложенного полуциркульными арками. Пространство стены над входом украшалось рельефными изображениями. Многие романские храмы имели нижний подземный храм, где хранились реквизиты и реликвии.
Романская церковь редко увенчивалась куполом. На средокрестье находилась центральная крупная башня. По бокам - квадратные и восьмигранные башни. Храмы имели небольшие, узкие арочные оконные проёмы, фасады и аркаду.
Фасад - вертикальная поверхность здания, внешняя сторона.
Аркада - ряд арок, опирающихся на колонны.
Храмы строились из камня. Внешний вид романского храма суров, прост, лаконичен.
Примеры романской архитектуры.
Монастырский ансамбль в Клюни (11-12 в.в. Бургундская архитектурная школа. Франция) - самый большой монастырь в Европе (Главный храм - церковь Святого Петра и Святого Павла - 5-ти нефная, 5-ти башенная базилика). Разрушен.
Церковь Сен-Лазар в Отене (12 в. Франция) - 5-ти нефная, с двумя трансептами постройка, имела 5 башен. Построена по образцу церкви монастыря Клюни.
Собор Нотр-Дам-Ла-Гранд в Пуатье (11-12 в.в. Франция). Тяжёлая каменная постройка с массивной кладкой стен. Все три нефа покрыты общей двухскатной крышей. Фасад обильно декорирован - покрыт скульптурной резьбой. Нижний ярус фасада составляют три перспективных портала. Выше, по сторонам центрального арочного оконного проёма - цепи арочек, служащих нишами для скульптур. По сторонам фасада - боковые круглые башенки с коническими завершениями. На средокрестье - центральная башня.
Собор в Вормсе (12-13 в. в. Германия) - неприступная крепость с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. 3-х нефное, сильно вытянутое сооружение, похожее на корабль. Продольный корпус пересекает трансепт. Архитектурный декор сдержан, представлен аркатурой.
Пизанский собор (11-12 в. в. Италия). Входит в комплекс, включающий в себя собор, башню, баптистерий (помещение для обряда крещения). В облицовке применён мрамор. В архитектуре ощущаются античные - римские и раннехристианские традиции.
Скульптура.
Романская пластика подчинялась архитектуре, в основном использовалась во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты “Священного писания” размещались на западном фасаде, столбах и колоннах. Пропорции изображений вытянутые, удлинённые.
Центральный образ - Христос. Разрабатывались темы добра и зла, воплощённые в образах рая и ада. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора. Романские скульпторы тяготели к фантастическим, чудовищным образам.
Живопись.
Росписи романского периода почти не сохранились. На сводах и стенах храмов изображались библейские сюжеты. В апсиде находилось изображение Христа или Богоматери. Ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене - сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом. Плоскостной характер росписи придавал мощным стенам ещё большую массивность.
Живописные изображения выполнялись как при помощи красок (фреска), так и с помощью цветного стекла, кусочки которого удерживались в бронзовых, свинцовых, деревянных каркасах. Такой вид монументальной живописи называется - витраж. Витражи располагались в оконных проёмах.