Историческая справка

Романус - римский.

Термин “романский стиль”, возникший в 19 веке, применяется к западноевропейскому искусству 10-12 веков

 (в ряде стран - 13 век).

Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после распада империи Карла Великого. В результате феодальных войн Европа распалась на несколько феодальных государств и образовались три новые нации: французы, немцы, итальянцы. Государства представляли собой объединения отдельных враждующих феодов (поместий). Каждый феод был крепостью. Сильнейшими феодальными властелинами были монастыри. Набеги и сражения составляли стихию жизни.

Средние века - период господства натурального хозяйства. Всё необходимое изготавливалось в феодальных поместьях. Ремесло и торговля были почти не развиты.

Огромное влияние на развитие искусства оказывали Крестовые походы, в результате которых европейцы познакомились с богатой восточной культурой.

В религии утвердился католицизм во главе с Папой Римским.

Церковь была единственным заказчиком, к тому же богатым и образованным. Поэтому почти всё романское искусство того периода связано с христианским вероучением и с созданием централизованной католической церкви, с образованием монастырей, объединённых общим уставом.

В средние века художники занимали положение ремесленников и находились на низких ступенях феодальной лестницы. Художники объединялись в цеха. Часто среди художников и строителей были монахи, которые также занимали низкое положение.

Особенности романского искусства:

■v>

1.  Связь с религией.

2.  Дух воинственности и потребности самозащиты -   

преобладание архитектуры крепостного характера.

3.  Развитие монастырской, храмовой, замковой    

архитектуры. Строительство оборонительных  

сооружений.

4.  Основной строительный материал - камень. Применялись  

кирпич и дерево.

5.  Распространение монументальной скульптуры (особенно

рельефа).

6.  Расписывание скульптуры красками.

7.  Центральный образ романской скульптуры - Христос.

8.  Развитие фресковой живописи, витража. Тема — сюжеты  

“Священного писания”. Развитие книжной миниатюры.

9.  Подчинение скульптуры и живописи архитектуре.

10. Формирование самостоятельных художественных школ

(Франция, Германия, Италия).

11. Искусство безымянно.

 

Архитектура.

Зодчество - ведущий вид искусства 10-12 веков. Средоточием жизни в период раннего средневековья были замки феодалов.

Замок - центр гражданской, экономической и культурной жизни. Строился на возвышенности, в труднодоступном месте, Замок был окружён мощными крепостными стенами, увенчанными зубцами и башнями. Вдоль стен проходил глубокий ров с водой. Входом в крепость служил укреплённый портал с откидным мостом. Центром замка являлась мощная каменная башня донжон, служившая убежищем феодалов. К башне пристраивались жилые и служебные помещения. Замок представлял собой защищённую крепость.

По принципу крепости строились и первые города, окружённые стенами и рвами. Войти в город можно было только через укреплённые ворота в массивных башнях. Город заселялся по профессиям: улицы оружейников, аптекарей, ткачей и т.д. Центром города являлась рыночная площадь с главным собором, позже - ратушей (зданием городского самоуправления).

Культовая архитектура.

Монастырская архитектура заняла ведущее место в романском искусстве. Монастыри того времени по своему облику очень напоминали замки. Центром монастырского комплекса был храм. Наибольшее распространение получают храмы базиликального типа. Романский храм в плане представлял собой латинский крест, образованный пересечением продольных помещений (нефов) с поперечными - трансептами. Храм имел 3 или 5 нефов. Центральный, более высокий неф завершался на востоке алтарной апсидой. Вход в церковь обычно был выполнен в виде перспективного портала, выложенного полуциркульными арками. Пространство стены над входом украшалось рельефными изображениями. Многие романские храмы имели нижний подземный храм, где хранились реквизиты и реликвии.

Романская церковь редко увенчивалась куполом. На средокрестье находилась центральная крупная башня. По бокам - квадратные и восьмигранные башни. Храмы имели небольшие, узкие арочные оконные проёмы, фасады и аркаду.

Фасад - вертикальная поверхность здания, внешняя сторона.

Аркада - ряд арок, опирающихся на колонны.

Храмы строились из камня. Внешний вид романского храма суров, прост, лаконичен.

 

 

Примеры романской архитектуры.

Монастырский ансамбль в Клюни (11-12 в.в. Бургундская архитектурная школа. Франция) - самый большой монастырь в Европе (Главный храм - церковь Святого Петра и Святого Павла - 5-ти нефная, 5-ти башенная базилика). Разрушен.

Церковь Сен-Лазар в Отене (12 в. Франция) - 5-ти нефная, с двумя трансептами постройка, имела 5 башен. Построена по образцу церкви монастыря Клюни.

Собор Нотр-Дам-Ла-Гранд в Пуатье (11-12 в.в. Франция). Тяжёлая каменная постройка с массивной кладкой стен. Все три нефа покрыты общей двухскатной крышей. Фасад обильно декорирован - покрыт скульптурной резьбой. Нижний ярус фасада составляют три перспективных портала. Выше, по сторонам центрального арочного оконного проёма - цепи арочек, служащих нишами для скульптур. По сторонам фасада - боковые круглые башенки с коническими завершениями. На средокрестье - центральная башня.

Собор в Вормсе (12-13 в. в. Германия) - неприступная крепость с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. 3-х нефное, сильно вытянутое сооружение, похожее на корабль. Продольный корпус пересекает трансепт. Архитектурный декор сдержан, представлен аркатурой.

Пизанский собор (11-12 в. в. Италия). Входит в комплекс, включающий в себя собор, башню, баптистерий (помещение для обряда крещения). В облицовке применён мрамор. В архитектуре ощущаются античные - римские и раннехристианские традиции.

Скульптура.

Романская пластика подчинялась архитектуре, в основном использовалась во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты “Священного писания” размещались на западном фасаде, столбах и колоннах. Пропорции изображений вытянутые, удлинённые.

Центральный образ - Христос. Разрабатывались темы добра и зла, воплощённые в образах рая и ада. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора. Романские скульпторы тяготели к фантастическим, чудовищным образам.

Живопись.

Росписи романского периода почти не сохранились. На сводах и стенах храмов изображались библейские сюжеты. В апсиде находилось изображение Христа или Богоматери. Ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене - сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом. Плоскостной характер росписи придавал мощным стенам ещё большую массивность.

Живописные изображения выполнялись как при помощи красок (фреска), так и с помощью цветного стекла, кусочки которого удерживались в бронзовых, свинцовых, деревянных каркасах. Такой вид монументальной живописи называется - витраж. Витражи располагались в оконных проёмах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: