Проект урока по теме: Н. Носов «Федина задача
Проект урока
1) Общие сведения о проекте:
- Литературное чтение
- 3 класс
- УМК «Школа России»
- Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
- Раздел «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» урок 117. Н. Носов «Федина задача»
2) Тема урока - Н. Носов «Федина задача» урок ознакомления с новым материалом
3) Задачи урока
- Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- Развитие регулятивного УУД итогового самоконтроля на основе соотнесения составленного текста и его модели»
- Развитие коммуникативного УУД умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
Ожидаемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-осознают значимость чтения для дальнейшего обучения; -понимают цель чтения; -используют простейшие приемы анализа произведения; -устанавливают причинно-следственные связи. | Регулятивные УУД - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное задание, используя план; - осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; - соотносить результат с поставленной целью. Познавательные УУД - определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; - определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; - определять особенности сатирического произведения. - придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Коммуникативные УУД - формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»; - первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях; - умения самостоятельно понимать поступки героев рассказа; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; - способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. . |
Оборудование урока.
|
|
Компьютер, проектор, экран, презентация; Учебник Литературного чтения. Учебник для 3 класса начальной школы
|
|
В 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.). Карточки с заданиями для групп. Работа с толковым словарем Ожегова. Аудиозапись рассказа Н.Носова»Федина задача» в исполнении Л.Дурова
План урока с хронометражем
1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (2 мин.).
2. Постановка цели. Актуализация знаний (6 минут).
3. Изучение нового материала (10мин.)
- Первичное восприятие текста
-Работа над текстом до начала чтения
-Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова»Федина задача» в исполнении Л.Дурова
- Словарная работа
4. Физкультминутка (3 мин.)
5. Самостоятельное чтение (5 мин)
6. Закрепление изученного материала (15мин)
-проверка понимания, работа с текстом
-групповая работа
-экспериментальная деятельность
- чтение и анализ пословиц
7. Подведение итогов (3 мин)
8. Домашнее задание (1 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный этап | Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроках не скучать, А работать и читать! Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу | Дети делятся на группы | |
2. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» | – Мы с вами продолжим знакомство с одним замечательным детским писателем, а каким, вы узнаете, разгадав кроссворд. Слайд 2 1. В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое. 2. В этом рассказе описывается спор двух мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, но никто из водителей не соглашался на просьбу. 3. История о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. 4. В пионерском лагере идет соревнование у кого будет лучший огород. Победитель получит красное знамя. Проигравший пугало. 5. История о том, как трое ребят остались дома одни и решили поиграть в прятки, несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобиться для ее уборки. С произведением, какого писателя мы познакомимся на уроке? Слай№3 | Дети читают задание про себя. В группах обсуждают. Ответ дает представитель группы. Фантазёры Автомобиль Карасик Огородники Находчивость Носов | Личностные УУД -мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Предметные УУД - соотносить автора и название произведения Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в группах. |
3. Работа над новым материалом Цель: включение нового знания в систему знаний Итог урока Домашнее задание | - Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» - Кто являются главными героями в рассказах Н. Носова. -Так какие же эти Носовские мальчишки? В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Мы на сегодняшнем уроке продолжаем знакомиться с произведением Н. Носова. Но чтобы узнать с каким нужно расшифровать его. Слайд 4 Ачадаз анидеф - Сформулируйте цель урока. Первичное восприятие 1) Работа над текстом до начала чтения: 1) Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации. 2)Попробуйте предположить; о чём будет это произведение? Ещё раз прочитаем название произведения на с.163, рассмотрим рисунок на с. 166. 3) Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова. Слайд 5 - Понравилось вам произведение? - Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку? - К какому жанру относится произведение? 3) Словарная работа Какие трудные или не знакомые слова вы услышали в тексте? Где мы можем найти значение этих слов? Перед вами лежат толковые словари Ожегова. Найдите и прочитайте значение этих слов. Слайд 6 Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень. КАФТАН – удлинённый пиджак Чурбан – глупый человек Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». (напомнить детям, что слова песни принадлежат Н. Н. Носову) Слайд 7 Самостоятельное чтение рассказа. -Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая, обратите внимание на задания. Работа в группах.(Если дети затрудняются в ответе, предлагаем найти его в рассказе) 1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя? 2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя? 3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу? 4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? - Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает? Найдите в тексте. - Он разговаривает с кем-то или с самим собой. - Какой тип речи он использует? (монолог или диалог) Работа над произведением. - Понравился вам рассказ? - Почему Феде не удалось решить задачу? - Какой из трёх типов текста здесь преобладает? - Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа. -Назови главного героя рассказа. -Опиши героя. (внешность, лицо, одежда, манеры поведения). -Как вы думаете в каком классе учится Федя? (задача…450 мешков…) - На кого похож герой произведения Федя Рыбкин, назови героев других произведений, почему? - Что рассмешило, что показалось грустным? - В чём главная идея этого произведения? - О чём нам предлагает задуматься автор? Работа в парах. (Проверка по образцу – слайд.8) Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. (Приложение 2) - Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждой музыкальное произведение длилось около 3 минут? - Какая песня полностью затормозила работу над задачей? Эксперемтальная деятельность Слайд 9 Учитель предлагает каждой группе решить задачу из рассказа под музыкальное сопровождение. - почему у вас получились разные ответы - о чем песня, кто вспомнит слова. -Какой можно сделать вывод Слайд 10 Чтение и анализ пословиц. Прочитайте пословицы и скажите: - Какая пословица больше подходит к нашему тексту? За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ум хорошо, а два лучше. Делу время, потехе час. Сделал дело, гуляй смело. Чему учит нас произведение Носова? - В чем заключена его главная мысль? - Нужны ли ребятам его сатирические рассказы? Для чего? – Что нужно для того, чтобы вы смогли быстро и правильно сделать домашнее задание? Домашнее задание выбери сам Слайд 11 1. 1. Нарисовать рисунки к произведению 2. 2. Пересказ 1. 3. Попробуйте сами написать смешной рассказ 3. 4. Урок окончен. Спасибо за работу. | (Добрые, смешные, весёлые) Главными героями рассказов Носова являются мальчишки. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, Предположения детей: - поменять местами буквы - прочитать задом наперед Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение. Рассуждение детей Рассуждение и высказывание детей. Рокочущим басом, борзая, титулярный советник, в море полудённом, кафтан, чурбан. В толковом словаре Ожегова. Работа в парах. Федя прочитал 2 задачи 6 концертных номеров прослушал Федя. 5 раз Федя прочитал задачу. 2 мелодии исполнялись со словами колокольчик. Дети работают с текстом Монолог потому, что…. Понравился потому, что… Не понравился, потому, что… Потому, что Федя отвлекался Повествование Федя Рыбкин Рассуждение детей «Золотые слова» М.М.Зощенко мальчик и девочка Лёля, «Великие путешественники» М.М.Зощенко дети, похожи все допускали глупые ошибки. Самостоятельная работа детей Самостоятельная деятельность детей. Сравнение результатов. Рассуждение детей (отвлекала песня) Вывод: делать два дела сразу - решать и слушать песню - трудно, практически невозможно! Каждая группа выдвигает гипотезу, и аргументируют свой ответ. Каждая группа высказывает свою точку зрения. | Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли; Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;; Структурирование знаний; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Установление причинно-следственных связей; Предметные УУД - прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям - воспринимать текст на слух Регулятивные: Контроль, коррекция. Оценка. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство;. Познавательные УУД -Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. -высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному Личностные УУД - Соотносит поступки и события Коммуникативные УУД -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение работать в паре, в группах Познавательные УУД - анализ, синтез, сравнение - Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера - Определять основную и второстепенную информацию Личностные УУД Устанавливать взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом Познавательные УУД -определять направление текста обосновывать своё мнение - строить логические цепи рассуждения Познавательные УУД -Устанавливать причинно-следственные связи. - анализ, синтез, сравнение Регулятивные УУД - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности Коммуникативные УУД -умение работать в паре, в группах. -умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД -Устанавливать причинно-следственные связи. - анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД - слушать и слышать других, приходить к общему мнению |
Приложение 1
|
|
|
|
1. В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое. |
Карточки к кроссворду.
2. В этом рассказе описывается спор двух мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, но никто из водителей не соглашался на просьбу. |
3. История о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. |
4. В пионерском лагере идет соревнование у кого будет лучший огород. Победитель получит красное знамя. Проигравший пугало. |
5. История о том, как трое ребят остались дома одни и решили поиграть в прятки, несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобиться для ее уборки. |
Приложение 2
Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи.
Музыкальный номер (песня) |
| Эмоциональное состояние |
«Блоха» ♪ | · Колокольчики, которые гремели в этой песне, словно звонок в школе, напоминали о возвращении к работе над задачей. Но рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача. Федя начал злиться, даже ругаться. | |
«Он был титулярный советник, она – генеральская дочь» ♪ | · Проблема – «кто такой титулярный советник?»- осталась не разрешена, так такая преграда как небольшой словарный запас свойственна детям младшего школьного возраста. Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи. | |
«Легко на сердце от песни весёлой!» ♪ | · Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди. Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде. | |
«Однозвучно гремит колокольчик» ♪ | · Простые слова о колокольчиках ввели мальчика в полное замешательство. Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования. - Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя. | |
«Колокольчики мои» ♪ | · Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение – обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание». - Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял! Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину. | |
«Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪ | · Детское образное восприятие, отсутствие иронического настроя не позволили Феде постичь смысл широко известной песни М. Мусоргского. Вопрос - «как портной справился со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью. «Плохая песня», - решил мальчик. |