Тема 7. Логарифмические уравнения

1. Простейшее логарифмическое уравнение  имеет решение .

Пример 1. Решите уравнение .

Решение. Находим область допустимых значений (ОДЗ): .

Уравнение  является простейшим логарифмическим уравнением, следовательно, имеет решение:

.

Полученный корень удовлетворяет области допустимых значений.

Ответ: 5.

2. Для логарифмических уравнений, так же, как и для показательных уравнений, используется приём приведения обеих частей уравнения к одному основанию, а затем уравнение вида , где  приводится к равносильной системе

с помощью метода потенцирования.

Пример 2. Решите уравнение .

Решение. Находим ОДЗ из системы:

.

Таким образом, областью допустимых значений x является промежуток . Решаем уравнение . С помощью потенцирования получаем квадратное уравнение , т.е. , корнями которого являются числа  и . Корень  не принадлежит ОДЗ.

Ответ: 5.

Пример 3. Решите уравнение .

Решение. ОДЗ:

Приводим все логарифмы, входящие в уравнение, к одному основанию:

.

Корень x=64 удовлетворяет ОДЗ.

Ответ: 64.

3. Уравнения второй и более высоких степеней относительно логарифма решаются методом замены переменной .

Пример 4. Укажите сумму корней уравнения .

Решение. ОДЗ: .

Преобразуем правую часть уравнения, переходя к основанию 2: . Решаем преобразованное уравнение  с помощью замены переменной . Получаем уравнение . Корнями данного уравнения являются числа ,  и . Делаем обратную замену:

.

Корень  не удовлетворяет ОДЗ. Сумма корней уравнения  равна 32,25.

Ответ: 32,25.

Пример 5. Решите уравнение .

Решение. ОДЗ: .

Используем свойства логарифмов: , .

Тогда получаем уравнение , делаем замену  и решаем иррациональное уравнение:

Корни квадратного уравнения , . Делаем проверку. При  правая часть уравнения  отрицательна, следовательно,  не является корнем уравнения. Подставляя  в уравнение, получаем . Таким образом,  является корнем уравнения. Тогда

Ответ: 16.

4. Уравнения вида   решаются методом логарифмирования. Эти уравнения приводится к виду  при условии  и . Основание логарифма a выбирается по виду конкретного уравнения.

Пример 6. Найдите сумму корней уравнения .

Решение. ОДЗ: .

Логарифмируем по основанию 5 обе части уравнения:

.

Введём новую переменную , тогда уравнение примет вид . Делаем обратную замену:

Сумма корней уравнения равна 30.

Ответ: 30.

5. Уравнение может содержать и показательную, и логарифмическую функции, а также композицию этих функций.

Пример 7. Найдите наименьший корень уравнения .

Решение. ОДЗ: .

Получаем совокупность двух уравнений и решаем каждое из них:

Значение , таким образом, уравнение  имеет два корня .

Ответ: -0,6.

6. Некоторые логарифмические уравнения решаются графически. При этом находятся точки пересечения графиков функций, стоящих в левой и правой части уравнения.

Пример 8. Решите графически уравнение . Укажите промежуток, в котором находится его корень.


1) (-2;-1)

2) (-1;0)

3) (0;1)

4) (1;2)


Решение. Функция  возрастает, а функция  убывает для всех , следовательно, графики этих функций имеют одну точку пересечения. Строим графики и определяем промежуток, содержащий корень уравнения .

Ответ: 2).

7. При решении систем логарифмических уравнений используются приемы решения систем алгебраических уравнений, свойства логарифмов и приемы решения логарифмических уравнений.

Пример 9. Найдите значение выражения x+y, если (x;y) – решение системы

Решение. ОДЗ: .

Из второго уравнения системы выражаем  и подставляем это выражение в первое уравнение. Решаем полученное логарифмическое уравнение:

.

Из последнего уравнения находим значение x=3 и подставляем его в уравнение . Получаем y=0,25. Таким образом, x+y = 3,25.

Ответ: 3,25.

Приведём теперь более сложные задания, в которых требуется решить логарифмические уравнения.

Пример 10. Найдите все значения x, при каждом из которых выражения  и  принимают равные значения.

Решение. Согласно условию задачи . Находим ОДЗ: . Используя свойства логарифмов, решаем полученное уравнение:

Значение , следовательно, не является корнем уравнения.

Ответ: 0; 0,3.

Пример 11. Решите систему уравнений:

Решение. Область допустимых значений  определяется следующими условиями:

Упрощаем первое уравнение системы:

.

Подставляем  во второе уравнение системы:

.

Находим значения y. Если , то , если , то . Получаем решение системы (-5;-10).

Ответ: (-5;-10).



Задачи.

1. Решите уравнения:


1) ;

2) ;

3)

4) ;

5) ;

6) ;

7) ;

8) ;

9) ;

10) ;

11) ;

12)

13) ;

14) .


2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения


1)

2) [-1;2]

3) (2;5]

4)


3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения


1)

2)

3)

4)


4. Сумма корней уравнения  равна


1) 4

2) 2

3) -4

4) -2


5. Если  точка пересечения графиков функций  и , то значение  равно


1) 1

5) -1

9) 5

2) 2

6) -2

10) -5

3) 3

7) -3

11) 6

4) 4

8) -4

12) -6


6. Наибольший корень уравнения  равен


1) 10

5) 16

9) 13

2) 20

6) 18

10) 25

3) 12

7) 8

11) 27

4) 14

8) 11

12) 29


7. Наибольший корень уравнения равен


1) 10

5) 100

9) -1

2) 1

6) 0,1

10) – 20

3) 1000

7) 0,01

11) 17

4) – 10

8) -100

12) -17


8. Корень уравнения принадлежит промежутку


1) (-10;-8)

5) (-1;0)

2) (8;10)

6) (0;1)

3) (5;7)

7) (2;3)

4) (-7;-5)

8) (-3;-2)


9. Произведение корней уравнения  равно


1) 0

5) -6

2) 3

6) 9

3) -3

7) -9

4) 6

8) 1


10. Найдите наибольший корень уравнения .

11. Произведение корней уравнения  равно

1) 9                                2) 3                              3) 27                            4)

12. Корень уравнения принадлежит промежутку


1) (-1;0)

5) (0;1)

2) (2;4)

6) (0;2)

3) (15;17)

7) (-2;0)

4) (4;6)

8) (-4;-2)


13. Решите уравнение .

14. Найдите сумму корней или корень, если он единственный, уравнения .


1) 1

2) 2

3) 3

4) 4


15. Найдите произведение корней уравнения


1) -6

5) 1

2) -1

6) 0

3) 3

7) -3

4) 5

8) -5


16. Разность между наибольшим и наименьшим корнями уравнения  равна


1) -6

5) 4

2) -4

6) 6

3) 8

7) -8

4) 2

8) -2


17. Найдите сумму корней уравнения .

18. Найдите наибольший корень уравнения .

19. Найдите произведение всех корней уравнения .

20. Найдите сумму всех корней уравнения .

21. Решите графически уравнение . Укажите промежуток, в котором находится его корень.


1) (-2;-1)

2) (-1;0)

3) (0;1)

4) (1;2)


22. Решите графически уравнение . Укажите промежуток, в котором находится его корень.


1) (-3;-2)

2) (-2;-1)

3) (0;1)

4) (1;2)


23. Решите уравнение

24. Найдите все значения x, при каждом из которых выражения  и  принимают равные значения.

25. Найдите абсциссы точек пересечения графиков функций  и .

26. Найдите абсциссы точек пересечения графиков функций  и .

27. Если  - решение системы уравнений то произведение  равно


1) 2

5) 4

9) 5

2) 1

6) -4

10) -5

3) -2

7) 3

11) 0

4) -1

8) -3

12) 25


28. Найдите значение выражения x+y, если (x;y) – решение системы

29. Решите системы уравнений:


1)

2)


 




































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: