Вопросы к экзамену для групп 16ИПД- 1 и 2

 

1. Идейные и творческие искания молодого Горького. Традиции романтизма в рассказах 1890-х гг.: концепция личности, авторское начало.

2. «Русские босяки» М. Горького. Рассказы 90-х годов.

3. Повести «Фома Гордеев» и «Трое». Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького.

 4. Пьеса М. Горького «На дне»: проблематика и драматургический конфликт, его философский характер. Концепция «бывшего» человека. Авторская позиция и художественные средства ее выражения.

5. Пьесы М. Горького об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги» - по выбору). Проблема интеллигенции и народа.

6. Роман «Мать» М. Горького. Рабочие и интеллигенция в романе. Христианская мораль и этика революционера в романе. 

7. Проблема русского национального характера в прозе М. Горького 10-х годов. Мещанство и революция в «окуровском цикле». («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»).

8. Дореволюционное творчество А.Н. Толстого.

9. Особенности проблематики прозы И. А. Бунина 1890—начала 1917-х гг.

10. Философская проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина 1910-х годов.

11. Поэзия Ивана Бунина..

12. «Жестокая проза» Бунина. Повесть «Деревня». Своеобразие подхода автора к решению проблемы русской деревни.

13. Дореволюционное творчество А.С. Серафимович.

14. Рассказы Л. Андреева 90-х гг. Люди «дна» и образ «маленького человека».

15. Философская проблематика рассказов Л. Андреева 1900-х годов.

16. Прозаическое творчество Л. Андреева периода первой русской революции. Проблематика и особенности стиля.

17. Пролетарская литература как литературное течение русской литературы конца Х1Х начала ХХ века.  Творчество пролетарского поэта Демьяна Бедного.

18. Тема любви в творчестве А. И. Куприна.

19. Проза А. И. Куприна периода первой русской революции. Повесть «Поединок».

20. Проблема гуманизма в творчестве А.И. Куприна.

21. Тема Русский символизм 1890-х гг., эстетические принципы «старших символистов», идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, особенности поэтического языка.

22. Программное оформление символизма как художественного тече­ния в 1900-е годы. Роль философии и поэзии Вл. Соловьева в формировании фи­лософских и эстетических воззрений символистов. Статьи теоретиков символизма (В.Я. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Белый и др.)

23. Поэтическое творчество В. Я. Брюсова.

24. Проблематика и поэтика стихов о родине и любви в лирике А. Блока. Особенности поэтического языка поэзии А. Блока..

25.  История и современность в цикле А. Блока "На поле Куликовом".

26. Особенности жанра, проблематики и образной системы поэмы А. Блока «Двенадцать».

 

 27. История возникновения и эстетическая позиция акмеизма.. Поэтическое творчество Н. С. Гумилева. От "Пути конквистадоров" к "Костру" Н. Гумилева: символизм и акмеизм, идеал и современность.

28. Дореволюционное творчество А. Ахматовой: мировосприятие, образ героини, своеобразие психологизма.

29. Эстетические принципы русского футуризма, особенности языка. Творчество В. Маяков ского дореволюционного периода.

 

 

Война глазами детей Победы

  Юрий Кузнецов (Арбеков), член Союза писателей России, лауреат Всероссийской премии имени М.Ю. Лермонтова, не новичок в поэзии. Стихи его публиковались отдельными сборниками и в средствах массовой печати. Рецензируемый сборник посвящён только одной теме – теме Великой отечественной войны. В книгу «Фронтовые дороги отцов» вошло 40 произведений. Интересным и легко читаемым сборник получился потому, что в нём хотя и одна тема, но раскрыта она в разных тематических нюансах и стилевых потоков: здесь идут стихотворные рассказы о танкистах, моряках, лётчиках, пехотинцах, о людях тыла.

  Пензенских читателей ожидает особенный сюрприз – много стихотворений связано с Пензенским краем. Целесообразно местный материал выделить в особый «пензенский цикл». Больше половины стихов сборника посвящены пензенцам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Более того «пензенский цикл» показан в хронологическом порядке, по нему можно изучать историю отечественной войны на уроках литературы в Пензенских школах. Начать можно с зарождения 354-й стрелковой, сформировавшейся в начале войны в Сурском крае. Я имею в ви ду стихотворение «Сурская дивизия у деревни Крюково. Крюково – это последний 41-й километр Ленинградского шоссе до которого дошёл враг в битве за Мо скву. Пензенский край горди тся сердобчанитном Николаем Залетовым. Ставшим полным кавалером орденов Славы, «Был в стране он самый первый, // Кто три ордена «Собрал» / Боевой Солдатской Славы!».

Из сборника мы узнаём о бронепоезде «Смерть фашизму, построенном пензенскими мастерами в железнодорожных цехах. «И теперь // Пять зенитных установок по врагу палят, гул звонок, \\ И дымит побитый зверь». Не менее знаменитыми стали в годы войны миномётные «Катюши». «Миномёты Победы», как их называли тогда, выпускались в Пензе (теперешний Пензмаш). Здесь вполне уместно вспомнить наркома страны в военные годы Петра Ивановича Паршина, портрет которого сегодня украшает здание первого корпуса Пензенского государственного университета, В 1943 году по его инициативе был открыт этот университет. Это он за годы войны организовал выпуск 11.000 «Катюш» и 12 миллионов снарядов к ним.

Казалось бы, какое отношение имеет Сталинград к Пензе, однако и здесь есть прямя связь: поэт обнаружил улицу «Пензенскую» в стихах которые так и называются «Дом Павлова на улице Пензенской».

Но русский бог упрямый! Весь фронт ударил лавой,

И Пензенская улица попала в общий шквал!

Дом Павлова, Дом Павлова!

Ты – дом Солдатской Славы!

А Сталинград в ту пору

Навек весь мир узнал!

Всё верно было. Огорчительно только теперь, когда имя города героя стали забывать, переименовав его в нейтральное название «Волгоград»

Запоминаются военные сюжеты, связанные с подвигами конкретных людей, ставших героями, таких, как Андрей Кижеватов («Последняя зстава Андрея Кижеватова»), Валентина Гризодубова, обучавшаяся в Пензенской школе лётчиков («Ночная ведьма»), героя Советского Союза, пензенца Константина Бадигина («Морские караваны Константина Бадигина». «Богом войны» назвал поэт недавно ушедшего от нас нашего коллегу генерала Василия Ивановича Зайцева, бывшего начальника Пензенского артиллерийского училища В интерпретации автора сборника в числе героев оказался и наш уважаемый поэт Ни колай Куленко. Имевший неприятнос ть встречаться с немцами в тылу – интересным и патриотическим, на мой взгляд. получилось стихотворение «Лыжи. (как мы жили в оккупации)». В число конкретных героев входит и «Эвакогоспиталь в Ахунах».

  На вопрос о биографических данных поэты обычно отвечают: «что касается моей биографии, она в моих стихах». Так вот и Юрий Кузнецов (Арбеков) может сказать своим стихотворением «Свадьба в Вене» Да, свадьба папы Юрия, сражавшегося за Ленинград, получившего орден за его освобождение. А потом был тральщи ком в Чёрном море…»Так с боями шёл до Вены, // В ней он встретил День Победы»… В 1946 году в Вене состоялась свадьба мичмана Александра Петровича Кузнецова и учителя Галины Прокопьевны Казаковой. Это были родители нашего поэта.

От «Самого длинного дня в году» до победоносного Мая советский народ сражался с ненавистным фашизмом на фронте и в тылу. Победными строчками заканчивается книга «Фронтовые дороги отцов». Вполне логично помещение финальных военных строчек в цикл Победы, где речь идёт о поверженной столице Фашистов Берлине. И здесь тоже наши земляки сыграли не последнюю роль, выступая на ступеньках Рейхстага. 2 мая 1945 года здесь состоялся концерт великой актрисы Лидии Андреевны Руслановой (Лейкиной), эрзянки, уроженки Малосердобинского района и казачьего ансамбля второго гвардейского кавалерийского корпуса под управлением капитана Туганова.

Стихотворение «Портрет на Рейхстаге» связано с нашим Авдеевым Владимиром Васильенвичем, уроженцем деревушки Чеботаево Колышлейского района Пензенской области, владевшего немецким. Английским и французскими язхыками. Кандидат филологическимх аука. Простой в общениях человек. награждённый орденами Красной звезды, медалью за взятие Берлина и 15 медалями, он работал в педагогическом институте. Это он написал на стене Рейхстага «А мы из Пензы», об этом свидетельствует фотография, находящаяся в доступном режиме.

Коллега мой Юрий Александрович Арбеков совершил большое дело, подготовив к печати книгу о войне. Убеждён. Что она сыграет свою большую воспитательную роль среди молодёжи и прринесёт чувство удовлетворённости те м, кто помнит своих дедов, отцов, родителей, спасших Россию от фашизма. В заключительных строчках «Дети победы» автор искренне, по-русски, скажет:

Так рождались мы – дети Победы!

Нынче, брат, – седовласые деды,

Всем по 70 с гаком, поди.

Мы не дети войны, чуть моложе,

Каждый после Победы рождён.

Ну, а тех, кто нас старше, мы тоже,

Почитаем с минувших времён.

Не рвётся связь отцов и детей. Ох, как бы хотелось, чтобы не рвалась эта судьбоносная человеческая нить ещё и с нашими внуками. Только в твёрдости этой нити кроется здравие нашей любимой Родины

Доктор филологических наук. профессор кафедры Литературы и методики преподавания литературы ПГУ ------ Горланов Г.Е.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: