Элитарная и эгалитарная педагогики

 

Ты больше не должен стремиться быть похожим на других. Ты просто еще не осознаешь, что ты это знаешь.

(Р.Бах «Иллюзии»)

 

Обе эти технологии возникли примерно в одно и то же время – в ХVII веке. Начиная с них можно говорить собственно о концепциях, то есть об оформленности педагогики в понятиях (до этого времени речь шла, скорее, о парадигмах, нежели о технологиях).

Появление этих технологий связано с изменениями социокультурных условий в Европе в ХVII веке (прежде всего, в Англии), возникновением в Англии новой научной философии.

Нарастание демократических тенденций в английском обществе привело к тому, что управление государством было изъято из рук родовой аристократии и перешло в руки городской и сельской буржуазии, демократических слоев населения. Вся жизнь сильно демократизировалась. К этому времени Англия приобрела опыт революционного переустройства общества. Но сама революция и ее поражение вскрыли недостатки и пороки демократического правления и демократической организации государства. Однако возврат к аристократической форме управления наследственной аристократии был уже невозможен. Отсюда почти сам собой напрашивался тезис, который в своей педагогике выдвинул Джон Локк – ВОСПИТАНИЕ ДЖЕНТЛЬМЕНА. Если раньше человек имел доступ к управлению государством и принятию решений в силу своего рождения и принадлежности к высшему сословию, и его воспитание и образование были лишь дополнением к происхождению, незначимыми вещами, то со времен Д.Локка понятие элиты (джентльмена) стало пониматься как результат культуры, воспитания и образования.

Д. Локк был последователем английских философов, сторонником идей Т. Гоббса и Ф. Бекона и отстаивал идеи английского эмпиризма. Ф. Бекон в начале своей деятельности на уровне идеологем провозгласил лозунг: «Знание – сила!». Последующее осмысление периода, предшествующего английской революции, и сама революция показали, что не физическая экономическая сила, а знания и организация позволяют завоевывать и удерживать власть, побеждать в войне. Стало очевидным, что управление и деятельность строятся на знании, поэтому лозунг «Знание – сила!» из чисториторического, идеологического превратился в достаточно определенный и практический. В связи с этим английские философы стали разрабатывать теорию знания, методологию и эпистемологию. Однако они разрабатывали эту теорию не в рационалистическом духе (т.е. в основу учения о знании клали не разум и разумную деятельность), а в эмпирическом (делая основанием опыт и эмпирику). Английские философы вышли на собственные представления о сознании и стали рассматривать опыт как отображение внешнего мира в сознании.

Для описания сознания английские эмпирики использовали модель «чистой доски» - tabula rasa. По их мнению, между «чистой доской» и миром происходит определенный обмен, который составляет пространство опыта, причем Д.Локк вводит категорию чувственного опыта. По его мнению, нет ничего в знании такого, чего раньше не было в восприятии. Таким образом, все многообразие мира дано в знании, а само знание есть отображение на доске сознания, полученное через чувственные впечатления (схема 1).

 

  Пространство опыта   tabula rasa                          мир обмен

 

В практике элитарной педагогики это выглядит следующим образом: ребенок рождается на свет с чистым сознанием, и дальше, регулируя каналы его чувственного восприятия, можно писать на этой «чистой доске» сознания все, что хочет учитель (сами знания, волевые, мотивационные компоненты и др.). Ребенок имеет контакт с внешним миром только через те формы, которые проектирует или разрешает учитель (изоляция ребенка от мира регулируется учителем, поэтому на сознании ученика отпечатывается то, что позволяет воспринимать учитель). И все внимание учителя сосредоточено на изобретении, установлении и регулировании форм контакта ребенка с миром. Варьируя эти отпечатки на tabula rasa, можно формировать соответствующую личность, а так как речь идет о социальной установке Д.Локка о воспитании джентльмена, то это приобретает вполне определенную форму.

Школа в этой технологии представляет собой особым образом сконструированное пространство контакта ученика с внешним миром. Ученик в начале обучения представляет собой «чистую доску», а в конце обучения – «заполненную доску». Результат такого обучения может быть представлен в виде перечисления опыта. Мотивация ученика специально в этой технологии не обсуждается, т.к. она есть один из тех видов знания, которые наносятся на доску сознания.

Учитель в этой концепции становится ответственным за все, поэтому он перегружен обязанностями и должен быть не только человеком знания, но и контролером, психологом, врачом, исповедником, чиновником над учеником. Поскольку именно через учителя ребенок вступает в контакт с миром, то требования, которые накладывает общество и родители, нанимающие такого учителя, предполагают весь набор знаниевых, поведенческих, регламентирующих характеристик, которые вообще могут быть применены к человеку. В тоже время, учитель в этой технологии получает для себя очень широкие возможности, по сути дела они безграничны. Ограничением здесь может быть либо невозможность найти учителя, отвечающего всем предъявляемым требованиям, либо недостаток информации о таких учителях. Содержанием образования в данной технологии являются знания, которые понимаются как индивидуальный опыт.

Негативной стороной этой технологии является тот факт, что ученик будет «ущербным» в той мере, в какой ущербны представления учителя, так как, как было отмечено, именно учитель определяет контакт ребенка с миром.

Эгалитарная педагогика имеет те же самые идеологические и философские основания, что и элитарная. Вместе с тем, основатель этой технологии Я.А. Коменский использует другую установку: СОЗДАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ВСЕХ. Поэтому, в отличие от элитарной педагогики Я.А. Коменский проектирует не способ контакта ученика с миром, а образовательный институт как регулятор опыта на несколько поколений учеников, как регулятор передачи знаний о мире. Фактически, он смещает акцент с того, что должно быть записано на «чистой доске», на то, как проектировать социальный институт трансляции опыта на основе коммуникативных групп учеников. Я.А. Коменский развивает учение эмпиризма и формирует принципы дидактики, обосновывая их с позиций английского эмпиризма. Беря за основу принцип наглядности, он формулирует производные принципы: посильности, последовательности, научности и т.д. Кроме того, Я.А.Коменский вводит формы организации, узаконивает категории единиц учебного процесса, как единиц по материалу: единицы содержания урока, учебного года, семестра и т.д. Через эти единицы содержания начальной и средней школы вводятся уровни: например, школа родного языка, латинская школа и др. Затем Я.А. Коменский производит регламентацию: стандартизирует учебное время, вводит категорию учебного года, дня, урока. Именно установка на массовость и равные возможности требует от Я.А. Коменского стандартизации учебного процесса.

Но чтобы осуществить стандартизацию в государственном масштабе, а не в отдельно взятой школе, Я.А. Коменскому необходимо было обосновать это с позиции методологии английского эмпиризма, а, следовательно, психологии. Таким образом он обосновывает и учебный год, и количество учеников в классе, и разделение их по возрастам. Фактически, Я.А. Коменский изобретает конвейер, который и был внедрен в школу.

Фабрика или конвейер, чтобы работать, требует определенный отбор стандартного материала. Пока не было закона о всеобщем начальном образовании и в начальную школу ходили не все дети, не было и проблем с отбором стандартного материала. Но когда возникла необходимость обучать абсолютно всех детей, встал вопрос о качестве материала, поступающего на конвейер. Поскольку Австро-Венгрия находилась в это время в упадке, то эту задачу начала решать Франция, приняв закон о всеобщем начальном образовании. И Альфреду Бине, французскому психологу, поступил заказ на отбор учеников, способных учиться в первом классе. По сути дела, с работ А.Бине началось отклонение от элитарной технологии: с одной стороны, на усиление эгалитарности, а с другой - на синтез эгалитарной педагогики с элитарной. Последнее проявилось в мангеймской системе образования, где было выделено 5 стандартов по возможности обучения: A (элита), B и C (ядро массового производства), D и E (необучаемые).

Как только всеобщей объявили среднюю школу, требования к стандарту изменились. Таким образом, тенденция к массовости требует изменения и порой снижения стандартов. Кроме того, чтобы «запустить конвейер», необходимо два типа стандартов: на качество и на количество. Это требовало регламентации количества материала, необходимого для изучения в процессе урока, но и качественной организации урока.

Школа, таким образом, в педагогике Я.А. Коменского – это конвейер (или фабрика) с соответствующими атрибутами: ученик в начале обучения соответствует стандарту № 1, а в конце обучения – стандарту № 2, что является величиной условной, поскольку данная педагогика предполагает бесконечность. Просто меняются стандарты: недостаточно гимназии, значит вводится вузовское обучение, а если и этого недостаточно – послевузовское образование. Таким образом, педагогика Я.А. Коменского – это первый шаг к непрерывному образованию, а ученик в конце обучения соответствует какому-то конкретному стандарту. Сами по себе стандарты предполагают социальную мотивацию, т.к. имея диплом об определенном уровне образования, человек становится представителем определенной страты (стратовая мотивация). Кроме того, технология Я.А. Коменского предполагает систему физических и моральных наказаний для регулирования процессов на «фабрике».

Ответственность учителя в эгалитарной педагогике предполагает соблюдение технологического стандарта в конкретизированной форме: равные возможности для всех. А содержанием образования в этой технологии является единица материала.

Контрольные вопросы

1. Каковы социокультурные условия появления элитарной и эгалитарной технологий?

2. Основная цель элитарной педагогики - подготовить человека к управлению государством. Но каналы восприятия информации, т.е. получения знаний, определяет учитель. Каким образом при этом формируется мотивация по этой технологии?

3. Как человек, который не несет никакой ответственности (у которой она не формируется) может в будущем выполнять функцию управления?

4. В чем проявляется локальность и всеобщность образования в элитарной и эгалитарной технологиях?

5. Каковы трудности организации элитарного образования в современной ситуации?

6. В чем состоит заслуга Я.А.Коменского?

7. Каковы социально-культурные факторы возникновения информационно-кибернетической и дифференциальной педагогики?

8. Каковы функции учителя в информационно-кибернетической и дифференциальной педагогике?

9. В дифференциальной и эгалитарной педагогике ведется обследование ученика на соответствие стандарту, происходит постоянная диагностика. В чем разница?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: