Контрольная работа № 3
Тема: Глагол
I. Выполните морфемный анализ
В-1: Укроются, включить, сохранил, решить, создать, рассматривают, унесите, сберег.
В-2: Поджечь, напишите, осмотрел, моются, ухаживают, подмести, накрыл, расспрашиваете.
В-3: Перенестись, удвоить, раскричаться, очистились, чтить, сохрани, напустился, знаешь.
В-4: Раскрыться, прикрепи, пролетела, покрашу, благодарить, прилечь, прижег, ударишься.
Образец: слово ПОДЖЕЧЬ – инфинитив, нулевое окончание, основа слова ПОДЖЕЧЬ, корень ЖЕЧЬ, приставка ПОД.
II. Выполните словообразовательный разбор
В-1: Удвоить, вчитаться, переделывать, столкнуть, усилить, посматривать, крутануть.
В-2: Учетверить, размечтаться, осилить, выбрасывать, укрываться, повторять, похаживать.
В-3: Размещать, ослушаться, умножить, вырабатывать, отбарабанить, решать, обезлюдеть.
В-4: Уменьшить, постукивать, поместить, покачиваться, уведомлять, ускорить, всмотреться.
Образец: слово ПОДЖЕЧЬ – инфинитив, обозначает действие «что-то начать жечь», образовано от слова ЖЕЧЬ при помощи приставки ПОД, приставочный способ образования.
|
|
III. Определите спряжение, проспрягайте выделенные глаголы
В-1: Осмотреть, обессилеть, вылить, постучать, выкрутиться, лететь, ябедничать, обезлюдеть, обезлюдить, выбежать, надышаться, выздороветь, колыхаться.
В-2: Буянить, расхотеть, обессилеть, обессилить, переесть, разогнаться, гонять, выпить, перешить, отдать, колыхать, развеять, принести, обезуметь, бороться.
В-3: Проболтать, прибывать, обезводеть, обезводить, выдержать, угнаться, рассвирепеть, венчать, избежать, выбить, прощать, вникнуть, вышить, вышивать, лепетать, узнавать.
В-4: Возненавидеть, молодиться, возобновить, разорвать, рассмотреть, развить, мокнуть, надоесть, выздороветь, вымыть, увидеться, крикнуть, поесть, плескать, резвиться.
IV. Найти одновидовые, двувидовые и парные по виду глаголы (для парных по виду глаголов привести второй член видовой пары)
В-1: Рассмотреть, встрепенуться, расцветать, сдать, смеяться, госпитализировать, знать, установить, мчаться, разбрасывать.
В-2: Согнать, казнить, усилить, вылить, выбежать, осветить, стоять, раздумывать, реконструировать, странствовать, виснуть.
В-3: Поволноваться, выгребать, разрезать, оперировать, умыться, начать, постукивать, волноваться, осматривать, лечить.
В-4: Выпрыгивать, разложить, венчать, пировать, залить, глядеть, убрать, интерпретировать, нажить, летать, разгуливать, короновать.
Образец: слово ОСМОТРЕТЬ – что сделать? Относится к 7 словам исключениям на –еть (смотреть), следовательно, 2 спряжение (они что сделают? – осмотрят) (окончание безударное, поэтому определяем спряжение по начальной форме глагола: на –еть (слово-исключение, 2-ое спряжение).
|
|
Слово ВЫЛИТЬ – что сделать?(слово с приставкой ВЫ, отбрасываем ее: ЛИТЬ. Ставим глагол в форму 3 лица мн. числа: они что делают?- льют – окончание ударное 1 спряжения, следовательно, глагол 1 спряжения.
Слово ПОСТУЧАТЬ (что сделать?) - ставим глагол в форму 3 лица мн. числа: они что сделают? Постучат, окончание ударное 2 спряжения, следовательно, глагол 2 спряжения.
V. Определите класс и переходность / непереходность глаголов
В-1: Кричать, сломать, тянуть, волновать, вымыть, лежать, спеть, лечить, поседеть, выгладить.
В-2: Укрыть, разбросать, накрыть, прижечь, гнаться, недоглядеть, сжимать, военизировать, кольнуть, болеть.
В-3: Оперировать, посинеть, стабилизировать, возмущаться, установить, примчаться, разлить, возмутиться, отдохнуть, ужинать.
В-4: Клонировать, распределяться, забинтовать, стелить, выбелить, умничать, лежать, возникнуть, уставать, подстраховаться.
Образец: слово СЛОМАТЬ (что сделать? глагол совершенного вида, следовательно, у него две основы: основа инфинитива и основа будущего простого времени) – основа инфинитива СЛОМА -ТЬ,основа будущего простого времени (они что сделают? – сломай- ут) СЛОМАЙ-. Соотношение основ А-АЙ указывает, что 1 продуктивный класс. Переходность глагола СЛОМАТЬ (что?) – переходный, так как сочетается с существительным в В.п. без предлога (сломать часы, дерево, ветку, стереотипы)
Слово БОЛЕТЬ (что делать? Глагол несовершенного вида, следовательно, у него две основы – основа инфинитива БОЛЕ –ТЬ и основа настоящего времени (они что делают? - БОЛЕЙ -УТ). Соотношение основ глагола: БОЛЕ- и БОЛЕЙ- (е-ей) указывает, что это 2-ой продуктивный класс глагола. Переходность глагола БОЛЕТЬ (что?) – непереходный, так как не сочетается с существительным в форме В.п. без предлога (болеть как долго?, болеть чем? и т.д.).
VI. Образуйте формы повелительного наклонения
В-1: Учитывать, распределять, признаться.
В-2: Беречь, догонять, стричь.
В-3: Вымыть, узнавать, узнать.
В-4: Распределить, учесть, выдать.
Образец: глагол БЕРЕЧЬ (что делать? – несов. вида): от данного глагола образуются следующие формы повелительного наклонения:
1 л. (я) ед.ч. нет формы---------------------------------мн.ч. (мы) давайте беречь
2 л. (ты) ед.ч. береги-------------------------------------мн.ч. (вы) берегите
3 л. (он,она,оно) ед.ч.пусть (пускай) бережет-------мн.ч. (они) пусть(пускай) берегут
Глагол УЗНАТЬ (что сделать? – сов. вида): от данного глагола образуются следующие формы повелительного наклонения:
1 л. (я) ед.ч. нет формы---------------------------------мн.ч. (мы) давайте узнаем
2 л. (ты) ед.ч. узнай---------------------------------------мн.ч. (вы) узнайте
3 л. (он,она,оно) ед.ч.пусть (пускай) узнает---------мн.ч. (они) пусть(пускай) узнают
(при спряжении глагола вид глагола не МЕНЯЕТСЯ)!!!!!
VII. Определите залог выделенных глаголов
В-1: Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва показалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня.
В-2: И тут случилось небольшое событие, объединившее всех быстрее, чем это может сделать самый добрый разговор. Посередине трещал огонек, и дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться.
В-3: Учеными активно изучаются наночастицы, выявляются области их применения. По результатам открытий создаются удивительные новинки технического прогресса.
В-4: Девушка, которую он назвал своей сестрой, показалась мне очень милой. К вечеру она нарядилась, воткнула два сухих василька в косу и задумала поставить самовар.
Залог глагола бывает ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ (когда субъект действия является активным деятелем, например, рабочие строили дом) и ПАССИВНЫЙ (когда субъект действия пассивный деятель, например, дом строится рабочими).
|
|