Урок биологии 10 класс
Тема: Взаимодействие генов
Учебник стр 291-295
Задание:
1. Познакомьтесь с теорией (см ниже и в учебнике)
Взаимодействие генов
Вы уже знаете о том, что гены могут взаимодействовать друг с другом по типу полного и неполного доминирования. Однако, в генетике встречается масса других примеров взаимодействия генов. В этой статье мы затронем те, которые ранее не обсуждались.
Кодоминирование
Кодоминирование - взаимодействие аллельных генов, при котором в гетерозиготном состоянии могут оказаться два доминантных гена одновременно, при этом каждый ген отвечает за свой признак.
Наиболее распространенным примером кодоминирования является наследование групп крови у человека.
Решим пару задач, которые укрепят понимание темы.
Пример решения задачи №1
"Родители имеют II и III группы крови, гетерозиготны. Какие группы крови можно ожидать у их детей?"
Гетерозиготный генотип матери - IAi0 и генотип отца - IBi0. Составим схему решения для такого случая.
|
|
Итак, в результате такого брака может получиться ребенок с любой группой крови, в чем мы убедились.
Пример решения задачи №2
"Дигетерозиготная по B (III) группе и положительному резус-фактору вступила в брак с таким же мужчиной. Какое расщепление по фенотипу можно ожидать у детей?"
Сходу понятно, что гетерозиготы по III (B) группе крови будут записаны IBi0. Резус-фактор для нас новое понятие - это белок, находящийся на поверхности эритроцита (тогда говорят, что резус-фактор положителен), или отсутствующий (тогда у человека резус-фактор считается отрицательным). Генотипы записываются так:
- Резус-фактор положителен: Rh+Rh+, Rh+rh-
- Резус-фактор отрицателен: rh-rh-
В данной задаче сказано, что "дигетерозиготна по... и положительному резус-фактору" - значит, резус фактор будет записывать в генотипе - Rh+rh-.
Обратите внимание, что ошибкой является записать рецессивный ген перед доминантным. За такое могут снять балл на экзамене: aA, bB, i0IA, rh-Rh+. Правильный вариант записи: Aa, Bb, IAi0, Rh+rh-.
Каждая особь образует 4 гаметы, поэтому потомков получается 16. Подсчитает расщепление по фенотипу:
- 9 потомков: положительный резус-фактор, III (B) группа крови
- 3 потомка: положительный резус-фактор, I (0) группа крови
- 3 потомка: отрицательный резус-фактор, III (B) группа крови
- 1 потомок: отрицательный резус-фактор, I (0) группа крови
Расщепление по фенотипу в данном случае получилось: 9:3:3:1. Здесь проявляется III закон Менделя - закон независимого наследования, так как гены, отвечающие за группу крови и резус-фактор, находятся в разных хромосомах.
Комплементарность
|
|
Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором развитие признака определяется не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, располагающихся в разных хромосомах.
Неаллельные гены - это гены, расположенные в разных локусах хромосом, которые отвечают за разные признаки. В генетике случается такое, что один неаллельный ген может влиять на другой (ген a подавляет действие гена B). В этом разделе статьи мы подробно разберемся с подобным взаимодействием и рассмотрим задачи, которые могут встретиться.
Таким образом, развитие признака определяется именно сочетанием генов друг с другом. Здесь логичнее подчеркнуть совместное действие генов, нежели чем сказать, что доминантный ген подавляет рецессивный - при комплементарности это не совсем так.
В каждой задаче свой случай комплементарного взаимодействия генов. Чтобы успешно их решать, надо помнить, что такое явление, как комплементарность, в принципе, возможно, и быть внимательным при написании генотипов особей и их гамет.