Вопросы по русскому языку

Промежуточная аттестация по учебному предмету

«Русский язык и литература»

В 10В классе

За 2019-2020 уч. год.

(Верные ответы выдели цветом)

Время выполнения: 10:00-10:45, прислать до 10:50

ВОПРОСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  1. Прочитайте текст и выполните задания А, Б

 

(1) До сих пор нет достоверной информации, откуда появилась матрёшка,

мифов и легенд о ее происхождении очень много. (2)<…> большая часть исследователей склоняется к этой: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая, как и матрёшка, раздвигалась, представляя собой вместилище для более мелкой фигурки. (3)Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

 

А)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1) Мифов о происхождении матрёшки очень много до сих пор, и учёные не пришли к единому мнению.

 

2) Прообраз русской матрёшки, по мнению большинства исследовтаелей, – фигурка японского мудреца Фукурума, которая раздвигалась, чтобы вместить более мелкую фигурку.

3) Фигурка японского божка стала прототипом русской матрёшки, как считают исследователи.

 

4) Японский образец русской матрёшки выполнен с большим юмором, он представляет собой множество вставляемых друг в друга фигурок мудреца.

 

5) Исследователи твёрдо убеждены: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая раздвигалась для более мелких фигурок.

 

Б) Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ОБРАЗЕЦ в предложении (3).

 

ОБРАЗЕ'Ц, зца́, м.

 

1. Предмет, материал, служащий примером при изготовлении, показе или закупке чего-н. Новые образцы материи.

2. Тот (или то), кому (или чему) надо следовать, подражать; пример. Слог его здесь ставят в образец.

3. Кто-н. (или что-н.), рассматриваемый (рассматриваемое), как пример поведения. Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?

 

4. Способ устройства, вид, форма по примеру чего-н. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу.

5. Деталь, изготовленная в установленной форме и в определенных размерах, служащая для производства над ней испытаний, для выяснения механических качеств материала (тех.). Опытный образец.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

 

тОрты

крАны

(дверь) зАперта

освЕдомиться

включИшь

 

  1. В одном    из приведённых ниже    предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

           

Володя ПОПОЛНИЛ свою коллекцию марок редкими экземплярами.

Лиза с     самого детства     занималась КОННЫМ спортом.

Его всё время преследовали бедствия, и он сам считал себя человеком

НЕУДАЧНЫМ.                                                                                         

Взгляд                   у     зверька      был открытый, ДОВЕРЧИВЫЙ.

В нашем дворе сегодня состоялся ДРУЖЕСКИЙ матч по волейболу.

 

  1. В одном из слов неверно образована форма. Найдите его

поезд сошёл с РЕЛЬСОВ

  много АРМЯН

без САПОГОВ

несколько ОЛАДИЙ

следы КОПЫТЕЦ

 

  1. Выделите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 

стаж..р, маж…р

окруж…н, печ..нка

дотемн…, вправ..

колокольч..к, ореш..к

бельч..нок, трущ..бы

 

  1. Выделите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 

(он) отутюж..т, (она) круж..тся

(он) стукн..т, (он) вытерп..т

(он) кашля..т, (она) вылет..т

обид..вший, прикле..вший

движ..мый, выбеж..т

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

 

(В)ПЕРЕДИ темнота была очень плотной, ТАК(ЧТО) ломило глаза.

Мы шли (ПО)НАД берегом, и лисица бежала ТО(ЖЕ) за нами.

Во ЧТО(БЫ) то ни стало мне нужно выиграть это состязание, ПОТОМУ(ЧТО) я долго готовился.

      (ПО)ЗАВЧЕРА нам позвонили (НА)СЧЁТ котят.

(В)СЛЕДСТВИИ о краже появился новый подозреваемый, ТАК(КАК) следователь посмотрел запись с камеры наблюдения.

 

  1. Выделите слова, в которых пишется НН

На полирова(1)ых полках были расставле(2)ы дикови(3)ые деревя(4)ые фигурки, грубо краше(5)ые в жёлтый цвет, серебря(6)ые подсвечники и эмалирова(7)ые кружки.

 

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выделив их одинаковыми цветами (используйте разные цвета для разных пар!)

 

Неправильное употребление предложения с именем числительным Автором матрёшки был токарь Михаил Звёздочкин, а расписал первую матрёшку в образе крестьянской девочки, вскоре окрещённой в народе распространенным именем Матрёшка (Матрёна), художник Сергей Малютин.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Причина популярности матрёшки сувенирной в том, что она являлась олицетворением самой России с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Классическая русская матрёшка представляет собой пятеро или семеро кукол, самая маленькая из которых является ребёнком.
Ошибка в построении сложноподчинённого предложения Сделана русская сувенирная матрёшка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающего рассыхание, и лаком.
Нарушение построения предложения с однородными членами Матрёшка – символ плодородия, богатства, материнства, поэтому она пользуется такой всенародной любовью.
  Расписывают матрёшек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что есть ли на матрёшке краска.
  Положив внутрь матрёшки записку с желанием, оно непременно исполнится.
  Пик популярности матрёшки пришелся на начало 60-х годов двадцатого века, когда в Советский Союз стали приезжать иностранцы для участия в фестивалях и учёбы.
  Сегодня можно купить сувенирные матрёшки самого необычного вида – героев не только русских сказок, но и политиков.

 

 

  1. Выделите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

приг..реть, сж..мать, обн..мать                                                 

      р..стовщик, ск..чок, подр..сток

       попл..вок, заст..лить, пом..риться (с другом)

 выд..рать (с корнем), д..ректор, к..лоссально

 забл..стать, подт..рать, ур..внение

 

ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

 

  1. Какое событие в жизни Ф.М. Достоевского повлияло на формирование идеи, заложенной в романе «Преступление и наказание»

1) Арест на заседании кружка петрашевцев

2) Приговор и публичная казнь, заменённая каторгой

3) Отбывание приговора и возвращение с каторги

4) Знакомство на каторге с Евангелием и пересмотр взглядов

5) Все ответы верные

  1. Кого из персонажей можно назвать героем-резонёром, демонстрирующим авторскую философию жизни:

1) Родион Раскольников

2) Титулярный советник Мармеладов

3) Пётр Петрович Лужин

4) Сонечка Мармеладова

5) Свидригайлов Аркадий Иванович

  1. В каких эпизодах автор подсказывает читателю, что Раскольников способен к состраданию:

1) Отдаёт оставшиеся у него деньги Мармеладовым

2) Признаётся в убийстве старухи-процентщицы

3) Платит за содержание в пансионе детей Катерины Ивановны

4) Платит полицейскому, чтобы тот проводил пьяную девушку домой

5) Во сне пытается защитить лошадь от избиения

  1. Найдите соответствия между персонажами и их философией жизни. Отметьте пары разными цветами:
Лужин “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”.
Раскольников "Страдание принять и искупить себя им, вот что надо..."
Свидригайлов люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.
Мармеладов «Допустим, у одного человека есть кафтан, а у другого человека кафтана нет. Лучше ли будет разорвать кафтан и поделиться с раздетым? Ведь при этом замёрзнут оба. Или нужно, чтобы хотя бы один из двоих остался в кафтане и выжил?»
Соня "Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!"

 

  1. Какова истинная причина совершения Раскольниковым преступления?

1) «Ну да, чтобы ограбить», «…вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы»

2) «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»

3) «Хотел убить без казуистики, убить для себя, для себя одного»

4) «Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную»

 

  1. Что Достоевский вкладывает в понятие «раскаяние»?

1) Самонаказание за причинённое людям зло

2) Муки совести

3) Всенародное покаяние в грехах

4) Отказ от теории

5) Отказ от эгоистических принципов во имя любви к ближнему

  1. Найдите соответствие между персонажем и цитатой, им произнесённой. Пары объедините разными цветами
Свидригайлов «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти.»
Пульхерия Александровна Раскольникова «Я редко лгу»
Дуня Раскольникова «… вы связали меня данным словом, от которого теперь отрекаетесь… и наконец… наконец, я вовлечён был, так сказать, через то в издержки…»
Лужин «Ты наше всё, вся надежда, упование наше.»
Мармеладов "Я просто для себя выхожу, потому что мне самой тяжело; а затем, конечно, буду рада, если удастся быть полезною родным..."

 

  1. Кто из персонажей романа живёт по закону, когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен? Напишите их имена под цифрами

1)?

2)?

3)?

  1. «В романе два главных героя Раскольников и Свидригайлов. Именно глазами и в кругозоре этих героев мы, как правило, видим происходящее. Интересно, что перед нами при этом оказывается два совершенно разных города: через Раскольникова мы воспринимаем душный, жаркий, пыльный город, спаленный солнцем, через Свидригайлова — мокрый город, темный или затененный, в потоках воды. Так Достоевский доносит до нашего сознания идею того, что наши внешние обстоятельства — то, что формируем мы сами, изнутри нашего собственного состояния и сознания». Какой композиционный приём лежит в основе представления персонажей, по мнению критика?

1) Параллелизм

2) Антитеза

3) Сопоставление

4) Контраст

  1. Какими способами пользуется Достоевский для создания образов героев в романе?

1) Портрет

2) Интерьер

3) Урбанистический пейзаж

4) Двойники

5) Говорящие имена

6) Система взглядов

7) Рефлексия

 

Выполненную работу необходимо прислать не позднее времени окончания урока!

Ответы высылаем на почту: irina_lukyanova_77@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: