Промежуточная аттестация по учебному предмету
«Русский язык и литература»
В 10В классе
За 2019-2020 уч. год.
(Верные ответы выдели цветом)
Время выполнения: 10:00-10:45, прислать до 10:50
ВОПРОСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- Прочитайте текст и выполните задания А, Б
(1) До сих пор нет достоверной информации, откуда появилась матрёшка,
мифов и легенд о ее происхождении очень много. (2)<…> большая часть исследователей склоняется к этой: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая, как и матрёшка, раздвигалась, представляя собой вместилище для более мелкой фигурки. (3)Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
А)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
1) Мифов о происхождении матрёшки очень много до сих пор, и учёные не пришли к единому мнению.
|
|
2) Прообраз русской матрёшки, по мнению большинства исследовтаелей, – фигурка японского мудреца Фукурума, которая раздвигалась, чтобы вместить более мелкую фигурку.
3) Фигурка японского божка стала прототипом русской матрёшки, как считают исследователи.
4) Японский образец русской матрёшки выполнен с большим юмором, он представляет собой множество вставляемых друг в друга фигурок мудреца.
5) Исследователи твёрдо убеждены: прообразом русской матрёшки стала фигурка японского божка, которая раздвигалась для более мелких фигурок.
Б) Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ОБРАЗЕЦ в предложении (3).
ОБРАЗЕ'Ц, зца́, м.
1. Предмет, материал, служащий примером при изготовлении, показе или закупке чего-н. Новые образцы материи.
2. Тот (или то), кому (или чему) надо следовать, подражать; пример. Слог его здесь ставят в образец.
3. Кто-н. (или что-н.), рассматриваемый (рассматриваемое), как пример поведения. Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
4. Способ устройства, вид, форма по примеру чего-н. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу.
5. Деталь, изготовленная в установленной форме и в определенных размерах, служащая для производства над ней испытаний, для выяснения механических качеств материала (тех.). Опытный образец.
- В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
тОрты
крАны
(дверь) зАперта
освЕдомиться
включИшь
- В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
|
|
Володя ПОПОЛНИЛ свою коллекцию марок редкими экземплярами.
Лиза с самого детства занималась КОННЫМ спортом.
Его всё время преследовали бедствия, и он сам считал себя человеком
НЕУДАЧНЫМ.
Взгляд у зверька был открытый, ДОВЕРЧИВЫЙ.
В нашем дворе сегодня состоялся ДРУЖЕСКИЙ матч по волейболу.
- В одном из слов неверно образована форма. Найдите его
поезд сошёл с РЕЛЬСОВ
много АРМЯН
без САПОГОВ
несколько ОЛАДИЙ
следы КОПЫТЕЦ
- Выделите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
стаж..р, маж…р
окруж…н, печ..нка
дотемн…, вправ..
колокольч..к, ореш..к
бельч..нок, трущ..бы
- Выделите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
(он) отутюж..т, (она) круж..тся
(он) стукн..т, (он) вытерп..т
(он) кашля..т, (она) вылет..т
обид..вший, прикле..вший
движ..мый, выбеж..т
- Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
(В)ПЕРЕДИ темнота была очень плотной, ТАК(ЧТО) ломило глаза.
Мы шли (ПО)НАД берегом, и лисица бежала ТО(ЖЕ) за нами.
Во ЧТО(БЫ) то ни стало мне нужно выиграть это состязание, ПОТОМУ(ЧТО) я долго готовился.
(ПО)ЗАВЧЕРА нам позвонили (НА)СЧЁТ котят.
(В)СЛЕДСТВИИ о краже появился новый подозреваемый, ТАК(КАК) следователь посмотрел запись с камеры наблюдения.
- Выделите слова, в которых пишется НН
На полирова(1)ых полках были расставле(2)ы дикови(3)ые деревя(4)ые фигурки, грубо краше(5)ые в жёлтый цвет, серебря(6)ые подсвечники и эмалирова(7)ые кружки.
- Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выделив их одинаковыми цветами (используйте разные цвета для разных пар!)
Неправильное употребление предложения с именем числительным | Автором матрёшки был токарь Михаил Звёздочкин, а расписал первую матрёшку в образе крестьянской девочки, вскоре окрещённой в народе распространенным именем Матрёшка (Матрёна), художник Сергей Малютин. |
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом | Причина популярности матрёшки сувенирной в том, что она являлась олицетворением самой России с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями. |
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом | Классическая русская матрёшка представляет собой пятеро или семеро кукол, самая маленькая из которых является ребёнком. |
Ошибка в построении сложноподчинённого предложения | Сделана русская сувенирная матрёшка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающего рассыхание, и лаком. |
Нарушение построения предложения с однородными членами | Матрёшка – символ плодородия, богатства, материнства, поэтому она пользуется такой всенародной любовью. |
Расписывают матрёшек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что есть ли на матрёшке краска. | |
Положив внутрь матрёшки записку с желанием, оно непременно исполнится. | |
Пик популярности матрёшки пришелся на начало 60-х годов двадцатого века, когда в Советский Союз стали приезжать иностранцы для участия в фестивалях и учёбы. | |
Сегодня можно купить сувенирные матрёшки самого необычного вида – героев не только русских сказок, но и политиков. |
- Выделите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
приг..реть, сж..мать, обн..мать
|
|
р..стовщик, ск..чок, подр..сток
попл..вок, заст..лить, пом..риться (с другом)
выд..рать (с корнем), д..ректор, к..лоссально
забл..стать, подт..рать, ур..внение
ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
- Какое событие в жизни Ф.М. Достоевского повлияло на формирование идеи, заложенной в романе «Преступление и наказание»
1) Арест на заседании кружка петрашевцев
2) Приговор и публичная казнь, заменённая каторгой
3) Отбывание приговора и возвращение с каторги
4) Знакомство на каторге с Евангелием и пересмотр взглядов
5) Все ответы верные
- Кого из персонажей можно назвать героем-резонёром, демонстрирующим авторскую философию жизни:
1) Родион Раскольников
2) Титулярный советник Мармеладов
3) Пётр Петрович Лужин
4) Сонечка Мармеладова
5) Свидригайлов Аркадий Иванович
- В каких эпизодах автор подсказывает читателю, что Раскольников способен к состраданию:
1) Отдаёт оставшиеся у него деньги Мармеладовым
2) Признаётся в убийстве старухи-процентщицы
3) Платит за содержание в пансионе детей Катерины Ивановны
4) Платит полицейскому, чтобы тот проводил пьяную девушку домой
5) Во сне пытается защитить лошадь от избиения
- Найдите соответствия между персонажами и их философией жизни. Отметьте пары разными цветами:
Лужин | “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. |
Раскольников | "Страдание принять и искупить себя им, вот что надо..." |
Свидригайлов | люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. |
Мармеладов | «Допустим, у одного человека есть кафтан, а у другого человека кафтана нет. Лучше ли будет разорвать кафтан и поделиться с раздетым? Ведь при этом замёрзнут оба. Или нужно, чтобы хотя бы один из двоих остался в кафтане и выжил?» |
Соня | "Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!" |
|
|
- Какова истинная причина совершения Раскольниковым преступления?
1) «Ну да, чтобы ограбить», «…вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы»
2) «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»
3) «Хотел убить без казуистики, убить для себя, для себя одного»
4) «Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную»
- Что Достоевский вкладывает в понятие «раскаяние»?
1) Самонаказание за причинённое людям зло
2) Муки совести
3) Всенародное покаяние в грехах
4) Отказ от теории
5) Отказ от эгоистических принципов во имя любви к ближнему
- Найдите соответствие между персонажем и цитатой, им произнесённой. Пары объедините разными цветами
Свидригайлов | «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти.» |
Пульхерия Александровна Раскольникова | «Я редко лгу» |
Дуня Раскольникова | «… вы связали меня данным словом, от которого теперь отрекаетесь… и наконец… наконец, я вовлечён был, так сказать, через то в издержки…» |
Лужин | «Ты наше всё, вся надежда, упование наше.» |
Мармеладов | "Я просто для себя выхожу, потому что мне самой тяжело; а затем, конечно, буду рада, если удастся быть полезною родным..." |
- Кто из персонажей романа живёт по закону, когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен? Напишите их имена под цифрами
1)?
2)?
3)?
- «В романе два главных героя Раскольников и Свидригайлов. Именно глазами и в кругозоре этих героев мы, как правило, видим происходящее. Интересно, что перед нами при этом оказывается два совершенно разных города: через Раскольникова мы воспринимаем душный, жаркий, пыльный город, спаленный солнцем, через Свидригайлова — мокрый город, темный или затененный, в потоках воды. Так Достоевский доносит до нашего сознания идею того, что наши внешние обстоятельства — то, что формируем мы сами, изнутри нашего собственного состояния и сознания». Какой композиционный приём лежит в основе представления персонажей, по мнению критика?
1) Параллелизм
2) Антитеза
3) Сопоставление
4) Контраст
- Какими способами пользуется Достоевский для создания образов героев в романе?
1) Портрет
2) Интерьер
3) Урбанистический пейзаж
4) Двойники
5) Говорящие имена
6) Система взглядов
7) Рефлексия
Выполненную работу необходимо прислать не позднее времени окончания урока!
Ответы высылаем на почту: irina_lukyanova_77@mail.ru