Произведения А.П.Чехова

Урок № 84, №85

                                                           

Тема урока: Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе. Особенности художественного мироощущения А.П.Чехова.

 

Задание 1. Записать основные тезисы

 

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е гг. XIX в. и ее отражение в литературе

 

80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролета риат. Интенсивно развивается капитализм в России, который ха рактеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и, вместе с тем, кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западно-европейских госу дарств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге по лицейскими была разогнана студенческая демонстрация.

Происходит резкое усиление контроля со стороны правительст ва: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Мос ковских ведомостей» (М. Катков), «Нового времени» (А. Суворин).

В начале 80-х гг. Александр III последовательно осуществляет новый политический курс. В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими издания ми. В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. - журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую дея тельность А.П. Чехов.

В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творче ство М.Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина-Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н.С. Лесков.

В литературе того времени происходит обновление тематики - судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «сред него человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.

Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л.Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравствен ное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.

Литературная деятельность А.П. Чехова также началась в начале 80-х гг. XIX в. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художествен ные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, - сказал он однажды. -В жизни нет сюжета, в ней все смешано - глубокое с мелким, вели кое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».

Таким образом, А.П. Чехов начал печататься в 80-е гг., кото рые часто называют «эпохой безвременья», или «нервным ве ком» (Д. Мережковский). И это безвременье, конечно, наложило от печаток на мировоззрение А.П. Чехова.

 

 

Задание 2. Прочитать биографию А. П. Чехова. Выполнить тестовые задания.

Жизнь и творчество А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии.

 

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.

 

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

 

Первые рассказы Чехова были изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены). Долгое время жил в Сахалине (апрель-декабрь 1890г.). Там написал произведения: «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6», которые отражают его впечатления о поездке.

 

Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.

На протяжении (1892-1899) было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня.

 

Затем из-за туберкулеза 18 сентября 1898 года Чехов приезжает в Ялту. Однако лечение в Ялте писателю не помогло и из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 15 июля 1904 года.

 

Тест по жизни и творчеству А. П. Чехова

Годы жизни А.П.Чехова

А. 1814-1841

Б. 1799-1837

В. 1870-1924

Г. 1860-1904

 

2. А.П.Чехов закончил:

А. Царскосельский лицей

Б. Гимназию

В. Московский университет

Г. Петербургский университет

3. Факультет, на котором учился А.П.Чехов:

А. Медицинский

Б. Филологический

В. Философский

Г. Исторический

 

 

4. Деятельность А.П.Чехова, помимо литературной:

А. работал врачом

Б. работал агрономом

В. работал учителем

Г. писал музыку и картины

 

5. Год публикации первого произведения:

А. 1869

Б. 1815

В. 1828

Г. 1878

6. Псевдонимы А.П.Чехова:

А. Врач без пациентов

Б. Антоша Чехонте

В. Человек без селезёнки

Г. Брат моего брата

 

Произведения А.П.Чехова

А. «Гроза»

Б. «Недоросль»

В. «Чайка»

Г. «Дядя Ваня»

Д. «Вишнёвый сад»

Е. «Ревизор»

 

8. Подвижническая деятельность А.П.Чехова:

А. Поездка на каторжный остров Сахалин

Б. Книга «Остров Сахалин»

В. Сбор средств для голодающих

Г. Строительство медицинского пункта в Мелихово

 

9. Первая пьеса А.П.Чехова:

А. «Вишнёвый сад»

Б. «Недоросль»

В. «Чайка»

Г. «Банкрот»

Д. «Гроза»

Е. «Ревизор»

Ж. «Три сестры»

 

10. Последняя пьеса А.П.Чехова:

А. «Дядя Ваня»

Б. «Бесприданница»

В. «Чайка»

Г. «Гроза»

Д. «Вишнёвый сад»

Е. «Ревизор»

Ж. «Недоросль»

 

 

11. Театр, с которым тесно сотрудничал А.П.Чехов:

А. Московский художественный

Б. Большой театр

В. Малый театр

Г. Театр на Таганке

12. Жанры произведений А.П.Чехова:

А. драма

Б. комедия

В. лирическое стихотворение

Г. повесть

Д. поэма

Е. рассказ

13. Особенности пьес А.П.Чехова:

А. Нет главных и второстепенных героев

Б. Отсутствие строгого деления героев на положительных и отрицательных

В. Отсутствие сквозного действия

Г. «Стёртый» характер конфликта

Д. Характер героя раскрывается в переживаниях

Е. Среди героев много счастливых людей

 

14. Причина смерти А.П.Чехова:

А. Преклонный возраст

Б. Автомобильная авария

В. Туберкулёз

Г. Убийство

 

15. Какой он, Чехов? Какие черты присущи, свойственны ему?

 

16. Какие рассказы писал Антон Павлович? Перечислите его основные рассказы

 

17. Объясните смысл высказывания А. П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно и лицо, одежда, и душа, и мысли».

Домашнее задание: с. 246-255, читать, выполнить тестовые задания по творчеству А. П. Чехова.

Ссылка на урок – https://www.youtube.com/watch?v=HLXarUPxWAA

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4301/main/49102/

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: